Метафоры, аллегории, символы — все это любили классики и почти забыли современники. В большинстве новых книг, написанных в так называемых легких жанрах, нет подтекстов. Любовные романы, детективы, триллеры, даже если сочетаются в одной истории, не для поиска ответов на философские или жизненные вопросы, а для остроты ощущений и отвлечения от реальности. Не так ли?
В большинстве случаев ответ будет положительным, причем вполне справедливо. Но из любого правила есть яркие исключения. Хотите метафор со смыслом? Готовы превратить модный сюжет в аллегорию? Читайте Карен Уайт. Это очень популярная писательница, которая умеет сочетать адреналиновое и романтическое с традиционным и глубокомысленным. Как ей удается усидеть на двух стульях и не упасть? Давайте посмотрим на примере книги «Ночь, когда огни погасли».
Каков основной посыл истории? Побороть страх можно, если рассуждать логически и трезво. Преодолеть любое препятствие человеку по силам, нужно лишь стиснуть зубы и двигаться вперед. А когда огни погаснут — вот, собственно, фундаментальная метафора произведения, — необходимо лишь вспомнить о том, что в темноте предметы остаются теми же, какими были при свете. Так чего бояться? Примерно такие слова произносятся на страницах устами ребенка. А как известно, именно младенцы глаголют истину.
Карен Уайт — мастер дамских триллеров. Именно на них она создала себе репутацию. Ее книги остросюжетные, в меру пугающие и более чем романтичные. Они объединяют несколько эпох и героинь с их пересекающимися, но отдельными друг от друга драмами. К этому роману все данные выше определения применимы в полной мере. Судите сами.
Женщина, от которой недавно ушел муж, переезжает вместе с двумя детьми в небольшой дом, расположенный на ферме, принадлежащей пожилой и экстравагантной даме. Ребята идут в новую элитную школу. Их мама, которой теперь приходится справляться с двойной нагрузкой, пытается удержаться на плаву, в чем ей помогает новый знакомый. Он всегда готов что-нибудь повесить, подкрутить, починить. В общем, лучше любого «мужа на час». А еще руку помощи запутавшейся героине неожиданно протягивает самая популярная мамочка в классе ее старшей дочери. Эта дама богата, красива, счастлива в браке с сексапильным доктором, сверх всякой меры деловита и организованна. Одним словом, она представляет собой настоящий идеал леди-южанки.
Но... не все так просто. У главной героини есть страшная тайна в прошлом. Еще одна — у хозяйки ее дома, которая некогда тоже была молода, желанна, любима и... не слишком удачлива. Но самые большие и опасные тараканы в голове у милой леди-южанки. И когда три тайны наслоятся друг на друга, подперченные статьями анонимного блогера, набирающего популярность в сети... В общем, тут будет и коварный план по уничтожению мнимого врага, и парочка удаленных друг от друга по времени убийств, и несчастные случаи.
А где романтика? Ее хватает с лихвой. Помните ведь парня, что чинит полки и ставит замки на погреба, хранящие пыльные «скелеты» чужих грехов? И не он один в кадре. Карен Уайт создала треугольник... нет, четырехугольник... а может, углов даже пять? Нужно читать, чтобы понять, что к чему и кто к кому.
Главное — всегда помнить, что в темноте всамделишной или метафорической очертания предметов прежние. Ничего не меняется, когда гаснет свет. И тогда будет проще выбраться из мрачного туннеля реальности к солнцу счастья. Туда, где огни веры, надежды и любви. Триллер — аллегория. Очень жизненная, сочная и важная в мире, в котором неопределенность, нестабильность и непонятность стали кирпичиками новой нормальности.
[Юрий Терещенко]
То,