Литературный портал
Моя корзина
Ваша корзина пуста
8 913 429 2503
office@izdat-kniga.ru.ru
Поиск
Категории
Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [106]
Самое интересное!
Классики и современники [450]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [811]
Творческая жизнь [317]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [108]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1069]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [508]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [101]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [177]
Архив новостей [80]
ТОПы [97]
А знаете... [67]
Энциклопедия литературы [93]
Интересное:
Архив записей
Главная » 2022 » Октябрь » 28 » Кто я? Поэтический поиск истинного «я» Сергея Есенина
13:35
Кто я? Поэтический поиск истинного «я» Сергея Есенина

Общество давит на человека. Приклеивает к нему ярлыки в зависимости от своих ожиданий. Требует соответствия установленным канонам. Тот, кто отказывается следовать формальным нормам, может стать изгоем, прослыть скандалистом, шарлатаном или кем-то худшим. Обидные ли это слова или ключи от дверей к свободе творчества и самовыражения? Современники не станут первыми, кто задается этим вопросом. Его ребром поставил еще Сергей Есенин в стихотворении «Я обманывать себя не стану...», которое написал в 1922 году и спустя два года включил в сборник «Москва кабацкая».

Тема этого произведения — поиск себя. Лирический герой, в котором читатель, знакомый с биографией поэта, безошибочно узнает его, хотел понять: «Отчего прослыл я шарлатаном? // Отчего прослыл я скандалистом?» Отсылка идет к дурной репутации склонного к разгульному образу жизни классика. Но является ли он таким, каким его видят со стороны? Срослась ли выбранная маска бунтаря с его настоящим лицом? Зачем вообще ему нужна была какая-то маска? В этом-то и надо разобраться.

Если следовать логике стихотворения, то можно проследить, как меняется самоощущение лирического героя от начала к концу. Сперва он озадачен, расстроен, не уверен в том, кто прав: окружающие или он. Отсюда отчетливо звучащая в словах стихотворения тревога. Есенин вводит в повествование действительно плохих людей, преступников, и начинает сравнивать себя с ними. Но быстро понимает: нет, он не один из них. Он другой. Он чужой в городской среде, где постоянно надо притворяться. Хулиганство не его суть, это его выбор в ответ на обстоятельства. На самом же деле ему ближе мир природы. Отсюда ассоциация с уличным псом, чьи положительные качества противопоставляются отрицательным качествам людей. Отсюда же дружба с извозчиками и их лошадьми. Они делают автора и его литературного аватара более человечными, сложными, раскрывают с новой стороны.

Постепенно, проанализировав свои чувства и жизнь, Есенин убеждается, что не так плох. Появляется бравада. Он не имеет друзей среди людей, только среди зверей, которым самого лучшего галстука не жалко. И даже цилиндр он «носит не для женщин», а для своих истинных товарищей. Бравада появляется, когда лирический герой уже находит ответ на главный вопрос. Просто он не сразу начинает испытывать уверенность. С пониманием правды о себе, своих действиях и поступках еще надо срастись. И когда это происходит, стихотворение закольцовывается: «Оттого прослыл я шарлатаном, // Оттого прослыл я скандалистом». Больше уже добавить нечего. Отныне автор знает правду, пусть никому другому она не ведома. Но разве со стороны кому-то бывает виднее? Разве способен хоть кто-то оценить масштаб чужого греха и понять, насколько о нем сожалеет человек?

Все эти темы актуальны по сей день. Ничего принципиально не изменилось за сто лет. Все так же люди лепят друг на друга ярлыки и выбирают маски для себя, а потом забывают, какими являются в действительности, и вынуждены заново искать свое истинное «я». Наверное, отсюда тянутся корни популярности песни «Московский озорной гуляка» группы «Альфа», которая долгое время звучала буквально из каждого утюга и находила отклик в миллионах душ.
Просмотров: 639 | Добавил: Ekaterina_Kuznetsova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar