Революционер и «ночная бабочка»: прототипы героев Мопассана
Что есть человеческая мораль и каковы ее грани? Этот вопрос актуален всегда, а особенно в сложные времена, о которых пишут самые яркие книги. Новелла Ги де Мопассана «Пышка» именно об этом. Ее персонажи вовсе не герои, а самые обыкновенные обыватели, попавшие в трудную ситуацию. Все вместе они оказались «в одной лодке», а точнее в дилижансе, который увозит их прочь из оккупированного пруссаками Руана. История, конечно немного иная, имела место в действительности. Рассказал ее автору муж его родной тетки Шарль Корд’ом, который сам был свидетелем и участником всего происходящего не только в жизни, но и в книге.
Шарль на страницах с легкой руки племянника преобразился в патриота Корнюде, человека, в сущности, безобидного, но очень громкого и склонного всех обличать в предательстве. Он считает своих спутников двуличными и большую часть времени сообщает им о своих умозаключениях на тему. Помимо главной героини, той самой «пышки», именно Корнюде вызывает у Мопассана кое-какую симпатию. Впрочем, кроме собственно патриотических лозунгов, от месье Корд’ома книжный персонаж практически ничего не унаследовал. Безобидным дядюшка Ги точно не был. Напротив, в начале семидесятых годов прошлого века, когда было достигнуто перемирие между Францией и Пруссией, Корд’ом пытался организовать заговор с целью провозгласить в Руане Коммуну. Его поймали в 1871 году, судили и приговорили к двум годам лишения свободы. Именно после этих событий мужчина и оказался в том самом дилижансе.
«Пышка» в книге — это «ночная бабочка» Элизабет Руссе, которая воплотила в себе реальную женщину той же профессии Андриену Лэгей. Симпатичная, пухленькая, довольно свежая и аккуратная женщина была одиночкой. Она, что типично для эпохи, не принадлежала какому-то борделю и не являлась чьей-либо содержанкой. Лишь в такой страшный для страны и ее жителей момент она могла встать на одну ступень с людьми благонравными. И помогало создать подобную иллюзию чувство патриотизма, которое на некоторое время сделало всех равными. «Пышка» проявила свое отношение к происходящему, когда оставила работу, какой бы сомнительной та ни была, свой скромный доход и плохо-бедно устроенную жизнь, чтобы покинуть оккупированный город. Позже она целых три дня не поддавалась прусскому офицеру, отказываясь провести с ним время. Сдалась Элизабет лишь для того, чтобы спасти своих спутников. Это стало поводом для мадемуазель Лэгей обидеться на Мопассана. Оказавшись в той же ситуации, реальная «пышка» не уступила, впрочем, дилижанс все равно отпустили. Но новелла бы потеряла остроту и драматизм, если бы писатель не придумал этот финальный аккорд для своей любимой героини.
Остальные персонажи литературного дилижанса были придуманы. По крайней мере, так считают эксперты.