Любовь, Германия, природа. Три кита в творчестве Генриха Гейне

Любовь, Германия, природа. Три кита в творчестве Генриха Гейне


Декабрь – месяц, традиционно богатый на события. Кажется, что перед наступлением Нового года время ускоряется и начинает бежать с невероятной скоростью, за которой человек просто не успевает. А торжества идут одно за другим, количество важных исторических дат зашкаливает, и остаётся лишь следить, чтобы не пропустить ничего существенного.

Одной из знаковых для библиофилов дат декабря является день рождения знаменитого германского поэта Генриха Гейне, автора легендарной «Книги песен», сборников «Романсеро», «Новые стихотворения» и «Путевые картины», поэм «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». Гейне родился 13 декабря 1797 года. Его отец был представителем еврейского купечества, но семья успела обеднеть. Начальное образование мальчик получил в католическом лицее. Ему помогала мать, заинтересованная в том, чтобы сын был всесторонне развит и имел в жизни шанс достичь большего, нежели родители. Главной страстью Генриха уже в тот период была литература, а именно поэзия. Из всех направлений он выделял немецких романтиков. В частности, его первые литературные опыты были вдохновлены сборником «Волшебный рог мальчика».

Не будем заострять внимание на попытках Гейне изучить экономику, финансы и торговлю, которые провалились, как и вспоминать период, когда он помогал дяде вести бухгалтерию и был влюблён в свою кузину, не сумевшую ответить молодому человеку на нежные чувства, что дало повод для рождения красивых стихотворений, вошедших в «Книгу песен». Сосредоточимся на взглядах поэта, отражённых в его творчестве. А они, нужно признать, менялись довольно быстро и кардинально.

На первых этапах творческого пути Гейне был романтиком. Говоря о том времени, критики причисляют Генриха к певцу лунной сказки и романтической любви. Это совпало с восторженными представлениями писателя о монархии как о единой возможной форме правления. Он неоднократно заявлял, что верность выше свободы, а дворян считал (и это оставалось неизменным на протяжении всей его жизни) хранителями цивилизации и красоты.

В своих убеждениях Гейне не был достаточно твёрд. А эпоха, в которой ему довелось жить, не способствовала монархическим воззрениям. Буржуазия выходила на первый план. В обществе витали буржуазно-революционные идеи, которые Гейне подхватил, как лихорадку. Он начал называть буржуазию своей религией. Он грезил о свержении старых устоев и уповал на французов, которые стали для него апостолами свободы. Первым из немецких писателей Гейне начал выражать в своих стихах революционные настроения и воспевать идеи 1789 года.

Однако идиллические представления о буржуазии развеялись, когда Гейне побывал в Париже. Он снова вернулся к романтизму. Только теперь тот виделся ему не таким, как прежде. Монархия его больше не вдохновляла. Независимо от обстоятельств, Гейне в душе был революционером и жаждал прогресса. Познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, он воспылал идей пролетарской революции и заболел социализмом, хоть и не до конца понимал, что имели в виду прогрессивные умы, чьи мысли однажды найдут воплощение, но вовсе не там, где все ожидали. При этом коммунизма Гейне опасался как власти неразумного народа. Он боялся, что это приведёт к уничтожению красоты и великой цивилизации, что хранили дворяне, а в страницы из «Книги песен» торговки станут заворачивать хлеб. С другой стороны, в его творчестве появился некий фатализм, когда он говорил – значит, так тому и быть, но не отрицал необходимости перемен и права для каждого человека есть досыта. Этот период в его творчестве ассоциируется с патриотической лирикой, воспеванием Германии, её природы и девушек.

Если говорить о тематике поэзии Генриха Гейне, то в ней можно увидеть три основных момента, которые в любой период пересекались между собой и причудливым образом сочетались. Это любовь, Германия и природа. При этом именно природа неизменно присутствовала практически в каждом произведении, превращаясь в символ. Например, липа могла говорить о любви, а пальма и сосна, оказавшись в одном стихотворении, олицетворяли одиночество.
Генрих Гейне – поэт, который не имел твёрдых политических взглядов и был склонен к колебаниям. Однако его творчество прекрасно, одухотворённо, романтично и до сих пор вызывает отклик в душе читателя. А разве не это всегда стоит на первом месте для библиофила, выбирающего, как провести досуг и с чьими мыслями соприкоснуться разумом?

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети