Любовные романы недолюбливают многие называющие себя серьёзными литераторы. Грешат подобным в основном мужчины, но и среди владеющих пером женщин попадаются такие, кто считает такие книги исключительно развлекательным чтивом. Однако и в этом жанре есть свои классики. В числе которых – сестры Бронте. Роман Эмили «Грозовой перевал» уже много лет входит в программу английский и американских школ. Книги её старшей сестры Шарлотты также вошли в золотой фонд литературы. А самый известный, в том числе благодаря экранизациям её роман «Джейн Эйр» является программным для студентов филологических факультетов.
Казалось бы, для чего будущим педагогам тратить время на анализ дамского романа? Но это в наше время писательниц чуть ли не больше, чем писателей, а тогда, во времена сестёр Бронте, работающие где бы то ни было женщин были тем самым исключением, что подтверждало правило. Поэтому роман, главная героиня, которого сама решает за кого выходить замуж и не отказывается от возможности работать, даже получив богатое наследство, содержал в себе революционные для того времени идеи. И потому его никак нельзя назвать сугубо развлекательным. Да романтическая линия красной нитью проходит сквозь историю Джейн Эйр. Но любовь не является для неё главным. Она без колебаний готова наступить на горло своим чувствам, повинуясь требованиям закона и совести. Кстати, по слухам прототипом мистера Рочестера был хороший знакомый Шарлотты Бронте – ещё один классик английской литературы Уильям Теккерей, жена которого также была психически нездорова. А он, в свою очередь, сделал Шарлотту прототипом Реббеки Шарп – одной из ключевых героинь «Ярмарки Тщеславия». Впрочем, об этом шедевре английской литературы мы поговорим как-нибудь в другой раз. А сейчас вернёмся к Шарлотте Бронте и её героине – Джейн Эйр. Независимый характер она начинает проявлять ещё в десятилетнем возрасте, и все испытания, выпавшие на долю этой внешне хрупкой, болезненной, но, безусловно, сильной духом натуры, лишь закаляют её. По большому счету, Шарлотта Бронте создала свою версию сказки о Золушке. А какая же сказка без принца и свадьбы? Вот и Джейн Эйр в финале романа всё же находит простое женское счастье, воссоединяясь с любимым мужчиной и став матерью его сына, тем самым наглядно продемонстрировав, что ни сильный характер, ни финансовая независимость не отменяют женственной природы.