История человечества знает немало гениев. И с каждым из них связана пара-тройка легенд, с помощью которых современники и потомки пытались найти объяснение их гениальности. Но, пожалуй, одно из первых, если не самое первое, мест по количеству связанных с его именем диковинных былей и откровенных небылиц занимает Леонардо да Винчи. И правда, личность его окутана ореолом таинственности, чему немало способствуют как его изобретения, опередившие эпоху на века, так и сама эпоха, которой присущ определенный мистицизм. Естественно, многие писатели пробовали разгадать тайну да Винчи и делали это на свой манер, подчас так сильно уклоняясь от правды, что отыскать даже намек на нее в лабиринтах вымысла стало практически нереально.
Одной из самых интригующих загадок да Винчи является та, что спрятана на картине «Мона Лиза». Главная из них воплощена в вопросе: кто изображен на полотне? Чья улыбка чарует миллионы людей по всему миру из поколения в поколение? Официальная версия гласит: это Лиза Герардини из Флоренции. Ее муж был успешным торговцем шелком по имени Франческо дель Джокондо. Собственно, отсюда и второе название картины — Джоконда.
Но! Официальная версия не всегда единственная. Более того, она не обязательно верная на сто процентов. Существуют и другие. Наиболее распространенные из них: Мона Лиза — своеобразный автопортрет да Винчи или жена одного из Медичи, управлявших Флоренцией в те годы.
Именно последнюю гипотезу взяла за истину Джинн Калогридис, автор книги «Я, Мона Лиза». Она поступила с правдой на манер Дюма — ухватившись за то, что нравится, остальное отринув, будто шелуху от семечек. Оставшиеся «зернышки» автор трансформировала в красивую, полную страсти романтическую историю, которую и поведала миллионам читателей. Ох, горячо же получилось! Тот, кто любит жанр и пока не читал, обязан исправить эту ошибку. Пусть к фактам придется относиться скептически, проверять, перепроверять и подчас не находить доказательств (а жаль!), зато эмоциональная составляющая на высшем уровне. Динамика велика. Тайны да Винчи преподносятся с неожиданных ракурсов. В частности, интересна концепция родства между ним и Моной Лизой. О торговце шелком тоже есть, но роль его немного иная, чем гласит официальная версия. Зато все, что связано с Савонаролой, выше всяких похвал и почти по учебникам.
«Я, Мона Лиза» — книга, оторваться от которой нет никакой возможности. Начать читать ее в понедельник — значит опоздать на работу во вторник, потому что нет надежды лечь спать до утра. Впрочем, она тонизирует похлеще любого кофе или аромалампы с цитрусовыми эфирными маслами. Поэтому есть шанс, что в том возбужденном состоянии, в котором неизбежно будет пребывать читатель после финала, он покажет удивительную работоспособность.