Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Двойник в фольклоре, литературе и суевериях

Замечали ли вы, как часто в литературе встречается образ двойника? В книги он пришел из суеверий и древних мифов, а потом перекочевал в кино, откуда проник в массовое сознание. Сказать с уверенностью, кто, где, когда и почему стал рассуждать о втором «я», невозможно. Вероятнее всего, двойники родились из страха перед отражающими поверхностями, имевшимися у многих народов. Сейчас мы попробуем пойти по стопам Хорхе Луиса Борхеса, одного из авторов «Книги вымышленных существ», и проследить некоторые вехи развития феномена двойника в фольклоре и культуре.

Едва ли не впервые о двойниках заговорили в Древнем Египте. В довольно сложной космологии этой цивилизации присутствовал ка. Собственно, то и был двойник, который имелся у всех. Люди, животные и боги, растения и даже камни не обходились без своего ка. Но видеть его не могли. Были лишь немногие избранные из числа жрецов, которые достигли максимального просветления. Они встречали своего ка и получали от него знания о временах минувших и грядущих.

О том, что появление в жизни человека его двойника является символом приобретения пророческого дара, говорят и иудеи. Об этом писал основоположник современного академического изучения каббалы Гершом Шолем. Впрочем, Гершом не был первым. Свое знание он заимствовал из талмудической легенды о человеке, который искал Бога, а вместо этого встретил двойника. То есть встреча с двойником у иудеев — это хороший знак.

В Древней Греции к двойникам относились с уважением. Существовал ряд высказываний, свидетельствовавших об этом. Так, по словам Плутарха, в Элладе царских послов называли «другой я». Известна фраза Пифагора: «Мой друг — мое второе я». Считается, что слова Платона «Познай самого себя» — тоже о двойниках.

А вот более современная западная философия, как обычно, идет вразрез со всеми остальными. Здесь двойник — это всегда плохо. В немецких легендах доппельгангер (двойной идущий) олицетворяет зло, что часто эксплуатируется в современном фэнтези. В Шотландии есть сразу две разновидности двойника. Один хватает человека и ведет к гибели, другой является призраком, которого можно увидеть только перед смертью. Эту идею в своем творчестве воплотил Роберт Льюис Стивенсон. Она раскрыта в балладе «Тикондерога». Примеров книг, где речь идет о двойниках, много, причем писали о них не только иностранцы, но и русские классики, в том числе Достоевский. В более позднем представлении двойник часто является синонимом совести, убив которую человек погибает сам. Хотите пример? Вспомните роман Оскара Уайльда «Дориан Грей».

Вообще, есть что-то жуткое в самой идее двойников. Но разве зеркало в действительности не навевает жуть, особенно если смотришься в него ночью в полной темноте?
avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 858

Комментариев нет

Рейтинг: 0.0 / 0

Добавил: Ekaterina_Kuznetsova в категорию Классики и современники

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0