Эмоции — штука очень сложная. Они рождаются не на пустом месте и часто не имеют никакого отношения к событиям, происходящим в жизни человека. Да, конечно, многие ситуации могут стать спусковым крючком и запустить некие процессы в организме, которые заставят радоваться, грустить, бояться. Но насколько это будет выраженно, зависит в большей степени от медицинских факторов, например, от состояния нервной и эндокринной систем. Если существует некий дисбаланс, на самый незначительный раздражитель может быть выдана неоправданно бурная реакция. Например, слеза на плохую оценку на зачёте. А в некоторых случаях, напротив, нужных гормонов выделяется недостаточно. И тогда, едва не попав под грузовик, человек не почувствует ровным счётом ничего.
Конечно, медикам все эти тонкости давно известны. Более того, существует огромное количество специальных терминов, определяющих каждое состояние, и ничуть не меньше болезней, занесённых в МКБ. Однако далеко не все наши переживания поддаются трактовке. И это несмотря на тот уровень, которого людям удалось достичь в области науки к началу двадцать первого века!
Если говорить об эмоциях, которые практически невозможно каким бы то ни было образом классифицировать, на первое место выходит любовь. Начиная с глубокой древности и до настоящего момента человечество бьётся над одной из самых больших загадок мироздания, ставя перед собой заковыристые вопросы и лишь предполагая ответы.
Почему, встречая одного человека, мы не испытываем ни малейшего проблеска чувств, другой вызывает отвращение, к третьему просыпается лёгкий интерес, четвёртый провоцирует плотские желания, пятый заставляет бабочек порхать в животе, а от одной мысли о шестом всё внутри переворачивается, сердце несётся галопом, мурашки бегут по коже и вообще возникает состояние, чем-то похожее на болезнь, но куда более сладкое? Как понять, когда кто-то готов влюбиться? И можно ли говорить о какой-либо «готовности» в подобных вещах? Каким образом объяснить феномен угасания чувства? Впрочем, велик шанс того, что слишком рационалистичное человечество, сделавшее ставку на науку, ищет объяснений там, где их нет. А на самом деле нельзя с помощью физики, химии, медицины истолковать нечто столь огромное, прекрасное, святое, воспетое величайшими бардами всех времён и народов, описанное в классических романах, показанное в кинолентах, снятых в дни Золотого века Голливуда, заставляющее композиторов записывать нотами их лучшие мелодии, а художников — рисовать великолепные картины, ставшие эталоном.
Поговорить о любви можно с подружкой, попытавшись вместе осмыслить неосмыслимое, пойти на консультацию к психологу, чтобы узнать всё, что только можно, о патологических страстях, разного рода извращениях, пагубных пристрастиях и зависимостях, или даже записаться к настоящему психиатру, ведь сегодня и эти специалисты занимаются романтическими проблемами, ставя диагнозы и выписывая таблетки. Но куда разумнее прекратить искать простые решения сложных проблем и попробовать просто насладиться моментом, если Купидон уже выпустил ту стрелу, что угодила в самое сердце. Да, возможно и даже вероятно, что миг не будет длиться вечно, а спустя время придётся спуститься с облаков на грешную землю. И никто не гарантирует, что приземление окажется мягким и не причинит боли. Но, как пел в одной из своих культовых песен Константин Никольский, «жизнь глупа без риска». А риск и любовь — две сиамские сестрицы, никогда не разлучающиеся, даже в минуты полного единения двух сердец.
Чтобы понять, что есть любовь и какова её суть, гораздо разумнее уделить время и внимание хорошим книгам, которые писали классики и продолжают писать современники, экспериментируя с жанрами и подчас наполняя эмоциями истории в самых неожиданных жанрах. Например, кто сказал, что научная фантастика, триллер или хоррор не сочетаются с романтикой? По канону — может быть. Но кому те каноны интересны в прогрессивном двадцать первом веке?
Наверное, многим читателям, жаждущим получить ответы на вопросы, испытать сладость встречи с единомышленниками или просто ощутить остроту бытия, хотелось услышать, какие литературные произведения имеет смысл прочесть, чтобы полностью раствориться в этом головокружительном водовороте страстей и забыть на время о себе, своих проблемах и целом мире в придачу. Далеко ходить за примерами не надо. Не верите? Тогда мы докажем!
Лучшие книги классиков о любви
Если говорить о love story в мировых шедеврах прошлых эпох, нужно сразу сказать, что немногие авторы решались совсем не затрагивать эту чарующую и пугающую тему. Причём, как показывает детальный анализ, чувства не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от страны проживания героев. Отличаются лишь внешние проявления и антураж.
1. Любовь по-французски раскрыли в своём творчестве такие мастера слова, как:
— Александр Дюма;
— Виктор Гюго;
— Фредерик Стендаль;
— Оноре де Бальзак;
— Ги де Мопассан и многие другие.
Тем, кто хочет самых жарких чувств и столь сокрушительных эмоций, чтобы счастье и горе нельзя было измерить и удержать в себе, следует обратить внимание на роман «Графиня де Монсоро». Встреча верного слуги графа д’Алансона с прекрасной, но очень несчастной девушкой, насильно выданной замуж за ненавистного человека (кстати, тоже слуги того же слабохарактерного герцога), запустила цепь интриг и драматических событий, которые закончились форменной трагедией. Эмоции описаны так хорошо, сюжет столь динамичен и непредсказуем, а финал такой неожиданный, что в какой-то момент чувства читателя выплёскиваются наружу, превращаясь в эдакое извержение вулкана. Его невозможно унять или остановить. А синонимом лавы служат слёзы. Кстати, продолжением этой истории является роман «Сорок пять». Но он уже посвящён не столько любви, сколько ностальгии и мести. Примечательно, что ещё один шедевр Дюма, «Королева Марго», считается своеобразным приквелом к упомянутым выше книгам. Правда, события развиваются на много лет раньше, а в центре сюжета другие персонажи. Но разве королева Наваррская, влюбившаяся в гугенота и положившая своё сердце на алтарь этой пагубной, обречённой на трагедию страсти, не достаточно трогательна? Особенно если знать, сколь бурна и в целом безрадостна была судьба той, кому довелось пережить свою династию, не оставив наследника?
Говоря о Маргарите де Валуа и Гиацинте де Ла Моле, хочется протянуть ниточку к роману Стендаля «Красное и чёрное». Там одной из героинь является наследница де Ла Моля. Естественно, вдохновлённая «подвигами» предка, она мечтает о похожем чувстве. По закону бутерброда, что-то подобное, но не взаимное, на её долю выпадает. Ибо кто ищет, тот всегда найдёт. Однако сама история вращается вокруг молодого и бедного парня, влюбившегося в жену своего нанимателя. Не мудрено, что ничего хорошего в конце ждать не приходится.
Ещё одним очень драматичным автором являлся Виктор Гюго. Трудно сказать, когда слёз у читателя проливается больше: когда он знакомится с «Собором Парижской Богоматери» или с «Человеком, который смеётся». Вероятно, Эсмеральда всё же более привлекательна. Кажется, уж она-то счастье заслужила. Но уродливый Горбун, свихнувшийся священник, хладнокровный и циничный рыцарь без страха, но с упрёком не оставили ей шанса. Вопреки расхожему мнению, создаётся впечатление, будто искренние чувства из всех этих людей были доступны лишь Квазимодо. Увы, он изначально был обречён. Ну а Гуинплен из второго романа, несостоявшийся аристократ, провалившийся циркач, проблемы искал сам. Он забыл истину о том, что не всё то золото, что блестит. И, оказавшись в светском обществе, тут же променял свою наивную, но не слишком презентабельную пассию на даму высокого полёта. Конечно же, он не думал, что стал для неё лишь диковинной игрушкой, которая утратит прелесть, стоит только запретной страсти переплавиться в разрешённую. Грустить или негодовать? Каждому решать для себя.
Оноре де Бальзак тоже писал о любви. Его героини, как всем известно, не юные девушки. Самой молодой из них было двадцать шесть. И тогда это считалось солидным возрастом. Остальным дамам уже под сорок, и в годы, когда жил писатель, ловить таким «престарелым» кокеткам было нечего. Между тем любви им всё ещё хотелось, и они исправно её находили. Беда лишь в том, что некоторые слишком серьёзно к ней относились, примером чему служит история «Блеск и нищета куртизанок». Впрочем, у автора есть ещё более яркое произведение, раскрывающее, что такое любовь, простыми словами. Об этом очень хорошо рассказано в книге «Шагреневая кожа». Именно там персонажу приходится отказаться от бессмертия во имя чувств. Такова цена. Кто готов её заплатить?
Среди произведений Ги де Мопассана выделяется роман «Милый друг». На страницах читателю не познать такого эмоционального штопора, как в перечисленных выше шедеврах, зато удастся задуматься о реальных проблемах общества и личности, закованной в кандалы условностей.
2. Любовь по-английски — это тоже интересно и ничуть не менее сильно, несмотря на то, что британцам традиционно отказывают в настоящих чувствах. Их называют консервативными, чопорными, даже холодными. Но именно эта нация подарила миру:
— Джейн Остен;
— Шарлотту и Эмили Бронте;
— Генри Райдера Хаггарда;
— Уильяма Теккерея и других.
Кстати, готически мрачный лорд Байрон тоже был англичанином, как и родоначальник жанра вампирского романа Брэм Стокер.
Среди произведений Джейн Остен имеет смысл обратить внимания на «Гордость и предубеждение» и «Чувства и чувствительность». Пасторальные пейзажи Британских островов, наивные девушки, мечтающие выйти замуж как можно удачнее и притом по любви, великолепные замки, немного балов и, конечно, непреодолимые препятствия на пути трепетных сердец, которые удаётся преодолеть, — вот основа. Как видно, несмотря на внешнюю суровость, англичане оптимистичнее французов… или просто не любят драматизировать.
Шарлотта Бронте — писательница депрессивная и мрачная, но красота показанных ей чувств, где духовное определённо превалирует над материальным, завораживает. Чтобы в этом убедиться, имеет смысл прочитать роман «Джейн Эйр». И тогда неминуемо поверишь, что Золушки где-то водятся. Пусть даже они одеты в чёрные платья гувернанток, а принцы им достаются с печальным прошлым, да ещё и физически травмированные. Зато какое единение душ!
Эмили Бронте любит писать о безумии даже больше сестры. Оно в её творчестве не преграда на пути, а сама суть. Достаточно вспомнить «Грозовой перевал» и типичную токсичную любовь Хитклиффа и Кэтрин. Впрочем, главный герой достаточно притягателен из-за своего мрачного разума и чёрного сердца, чтобы считаться прообразом всех этих сладких Дэймонов Сальваторе, появившихся намного позже и совсем в другой стране.
Генри Райдер Хаггард у большинства ассоциируется с приключениями. Но постойте, разве в «Дочери Монтесумы» было мало любви? Конечно, всё, что связано с колонизацией Америки, прежде всего наталкивает на мысли о схватках в джунглях, ковбоях, перестрелках, крепком алкоголе и прочих киношных «вкусняшках». Но среди калейдоскопа форменного безобразия дочери вождей краснокожих иногда ещё и влюблялись. И это было… феерично!
Ну а Уильям Теккерей пусть циник, но и романтик. Тем, кто сомневается, стоит познакомиться с произведением «Ярмарка тщеславия», которое стало декорацией к шекспировскому утверждению: «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры». И да, «Ромео и Джульетту» тоже писал не итальянец. Но об этом вроде бы говорить нет смысла.
3. Любовь по-немецки вызывает больше сомнений, нежели веры. Немцы делают войну и порно, это известный факт. Да только и Эрих Мария Ремарк, автор «Трёх товарищей», тоже был выходцем из этой страны. А можно ли представить что-либо более нежное и проникновенное, нежели чувства между Робертом Локампом и больной туберкулёзом Патрицией Хольман? Кто сможет прочитать до конца и не разрыдаться, у того попросту нет сердца.
4. Любовь по-американски — это не только написанные британцами истории про индейцев и их наследниц. Это также «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл. Роман мог бы никогда даже не родиться, так как писательница не горела желанием его публиковать. А Скарлетт и вовсе своей создательнице была противна. Её задачей являлось послужить примером для женщин, как жить не надо. Да только времена и нравы изменились, а эта дерзкая и строптивая девица стала эталоном. Её любовь с Реттом Батлером превратилась в мечту. Пусть автор и хотела, чтобы её история окончилась разрывом, потомки решили иначе. Свет увидело сразу несколько продолжений с хэппи-эндами. В частности нужно обратить внимание на книгу Александры Рипли «Скарлетт» и произведение Джулии Хилпатрик «Ретт Батлер».
5. Любовь по-австралийски раскрывается в произведении «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу. Великолепная история о том, как сладок запретный плод. Юная Мэгги и потрясающий кардинал де Брикассар многим девушкам снились в очень неприличных снах, как вместе, так и по отдельности. А колорит самого молодого континента заставил даже скептиков почувствовать себя едва ли не персонажами фэнтези, коим повезло очутиться в ином мире. Увы, конец не столь радужный, как хотелось бы. Но какие варианты, если парень служит церкви?
6. Любовь по-русски не могла остаться без внимания. Кто из классиков радовал нас бурными страстями? Этот ответ знает любой старшеклассник, так что писать о каждой книге в подробностях нет никакого смысла. И всё же хочется перечислить отечественных классиков, создавших наиболее яркие пары. Это:
— Лев Толстой, подаривший миру «Войну и мир» и «Анну Каренину»;
— Алексей Толстой, написавший «Хождение по мукам»;
— Иван Тургенев, заслуживший место в списке многими историями, в том числе наивной «Асей»;
— Фёдор Достоевский (да-да, и ему было не чуждо прекрасное чувство, отчего он наделил любовью безумного Раскольникова);
— Александр Пушкин, давший жизнь Татьяне Лариной и куда более оптимистичной «Барышне-крестьянке»;
— Михаил Лермонтов, собравший готические эмоции в один фужер и добавивший в них русского колорита в «Герое нашего времени».
Полный ли это список? Даже не его начало! Нужно лишь прийти в библиотеку и открыть глаза пошире, чтобы найти десятки книг про романтические переживания героев из всех стран мира.
Лучшие книги о любви от современников
Классики писали о любви, но и современники не отстают. Даже если полностью исключить из рациона бульварщину, миновать эту тему не удастся никому, независимо от того, какой жанр нравится больше. Для самых чувствительных и сентиментальных можно составить небольшой топ наиболее цепляющих романов с динамичным сюжетом и миллионом препятствий на пути к счастью. И написали их следующие авторы:
1. Кассандра Клэр. Неважно, какую часть цикла о сумеречных охотниках выбрать. Клэри, Изабель, Тесс, Эмма — одна из девушек точно найдёт ту самую любовь, о которой мечтает читательница.
2. Райчел Мид создала множество произведений о любви. Цикл «Академия вампиров» про страсть между двумя дампирами Розой и Дмитрием кружит голову. Его сиквел «Кровные узы» ставит перед героями не только романтические, но и философско-социальные проблемы. История суккуба Джорджины Кинкейд заставляет краснеть. Да и серия «Чёрный лебедь» не отстаёт.
3. Катерина Калюжная в книгах «Демоны мрака» и «Тайны тёмной цитадели» чертит весьма эффектный любовный треугольник, предлагает пофантазировать о вечной жизни и наглядно объясняет, что бесконечно — это просто очень долго.
4. Алина Рейнгард в книге «Бес, смерть и я» показывает изнанку любви, но не забывает отразить всю тёмную прелесть эмоций, рождённых под воздействием стрел некоторых ангелочков.
5. Лиза Джейн Смит в «Дневниках вампира» раскрывает две грани любви, предлагая вкусить сладость и гадость отношений как со спокойным парнем, так и с его антиподом.
6. И, конечно, в этом списке не могла не появиться Стефани Майер. В конце концов, «Сумерки» для многих — целая эпоха. И неважно, каков словарный запас у автора саги. Кто считает?
Современники показывают любовь разную. Произведения из списка — это самые сладкие конфеты, но есть и более пряные, острые и даже горькие, кому что нравится. Главное, именно на страницах литературы можно узнать о чужом опыте, сравнить его со своим, а потом попробовать без врачей и успокоительных ответить, что есть любовь и почему без неё не обойтись.
Просмотров: 814
Комментариев нет
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: redaktor в категорию Читающая семья
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[25]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[104]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[430]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [803] |
Творческая жизнь
[279]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1066] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [47] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |