Вы, скорее всего, читали роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», и, может быть, даже не раз. Если не читали, то наверняка смотрели фильм. Но даже если снова нет, вы все равно имеете представление о событиях книги и ее главных героях, потому что это та классика, которую часто обсуждают. Но на всякий случай давайте вместе вспомним, в чем соль этого произведения.
Гувернантка по имени Джейн Эйр устраивается на работу в богатый дом. Там живет респектабельный джентльмен и его маленькая дочка, которую героине и предстоит воспитывать. Особняк, несмотря на то что там часто собираются гости и кипит жизнь, довольно мрачный. Хозяин с некоторыми странностями. Но это не мешает неискушенной девушке влюбиться по уши. Вот только преграда между ней и ее любовью куда прочнее, чем просто разница в положении в обществе. Мистер Рочестер женат. Его супруга безумна и живет на чердаке. Она периодически чудит в приступах буйного помешательства. И однажды это приводит к пожару, который сильно вредит хозяину. Хотя, познакомившись с огнем, Рочестер уже не тот, Джейн остается с ним, и все условно счастливы.
Книга эта, опубликованная впервые в 1847 году, стала очень популярной. Естественно, поклонникам и литературоведам интересно, с кого Шарлотта списывала портрет главного героя-любовника. Увы, сама она подсказки не оставила. Но есть некие намеки в ее биографии, которые позволяют делать предположения. Вот некоторые из них:
1. Мистер Рочестер — это некий Константин Эже, преподававший в брюссельском образовательном заведении для девочек, где Шарлотта и ее сестра Эмили некоторое время учились на гувернанток. Он был женат и, конечно, не имел никаких отношений с впечатлительной студенткой. Но помечтать-то можно.
2. Некоторые специалисты считают, что свой роман старшая Бронте написала о некоем Эгере, тоже педагоге, с которым бок о бок работала уже в другом пансионе в Брюсселе. Он был супругом директрисы, и благовоспитанная Шарлотта не позволяла себе никаких вольностей, лишь вздыхала втайне о своей несчастной любви. Впрочем, кота в мешке не утаить. Коллега был с ней всего лишь вежлив и внимателен, но его жена заподозрила неладное, и Бронте пришлось исчезнуть с горизонта этой семьи. Говорят, она довольно долго приходила в себя и даже отвергла несколько лестных предложений руки и сердца. Но это лишь говорят.
3. Еще при жизни Шарлотты, когда ее роман только-только был издан, в обществе стала гулять любопытная сплетня. Мол, Шарлотта когда-то работала в доме другого писателя Уильяма Теккерея, с которым состояла в тайной связи. У этой байки было несколько предпосылок. Во-первых, Бронте посвятила свой роман этому человеку, который был ее литературным кумиром. Во-вторых, о чем она не подозревала, Теккерей имел душевнобольную жену. Вкупе два этих факта сделали свое дело. Учитывая пуританские нравы эпохи, мог бы разразиться скандал, народ и без того шушукался в светских гостиных. Как-то при встрече Шарлотте даже пришлось извиняться перед Уильямом за то, что она породила пересуды. К счастью, Теккерей не только был талантливым и благородным человеком, но и имел иммунитет против злословия, а потому не обиделся.
4. Прототипом Эдварда из «Джейн Эйр» также мог стать исторический персонаж, однофамилец героя граф Джон Уилмот Рочестер, живший несколькими столетиями ранее и являвшийся фаворитом Карла II. Граф был тем еще развратником, но в последние годы раскаялся и начал искать искупления. Мистер Рочестер из книги также прошел через перерождение, как считают теоретики от литературы. Только Бронте дала ему шанс продолжить жить в обновленном формате, а не убила.
Кем же в действительности был легендарный литературный персонаж в жизни писательницы? Едва ли кто-то когда-то даст точный ответ. Поэтому можно выбрать любую версию и принять за основную.