Замечали ли вы, как часто в литературе встречается образ двойника? В книги он пришел из суеверий и древних мифов, а потом перекочевал в кино, откуда проник в массовое сознание. Сказать с уверенностью, кто, где, когда и почему стал рассуждать о втором «я», невозможно. Вероятнее всего, двойники родились из страха перед отражающими поверхностями, имевшимися у многих народов. Сейчас мы попробуем пойти по стопам Хорхе Луиса Борхеса, одного из авторов «Книги вымышленных существ», и проследить некоторые вехи развития феномена двойника в фольклоре и культуре.
Едва ли не впервые о двойниках заговорили в Древнем Египте. В довольно сложной космологии этой цивилизации присутствовал ка. Собственно, то и был двойник, который имелся у всех. Люди, животные и боги, растения и даже камни не обходились без своего ка. Но видеть его не могли. Были лишь немногие избранные из числа жрецов, которые достигли максимального просветления. Они встречали своего ка и получали от него знания о временах минувших и грядущих.
О том, что появление в жизни человека его двойника является символом приобретения пророческого дара, говорят и иудеи. Об этом писал основоположник современного академического изучения каббалы Гершом Шолем. Впрочем, Гершом не был первым. Свое знание он заимствовал из талмудической легенды о человеке, который искал Бога, а вместо этого встретил двойника. То есть встреча с двойником у иудеев — это хороший знак.
В Древней Греции к двойникам относились с уважением. Существовал ряд высказываний, свидетельствовавших об этом. Так, по словам Плутарха, в Элладе царских послов называли «другой я». Известна фраза Пифагора: «Мой друг — мое второе я». Считается, что слова Платона «Познай самого себя» — тоже о двойниках.
А вот более современная западная философия, как обычно, идет вразрез со всеми остальными. Здесь двойник — это всегда плохо. В немецких легендах доппельгангер (двойной идущий) олицетворяет зло, что часто эксплуатируется в современном фэнтези. В Шотландии есть сразу две разновидности двойника. Один хватает человека и ведет к гибели, другой является призраком, которого можно увидеть только перед смертью. Эту идею в своем творчестве воплотил Роберт Льюис Стивенсон. Она раскрыта в балладе «Тикондерога». Примеров книг, где речь идет о двойниках, много, причем писали о них не только иностранцы, но и русские классики, в том числе Достоевский. В более позднем представлении двойник часто является синонимом совести, убив которую человек погибает сам. Хотите пример? Вспомните роман Оскара Уайльда «Дориан Грей».
Вообще, есть что-то жуткое в самой идее двойников. Но разве зеркало в действительности не навевает жуть, особенно если смотришься в него ночью в полной темноте?