«Я хочу быть собой, когда в одно прекрасное утро проснусь и пойду завтракать к Тиффани». Стоп! Разве речь не о ювелирном магазине? Разве в подобных местах стоят столики, за которые может присесть посетитель с чашечкой кофе и сэндвичем, чтобы подкрепить силы перед трудным рабочим днем, или выпить бокал вина после него? Если нет, то почему Трумен Капоте, один из наиболее видных американских классиков двадцатого века, работавших в жанре драмы, решил даже книгу так назвать — «Завтрак у Тиффани»? И не просто назвал, он еще и обыграл выбранную им фразу в диалоге, когда бесшабашная и интригующая Холли Голайтли рассказывает о том, как уверенно чувствует себя во время трапезы в таком шикарном месте, где в окружении богатой толпы с тобой ничего не может случиться.
Дело в том, что весь сюжет романа и все его чудаковатые персонажи, принадлежащие к потерянному поколению и глубоко не понимающие ни самих себя, ни окружающий их мир, построены на метафорах и оксюморонах. Несмотря на большую детализацию в описаниях лиц, предметов, мест и ощущений, все происходящее как бы ускользает от читателя, как от главного героя, ведущего повествование, в конечном итоге ускользает прекрасная Холли — само олицетворение протеста и воплощение модернизма, обновленного в сравнении с девятнадцатым веком, упрощенного под реалии двадцатого, но сохранившего настроение классики, иллюзию солидности и устремление в непонятное, неопределенное будущее.
«Завтрак у Тиффани» отличает глубина передачи сути современного автору общества и нравов типичных представителей эпохи, которые и стали основными персонажами произведения. Трумен Капоте получил за свою работу, опубликованную в 1958 году, множество премий и похвал от критиков. Американский сценарист, кинорежиссер, писатель и журналист Норман Мейлер, пользовавшийся огромным авторитетом, причислил Капоте к классикам эпохи и назвал лучшим ее писателем. Естественно, в сети можно найти миллион и один обзор на книгу и одноименный фильм. Их делали как профессионалы, так и любители. Каждый отмечал что-то свое.
Мы не станем повторяться. Расскажем лишь об одном интересном факте, а именно о происхождении названия новеллы. Что там еще, помимо очевидного и уже упомянутого желания автора показать всю противоречивость положения Холли и неопределенность ее натуры через оксюморон. Как выяснилось, название пошло от одной забавной ситуации, о которой знал Капоте. Ее рассказал Трумену приятель Линкольн Кирстейн, руководивший труппой «Нью-Йорк Сити балет» и имевший весьма своеобразный образ жизни. Однажды ночью судьба свела его с приезжим молодым моряком. Мужчины разговорились, и Линкольн спросил, где бы его новый знакомый хотел позавтракать. Парень был не слишком сведущ в достопримечательностях города и тем более в местных ресторанах. Все, что он смог вспомнить, — это название «Тиффани». Вот они и поехали туда. Долго же смеялись, когда моряк понял свою оплошность.
Правда ли Трумен Капоте взял название из этого казуса? Трудно сказать. Но так неоднократно говорили близкие к нему люди.