«Как это делалось в Одессе»
13.07.2019 72 5.0 0


Ах, Одесса!.. Не будем повторяться про жемчужину, но яркость, сочность, неповторимый колорит этого города заставляют говорить о нём снова и снова. Одесса — не только кладезь характерного юмора, не только место действия для различных литературных и кинематографических персонажей, она сама — полноправный герой, который украсит любое произведение.

И сегодня есть смысл поговорить об Одессе Исаака Бабеля, неоднозначного советского писателя, чей день рождения литературный мир отмечает 13 июля. И у читателей, и у критиков отношение к Бабелю разное — от полнейшего неприятия до крайнего восхищения. Но равнодушным его произведения не оставляют никого. Да и могут ли, когда, по признанию самого автора, он буквально из анекдота творил вещь, от которой и сам не мог оторваться.

Одесса Исаака Бабеля — это прежде всего «Одесские рассказы», которые зачастую называют вершиной его творчества. По отдельности они публиковались с начала 20-х годов прошлого века, а под общей обложкой вышли в 1931 г. Принято считать, что изначальную версию книги составляли четыре рассказа, последующие — лишь её дополнение. Новеллы написаны в разных стилях, что, по мнению Бабеля, должно было отразить время — переломное, мятущееся и одновременно вселяющее надежду.

Оно же, скорее всего, явилось определяющим и при выборе героев «Рассказов» — воров и бандитов, жестоких, но не лишённых своеобразного обаяния и налёта романтики.

Главный персонаж — Беня Крик по прозвищу Король — списан, как считают многие, с реально жившего в Одессе в то же время, о каком повествует Бабель, знаменитого налётчика Мишки Япончика.

Автор показывает обаятельного преступника, любовно прорисовывая мельчайшие детали его образа: одежду, манеры, даже знаменитый одесский говор. Обстоятельно описывает он и место действия — Молдаванку — район «жемчужины у моря», славившийся своей криминальной историей.

На Молдаванке провёл детство и сам Бабель, поэтому не понаслышке знал бытующие там обычаи и колоритно расписал их в рассказах. Окраина города, по сути, трущоба, в новеллах писателя она предстаёт чуть ли не центром Одессы, где собирается весь «бомонд» — специфическая публика, которая живёт по особым законам, часто — грабит и убивает, но делает это с великолепным чувством юмора.

«Одесские рассказы» пропитаны любовью к родной Молдаванке, и даже там, где Бабель говорит о человеческих судьбах, главным героем всё равно становится город, где свадьба — так на всю улицу, похороны — так такие, «шо Одесса ещё не видала».

А ещё Исаак Эммануилович утверждал, что только Одесса из всех российских городов способна дать миру нового Мопассана, творчеством которого писатель был страстно увлечён. Кого он имел в виду? Возможно, себя?..

Журналист пресс-службы издательства "Союз писателей" Юлия Лазарева




Теги:Исаак Бабель. Конармия и Одесские р

Читайте также:
Комментарии
avatar