Иногда побояться вовсе не грешно, наоборот, приятно и даже полезно. Человеку нужно выплеснуть эмоции, развеяться, отвлечься от своей повседневности. Получить порцию адреналина можно, выпрыгнув с парашютом из летящего самолета или промчавшись по трассе на мотоцикле с превышением скорости. Но это вовсе небезопасно. Если рисковать не хочется, существуют более разумные способы добиться желаемого результата. Например, посмотреть ужастик или почитать книгу, написанную в жанре хоррор.
Понимая потребности современника, запертого в стенах офиса большую часть недели, и погруженного с головой в жизнь социальных сетей, издательство "Союз писателей" некоторое время назад объявило о старте проекта
"Фобология". Лучшие авторы, которые создают произведения в леденящем душу литературном направлении, приняли в нем участие. Координатором проекта стала Мария Соседко, директор СП. Отбор вели писатели Анна Андим и Павел Черкашин. Анна работала с рассказами авторов-женщин, Павел - с историями авторов-мужчин. Впрочем, разделение условно. "Фобия, — не сомневается Павел, — не зависит от пола. Если человек боится быть погребённым заживо, то какая разница мужчина он или женщина".
Откуда же взялось необычное название новой книги? Разобравшись, что оно означает, проще будет понять, что ждет читателя на страницах.
"Термин "Фобология", — говорит Анна, — появился от греческих слов «фобос» — страх (Фобос и Деймос — сыновья бога войны Ареса) и «логос» — наука. То есть дословно, «фобология» — это наука о страхе". "Да, — соглашается Павел, — это слово нужно понимать как науку о неконтролируемых страхах, о фобиях человека".
Итак, книга готова. И это книга о наших страхах. Естественно, читать ее будет... страшно. Не надо думать, будто можно пролистать "Фобологию" и тут же забыть. В конце концов, это именно хоррор, а не мистика или триллер. Эти смежные жанры держат в напряжении, но пугать - не их задача. "Мистика таинственна, но обычно не страшна. Триллер может быть страшен, но этот жанр ближе к криминальному чтиву, — напоминает Павел Черкашин библиофилам. - А хоррор – это нарочитая эксплуатация именно фобий человека. Допустим, романы Дэна Брауна – это мистика, многие литературные вещи Стивена Кинга – это триллеры, а ярчайшим, на мой взгляд, автором произведений в жанре хоррор является Эдгар Аллан По".
Работы для сборника отбирались на конкурсной основе. Критерии у обоих редакторов-составителей были жесткими, а потому далеко не все желающие увидят свои истории напечатанными.
"Для меня критерии отбора были следующие, — признается Анна, — качество текста, т.е. художественная ценность, соответствие заданной теме, стилистическая грамотность, оригинальность сюжета, чтобы действительно было страшно. К сожалению, отказывала часто. С одной стороны, были прекрасно написанные работы, которые не соответствовали жанру «хоррор». С другой, вроде и в «тему» попали, но банальный сюжет, совершенно неинтересно и нестрашно. Про логику повествования вообще можно не заикаться, в отдельных случаях воспринималось крайне тяжело".
"Принципов для отбора было несколько, — рассказывает Павел. - Во-первых, будущему читателю обязательно должно быть страшно. Во-вторых, существовали рамки по объёму произведений. Они должны были быть не менее 15 000 и не более 40 000 знаков с пробелами. А в-третьих, не должно было встречаться тавтологии. В том числе сюжетной. Я отказал 21 кандидату. Это примерно две трети от общего числа участников-мужчин. Причинами для отказа служили как раз вышеуказанные критерии отбора. Несколько работ не отвечали жанру. А один рассказ и вовсе носил порнографический характер".
Как показывает практика, не каждый человек может создать действительно хороший хоррор. Почему? На этот вопрос Павел Черкашин отвечает так: "Тут, вероятно, дело не столько в характере, сколько в особенностях психики, в некоей «заточенности» под этот жанр". А Анна уверена, что "все зависит, от степени профессионализма. Если говорить об авторе-профессионале, он может создавать произведения на любую заданную тему, без оглядки на жанр. И в этом смысле, ничем не отличается от создателей других направлений. Однако, если предмет автору интересен, он сможет быть убедительным для определённой целевой аудитории".
Следует отметить, что для русской литературы, ужасы - относительно новое направление, которое развито слабее, чем в зарубежных странах. Неизбежно должно произойти наслоение нашего культурного кода на те традиции, которые уже существуют в жанре и сформировали его. "Безусловно национальные черты присутствуют в литературе любого направления, но именно в хорроре они заметны наиболее остро, - считает Анна. - В нашем случае, они на девяносто процентов обусловлены местным фольклором. Тогда как у западных авторов сильна научная составляющая, в том числе и психологическая, влияние внеземных цивилизаций". И все же, по мнению Павла, полного разделения нашего хоррора и западного еще не произошло, это пока дело будущего: "К сожалению, в большинстве своём наши истории ужасов похожи на иностранные. Русские авторы пока что с трудом и неохотно избавляются от зарубежных сюжетных калек. Порою не затрудняют себя даже подбором «наших» имён для героев повествования".
Итак, есть авторы, которые пробуют себя в хорроре. Есть люди, решившие найти и опубликовать лучшие произведения, пробуждающие потаенные страхи. Есть готовая книга. Кто ее читатель? "Я вижу этого человека таким: он умеет читать на русском языке, достаточно эрудирован, не лишён богатого воображения, достиг 15-летнего возраста и финансово обеспечен, чтобы потратиться на покупку сборника «Фобология»", — уверен Павел.
То есть, нет никаких ограничений. Нужно лишь желание немного пощекотать себе нервы.
"Существует распространённое мнение, что в России с качественным хоррором трудно. Мне было интересно проверить, действительно ли оправданно. Порадовало, что наряду с тривиальными рассказами нашлись отличные произведения — представители жанра. Навязывать читателю запомнившиеся лично мне моменты считаю излишним. Зачем спойлерить? Но могу сказать с уверенностью, всё, что попало в проект, заслуживает пристального внимания читателя" - подводит итог Анна.