На днях на нашем портале вышла статья, посвященная
Максиму Горькому. Но и сам Горький тоже работал в публицистическом жанре. И героев одной из его статей был французский поэт Поль Верлен, который наиболее известен как основатель такого литературного течения как декадентство. Родился Поль Верлен тридцатого марта 1844 года, а умер пятьдесят один год спустя в январе 1986-го. Именно смерть поэта и вдохновила Максима Горького на написание статьи. Акцент в ней был сделан на принадлежности Верлена к декадентской литературной школе. А своего рода учителями самого Верлена были его любимые поэты – Теодор Банвиль и Леконт де-Лиль. Их имена сегодня практически неизвестны широкой публике, а вот творчество Поля Верлена и в наше время весьма популярно в особенности, среди юных почитателей поэзии.
В чём же секрет подобной популярности? Вполне возможно, что причина этого кроется в той меланхолической тоске, что, по словам Горького, звучала в его стихах. Эта боль нежной и чуткой, эта отчаянная жажда света, и поиск любви и Бога, хорошо знакома и близка молодёжи во все времена. Молодые люди и девушки сами находятся в таком внутреннем поиске, они интуитивно тянутся к декадентской поэзии, ища в них ответы на свои вопросы. Юным читатели со свойственным их возрасту эгоцентризму искренне полагают, что вопросы эти будоражат лишь их души.
Однако декадентское мировоззрение в той или иной мере было свойственно поэтам всех времен, даже если формально их творчество относилось к другим литературным направлениям. Это касается не только современников и потомках того же Верлена, но и его предшественников. Скажем, известный всем со школьной скамьи Михаил Лермонтов декадентом в полном смысле слова не был да и быть не мог, так как родился в другое время в другой стране, но и в его произведениях чувствуется, та же, свойственная Верлену и другим поэтам-декадентам меланхолия.
Декаданс как социокультурное явление проявляется всплесками, подобно океану. И волна обычно поднимается на стыке двух эпох либо в конце эпохи, когда многим, особенно молодым, начинает казаться, что мир клонится к окончательному упадку. Однако многие из декадентов времен Верлена уже переселились в мир иной, а этот мир по-прежнему стоит, хотя и кажется таким же падающим, как знаменитая башня в Пизе. Но даже если внешний мир вполне стабилен, внутри у молодёжи часто происходит ломка детских стереотипов, крушение и поиск новых идеалов, и потому поэзия Верлена находит живой отклик в душах подрастающего поколения читателей.