|
12:01
|
|
Понимая потребности современника, запертого в стенах офиса большую часть недели, и погруженного с головой в жизнь социальных сетей, издательство "Союз писателей" некоторое время назад объявило о старте проекта "Фобология". Лучшие авторы, которые создают произведения в леденящем душу литературном направлении, приняли в нем участие. Координатором проекта стала Мария Соседко, директор СП. Отбор вели писатели Анна Андим и Павел Черкашин. Анна работала с рассказами авторов-женщин, Павел - с историями авторов-мужчин. Впрочем, разделение условно. "Фобия, — не сомневается Павел, — не зависит от пола. Если человек боится быть погребённым заживо, то какая разница мужчина он или женщина". ![]() Откуда же взялось необычное название новой книги? Разобравшись, что оно означает, проще будет понять, что ждет читателя на страницах. "Термин "Фобология", — говорит Анна, — появился от греческих слов «фобос» — страх (Фобос и Деймос — сыновья бога войны Ареса) и «логос» — наука. То есть дословно, «фобология» — это наука о страхе". "Да, — соглашается Павел, — это слово нужно понимать как науку о неконтролируемых страхах, о фобиях человека". Итак, книга готова. И это книга о наших страхах. Естественно, читать ее будет... страшно. Не надо думать, будто можно пролистать "Фобологию" и тут же забыть. В конце концов, это именно хоррор, а не мистика или триллер. Эти смежные жанры держат в напряжении, но пугать - не их задача. "Мистика таинственна, но обычно не страшна. Триллер может быть страшен, но этот жанр ближе к криминальному чтиву, — напоминает Павел Черкашин библиофилам. - А хоррор – это нарочитая эксплуатация именно фобий человека. Допустим, романы Дэна Брауна – это мистика, многие литературные вещи Стивена Кинга – это триллеры, а ярчайшим, на мой взгляд, автором произведений в жанре хоррор является Эдгар Аллан По". Работы для сборника отбирались на конкурсной основе. Критерии у обоих редакторов-составителей были жесткими, а потому далеко не все желающие увидят свои истории напечатанными. "Для меня критерии отбора были следующие, — признается Анна, — качество текста, т.е. художественная ценность, соответствие заданной теме, стилистическая грамотность, оригинальность сюжета, чтобы действительно было страшно. К сожалению, отказывала часто. С одной стороны, были прекрасно написанные работы, которые не соответствовали жанру «хоррор». С другой, вроде и в «тему» попали, но банальный сюжет, совершенно неинтересно и нестрашно. Про логику повествования вообще можно не заикаться, в отдельных случаях воспринималось крайне тяжело". "Принципов для отбора было несколько, — рассказывает Павел. - Во-первых, будущему читателю обязательно должно быть страшно. Во-вторых, существовали рамки по объёму произведений. Они должны были быть не менее 15 000 и не более 40 000 знаков с пробелами. А в-третьих, не должно было встречаться тавтологии. В том числе сюжетной. Я отказал 21 кандидату. Это примерно две трети от общего числа участников-мужчин. Причинами для отказа служили как раз вышеуказанные критерии отбора. Несколько работ не отвечали жанру. А один рассказ и вовсе носил порнографический характер". Как показывает практика, не каждый человек может создать действительно хороший хоррор. Почему? На этот вопрос Павел Черкашин отвечает так: "Тут, вероятно, дело не столько в характере, сколько в особенностях психики, в некоей «заточенности» под этот жанр". А Анна уверена, что "все зависит, от степени профессионализма. Если говорить об авторе-профессионале, он может создавать произведения на любую заданную тему, без оглядки на жанр. И в этом смысле, ничем не отличается от создателей других направлений. Однако, если предмет автору интересен, он сможет быть убедительным для определённой целевой аудитории". Следует отметить, что для русской литературы, ужасы - относительно новое направление, которое развито слабее, чем в зарубежных странах. Неизбежно должно произойти наслоение нашего культурного кода на те традиции, которые уже существуют в жанре и сформировали его. "Безусловно национальные черты присутствуют в литературе любого направления, но именно в хорроре они заметны наиболее остро, - считает Анна. - В нашем случае, они на девяносто процентов обусловлены местным фольклором. Тогда как у западных авторов сильна научная составляющая, в том числе и психологическая, влияние внеземных цивилизаций". И все же, по мнению Павла, полного разделения нашего хоррора и западного еще не произошло, это пока дело будущего: "К сожалению, в большинстве своём наши истории ужасов похожи на иностранные. Русские авторы пока что с трудом и неохотно избавляются от зарубежных сюжетных калек. Порою не затрудняют себя даже подбором «наших» имён для героев повествования". Итак, есть авторы, которые пробуют себя в хорроре. Есть люди, решившие найти и опубликовать лучшие произведения, пробуждающие потаенные страхи. Есть готовая книга. Кто ее читатель? "Я вижу этого человека таким: он умеет читать на русском языке, достаточно эрудирован, не лишён богатого воображения, достиг 15-летнего возраста и финансово обеспечен, чтобы потратиться на покупку сборника «Фобология»", — уверен Павел. То есть, нет никаких ограничений. Нужно лишь желание немного пощекотать себе нервы. "Существует распространённое мнение, что в России с качественным хоррором трудно. Мне было интересно проверить, действительно ли оправданно. Порадовало, что наряду с тривиальными рассказами нашлись отличные произведения — представители жанра. Навязывать читателю запомнившиеся лично мне моменты считаю излишним. Зачем спойлерить? Но могу сказать с уверенностью, всё, что попало в проект, заслуживает пристального внимания читателя" - подводит итог Анна. |
|
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |
