Любите кино? А кино с Риз Уизерспун? Если да, то вам, вероятно, попадался мини-сериал «И повсюду тлеют пожары», идея создания которого родилась на одном из литературных вечеров, устраиваемых актрисой в ее книжном клубе. Там вместе с другими женщинами она читает остросюжетные произведения о непростых судьбах. Некоторые драмы, смешанные с триллерами, позже появляются в списках рекомендованных Риз произведений или вовсе дебютируют на экранах.
«И повсюду тлеют пожары» — история, придуманная Селестой Инг. События развиваются в восьмидесятые, когда женщины в Америке активно отстаивали свои права. Прошлое не желало сдавать своих позиций. Настоящее уже наступало ему на пятки. Общество буквально разделилось. Каждая представительница прекрасной половины человечества оказалась на перепутье. Хелена Ричардсон, роль которой в кино исполнила Риз Уизерспун, — жена обеспеченного человека, мать четверых подростков и журналистка на половину ставки. Но о такой ли судьбе она мечтала, когда была юной девушкой? Этот вопрос она усердно загоняла вглубь подсознания многие годы, пока домик, доставшийся ей в наследство, не сняла вольная художница Миа со своей дочкой. Миа и Хелена — две противоположности во всем. Их столкновение — это столкновение двух миров, после которого происходят всяческие катаклизмы, в частности пожары, ставшие здесь и фактом, и метафорой.
Книга и фильм похожи, но между ними есть ряд принципиальных отличий. Например, создатели кино сделали Миа чернокожей и развернули проблемы, связанные с правами африканцев в США, на полную катушку. В книге Миа — потомок европейцев. Тема, поднятая в фильме, хоть и присутствует в литературном оригинале, но не стоит на страницах как-то особенно остро. Есть и другие вопросы, которые Селеста Инг считает важным рассмотреть.
Первое, о чем уже упоминалось, — это положение женщины в современном обществе. Как ей состояться? Какой путь избрать? Что правильно именно для нее? А для ее детей?
Второе — это конфликт отцов и детей. Хелена конфликтует со всеми четырьмя своими отпрысками, но в разной степени и по разным поводам. Наиболее значимо противостояние с младшей дочерью, которая отличается независимостью и своеволием, страдает от комплексов и хочет жить принципиально не так, как мать. Девочка не вписывается в стереотипы, ставшие основой бытия Хелены, и это приводит к очень серьезному кризису. Правда, вовсе не к тому, что в сериале. Там, конечно же, ко всем бедам добавилась еще одна — та, что у нас под запретом. В оригинальной литературной версии ничего подобного нет и в помине.
Третье — усыновление. Сама Хелена никого не усыновляла, а вот ее лучшая подруга столкнулась с такой необходимостью. Ее дочка — от мамы из Китая. И та хочет вернуть кроху, потому что не принимала решения о разлуке с девочкой осознанно и добровольно, а действовала по необходимости. В рамках этой непростой, более чем двоякой ситуации разбираются трудности семей, члены которых имеют разный культурный код. А также вопросы социального неравенства, справедливости для представителей разных сословий и ряд других.
Одним словом, роман крайне сильно заточен под общественные нужды, прежде всего американские. Но ряд моментов актуален и у нас, поэтому читается хорошо. Смотрится тоже на одном дыхании. Но впечатления на выходе несколько разнятся.