Джонатан Свифт не рекламировал свои "Путешествия Гулливера" и даже имени на обложке не указывал, а роман стал вон каким популярным! Вот и я свою книгу пиарить отказываюсь. Кому надо, тот и сам ее найдет. Я же талантище!
Подобные рассуждения в двадцать первом веке - первый шаг на пути в никуда. Литераторы, которые думают, будто в конкурентном обществе можно обойтись без продвижения своей работы, свершают роковую ошибку. Чтобы это понять, достаточно подумать логически и ответить себе на простой вопрос: каким образом читатели узнают о новинке без рекламы, если их поле зрения буквально забито десятками и даже сотнями литературных произведений, выходящих ежедневно и активно, порой даже навязчиво продвигаемых? А теперь прибавьте к этому вечную нехватку времени. У людей просто нет свободной минутки, чтобы искать что-то, что спрятано от глаз. Они буквально вынуждены выбирать из наиболее ярких предложений, которые первыми привлекают внимание. В противном случае можно потеряться в изобилии и так и не определиться с тем, что же почитать в ближайшие выходные.
Получается, без продвижения книги не обойтись, если она, конечно, писалась не для себя и не для узкого круга друзей. Осталось выяснить, в какую сумму это обойдется. Пока одни писатели думают, что и сами способны обеспечить себе рекламу, естественно, совершенно бесплатно, другие готовят бешеные деньги на литературного агента и пиар-компанию, продуманную до мелочей. В чьих действиях больше смысла?
Что можно сделать бесплатно?
Начинать продвижение, и правда, можно самостоятельно. Как только автор решил публиковаться и договорился с издательством, перед ним встает задача - как подготовить публику к своему дебюту? Для этого подойдут обычные социальные сети: Вконтакте, Фэйсбукт, Instagram, Одноклассники, или бесплатные видео-хостинги: youtube, TikTok, Like.
1. Необходимо зарегистрироваться везде, завести свою писательскую страницу и авторские группы/каналы.
2. Прежде всего надо пригласить друзей, родных, коллег по работе вступить в новые сообщества литератора. Рекомендуется собрать всех, кто знаком с ним лично. Как правило, такие люди не отказывают и создают костяк, на который в последствии будут накручиваться нити популярности.
3. Следующий шаг - оформление страниц. Важно убрать все лишнее, например, интимные фото или снимки с пьяных вечеринок, сомнительные цитаты, мемы и посты. Ликвидации подлежит то, что не соответствует будущему имиджу автора. Для примера, очень глупо выглядят у писателя, продвигающего научно-популярную литературу, фэнтезийные картинки, у того, кто пишет духовно-просветительские книги, ссылки на сайты для взрослых и так далее.
4. Расправившись с пустыми или вредными материалами, требуется продумать грамотный контент.
Для социальных сетей это:
- шапка-баннер с яркой картинкой;
- описание группы;
- представление автора;
- краткая биография;
- библиография;
- аннотация книги, которая готовится к выходу;
- обложки всех уже изданных книг и новинки - каждая в отдельном посте с пояснениями;
- главные темы творчества списком;
- основные вопросы, рассматриваемые в новинке;
- обсуждение важных проблем;
- лайфхаки для читателей по актуальным для творчества писателя моментам (например, для мелодрамы - как встретить любовь; для фэнтези - как создать сказку в своей реальности, для детектива - основы безопасности на ночной улице и прочее);
- тематические опросы (например, какие книги Вы любите? кто Ваш любимый автор в жанре научной фантастики?);
- конкурсы с розыгрышем призов (например, каждый пятый правильно ответивший на вопрос, из какого классического произведения эта цитата, получит то и вот это);
- личные фотографии, помогающие в формировании имиджа;
- рассказ об интересных моментах, связанных с созданием истории;
- развлекательные материалы: соответствующие по атмосфере анекдоты, мемы и прочее;
- рекомендации, что похожего на новинку почитать у известных литераторов, и так далее.
Для видео-хостингов подойдут:
- ролики с представлением;
- видео-запись с чтением авторских стихотворений или отрывов прозы;
- домашний театр и самодельные кукольные постановки для детских писателей;
- видео-эфиры с вовлечением читателей в обсуждение злободневных вопросов, связанных с литературным произведением.
Важно помнить, что тексты в социальных сетях должны быть короткими и емкими - не более 1200 символов без пробелов для Вконтакте и 1400 для Instagram. Изредка допустимо оформлять материалы в статьи с яркими картинками. Визуальная составляющая важна для любой интернет-публикации. При этом нельзя использовать снимки из свободного доступа, так как они могут нарушать чужие авторские права. Придется обратить внимание на стоковые сервисы или научиться рисовать самому. Ролики также не могут быть затянутыми. В TikTok и Like есть фактические ограничения. В TikTok это три минуты, в Like - 30 секунд. На YouTube можно грузить целые фильмы по три часа и более. Но кто это станет смотреть? Лучше ограничиться десятью - пятнадцатью минутами.
5. Загрузив на страницы и группы стартовые материалы, важно дополнять их ежедневно. Минимум один пост в день
6. Когда первые публикации уже сделаны, можно начинать звать незнакомцев. Их ищут в тематических группах, которые похожи на ту, что ведет писатель, среди фанатов его жанра, на литературных сайтах и страницах издательств.
7. Параллельно рекомендуется зарегистрироваться на крупных порталах, где писатели встречаются с читателями: Проза.ру, Стихи.ру и других. Туда нужно разместить пару-тройку коротких произведений, которые не планируются к публикации, чтобы читатели могли познакомиться с ними и оценить. Внимание! Важно! Нельзя выгружать то, что в будущем хочется показать издателям. Неуникальный контент печатать не станут.
8. Для укрепления своего статуса имеет смысл отправить свои короткие работы для публикации в литературных журналах, газетах и коллективных сборниках. В идеале стоит выбирать проекты на конкурсной основе.
9. Хорошая реклама - послать свои работы на конкурсы и премии, где допускается самовыдвижение.
10. Всегда, везде и всем рассказывать о ходе работы над книгой, которая в настоящий момент готовится к выходу в свет. Этому можно уделить отдельные посты в группах, и делать их, например, раз в неделю.
Когда книга готова и появилась в магазинах, писатель должен продолжать работу по продвижению. Он все еще может сделать кое-что бесплатно.
Например:
1. Увеличить активность в Интернете.
2. Добавить обложку и аннотацию на литературные сайты, которые допускают саморекламу.
3. Попросить о сотрудничестве группы коллег и литературных фанатов, которые работают в том же жанре или им увлекаются. Они могли бы разместить информацию в своих сообществах, а писатель взамен сделает репост каких-то их материалов у себя.
4. Поговорить с друзьями, чтобы они оставили отзывы о новинке в интернет-магазинах и на тематических сайтах. Особенно важно уговорить друга-филолога, журналиста, критика, писателя, если такой есть, сделать полноценную рецензию и добавить ее, например, на Букмикс или на какой-то другой открытый для сторонних пользователей портал.
5. Поискать больше конкурсов, премий, ярмарок и фестивалей с самовыдвижением и отправить везде по заявке, четко соблюдая правила и оформляя все требуемые документы.
6. Договориться с библиотеками, досуговыми центрами и другими культурными площадками своего города об организации творческого вечера. Многие из них готовы к сотрудничеству, причем безвозмездно.
Если вдуматься, список того, что можно сделать по части продвижения совершенно бесплатно, большой. Но, как показывает практика, этого категорически недостаточно.
Что можно сделать за деньги?
Продвигая свое творчество самостоятельно, нельзя забывать о возможностях, которые имеют профессионалы в области пиара, маркетинга и рекламы. Не будем говорить о дорогостоящих проектах с ротацией рекламы на ТВ, показа афиш на уличных билбордах, распространении буклетов в торговых центрах и так далее. Это актуально для писателей, которые уже прославились и готовы тратить еще больше, чтобы увеличить количество нулей в своих гонорарах. Обсудим более простые и экономичные моменты коммерческого продвижения, которые работают.
Писателю, желающему сделать первые шаги к славе, необходимо:
1. Сделать профессиональный и не нарушающий чужие авторские права буктрейлер на свою книгу. Речь идет о коротком рекламном видео-ролике, который привлечет внимание и заинтригует. В некоторых издательствах и литературных агентствах есть специалисты, которые этим занимаются. Также можно найти фрилансера, который с готовностью окажет помощь. Главное, остановить свой выбор на человеке проверенном, который имеет хорошую репутацию и положительные отзывы.
2. Найти в издательстве, агентстве или на биржах фрилансеров художника, который сделает красивые баннеры и картинки для оформления группы, качественные афиши на творческие вечера и другие изображения, нужные для продвижения.
3. Заказать ряд статей об авторе, обзоры, релизы, рецензии на его книги, которые напишет профессиональный критик. Профессионалы в этой области непременно работают в каждом издательстве. Впоследствии организация разместит их на своем сайте, в печатных и электронных СМИ, на крупных литературных порталах, к публикациям на которых нет доступа у сторонних пользователей сети.
4. Заказать посты для социальных сетей издательства, магазина и дружественных сообществ. Чем больше в них участников, тем лучше. Правда, и цена от количества потенциальных просмотров варьируется.
5. Воспользоваться услугой платного продвижения публикации из своей группы в Фэйсбуке и Вконтакте. Это прилично расширит вовлеченную аудиторию.
6. Дать интервью журналисту с последующим размещением получившихся статей и видео на крупные сайты. Договориться об этом может литературный агент. Самостоятельно найти нужные контакты и заинтересовать "акул пера" практически невозможно.
7. Сделать имиджевую продукцию (визитки, декоративные магниты, блокноты, брошюры и прочее), чтобы распространять ее на творческих вечерах, дарить в качестве призов на конкурсах, проводимых в собственных группах, оставлять друзьям и знакомым.
8. Принять участие в акции: подарок за покупку книги, которую можно организовать самому или с помощью издательства. В качестве подарка выступает имиджевая продукция.
9. Номинироваться на конкурсы, премии, ярмарки и фестивали, которые требуют рекомендаций от профессиональных литераторов, членов Союза писателей, издательств, литературных журналов и так далее.
10. Посетить крупные мероприятия, которые организовываются на больших культурных площадках и подразумевают отдельное приглашение, как, например, Книжная Сибирь или Ярмарка на Красной Площади.
Получается, самые важные и эффективные моменты продвижения организовать без помощи едва ли получится. Конечно, самореклама поможет увеличить количество потенциальных читателей и число людей, просто знающих о писателе и его книгах. Однако по-настоящему знаменитым без вложений не стать. Такова реальность. Это значит, что исключительно бесплатное продвижение - миф, который очень приятно слушать, но не стоит перекладывать на действительность.
Пройти обучение в Академии литературного успеха
бесплатно
Источник статьи