07 Окт 2022
Вдохновение для Стокера, или Собрание историй для «Дракулы»
Ирландец Стокер жил и писал во времена, когда люди, только оправившиеся от тысячелетних суеверий, еще не успели окончательно забыть свои корни. Потому они сразу полюбили готику и частично в нее даже верили. Классик сел за свою работу в 1890 году, а опубликовал культовое произведение, повлиявшее на дальнейшее развитие мировой литературы, в 1897-ом. По признанию Стокера в письмах современникам и исходя из интервью, которые много лет спустя давал журналистам его сын, все началось со сновидения. Сперва был образ старика, восстающего из гроба, и юной девушки, тянущейся к юноше, но не с целью поцеловать, а для того, чтобы укусить в шею. Идея начала выкристаллизовываться. Старик должен был стать аристократом, но тогда еще имени автор ему не придумал. Местом действия по плану была Штирия. Первая версия названия — «Восставший из мертвых». По мере написания произведения оно было сокращено до «Восставшего». «Дракула» — более поздний вариант, который появился непосредственно перед публикацией.
Идея переместить сюжет из Штирии в Трансильванию возникла по нескольким причинам. Во-первых, на Стокера сильно повлияло знакомство с двумя учеными-ориентологами Арминием Вамбери из Венгрии, на которого в романе будет ссылаться Ван Хельсинг (правда, имя будет изменено), и обладателем невероятно огромных зубов Ричардом Бертоном. Первый встретил писателя во время его отпуска в Уитби и сумел заразить своим интересом к истории Восточной Европы и прежде всего Молдавии и Валахии. Второй был увлечен переводами «1001 ночи» и индейских сказок, в которых встречались вампиры. Выбор Восточной Европы был логичным. Западные европейцы мало знали о странах, расположенных на территории региона. Об этих краях ходило множество слухов. Трансильвания и вовсе считалась «землей вампиров». В глазах земляков Стокера там были только леса, а в них... неизвестно что. Здесь же имелся очень богатый фольклор на выбранную тему.
Вероятно, Брэм также вдохновился незадолго до того опубликованным произведением Эмили Джерард «Страна за лесами». Это как раз о Трансильвании. Не стоит сбрасывать со счетов и легендарную графиню Батори, считавшую, что кровь молодых прислужниц способна продлить ее молодость. История этой жуткой женщины детально описана в «Книге оборотней» Сабина Бэринг-Гулда, которую Стокер, как считают исследователи, прочел. И, наконец, Шамбала — мистическая школа под управлением самого Дьявола, по преданию, стояла именно в Трансильвании. Ее-то и закончил Дракула, о чем внимательный читатель, конечно, знает. То есть свое образование старый граф получил у самого Сатаны. Естественно, помимо прочего, Стокер изучал географию и природу региона, где лично никогда не был. Он ознакомился с расписанием поездов, местными отелями, трактирами и предлагаемой там кухней, чтобы быть убедительным. В результате то, что он додумал, не бросалось в глаза, по крайней мере, его современникам, которые редко путешествовали далеко от дома, и уж точно не в Трансильванию. Среди других книг, которые, по мнению экспертов, вдохновили Брэма Стокера и направили его мысль к конечному результату, «Замок в Карпатах» Жюля Верна, «Вампир» Джона Полидори и «Франкенштейн» Мэри Шелли.
А вот замок, в котором обитал Дракула, в действительности находился вовсе не в Трансильвании, а в Шотландии. Его название — Слэйнс. Руины строения располагались вблизи залива Круден, где Стокер любил отдыхать. Важное влияние на рождение романа «Дракула» однозначно оказали и некоторые исторические события, которым Стокер был свидетелем. Достаточно вспомнить, что за два года до начала его работы над книгой в Лондоне орудовал страшный Джек-потрошитель. Атмосфера ужаса, царившая в то время в городе, очень хорошо отражена на страницах.
Конечно, часть приведенных выше сведений не является на сто процентов точной, потому что заимствована не из интервью писателя или его писем, а из исследований ученых, а эта братия, как известно, склонна додумывать то, чего не знает наверняка. Однако все перечисленные выше люди были Стокеру знакомы, указанные места он посещал, а произведения были в ходу в ту эпоху, а потому были наверняка известны писателю и могли повлиять на его сознание, которое и сформировало сюжет будущей легенды, покорившей мир.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,