Как воспринимает себя большинство детских писателей? Как учителей, которым необходимо преподнести своим читателям важный урок. Или как друзей, с которыми можно посмеяться над хорошей шуткой и поиграть в веселую игру. И то и другое правильно. Но этого недостаточно, чтобы стать по-настоящему хорошим детским писателем, которого будут читать многие поколения.
Что же самое важное? В чем секрет творчества таких мастеров, как Самуил Яковлевич Маршак?
Ответ, с одной стороны, лежит на поверхности. Но с другой... следовать по стопам классика очень непросто и мало кому дано. Ведь как рассуждают взрослые? Они убеждены, что находятся на одну или даже десять ступеней выше ребенка. У них есть знания, полученные в школе и институте, богатый жизненный опыт, понимание того, как устроен мир. Всем этим необходимо поделиться, да как можно полнее, максимально прямо, так, чтобы не оставить простора для маневра и не позволить читателю свернуть с пути, проложенного для него многомудрым взрослым. То есть литераторы, как часто мамы, папы, учителя, считают, что ребенок сам ничего не понимает, не может делать выводы, принимать решения, и вообще, сперва пусть выучит некую истину, а дойдет до ее сути когда-нибудь потом. Вот и выходит, что беседа в стихах или рассказах, прямо как на школьных уроках, ведется свысока. И это ошибка, которую никогда не допускал Маршак, считавший, что он не снисходит до своего читателя, а поднимается до уровня его чувств.
Между тем Самуил Яковлевич Маршак был человеком не только талантливым, но и хорошо образованным. Он с ранних лет увлекался древнеримской и древнегреческой поэзией. Еще учась в гимназии, писал первые произведения. Вместе с родителями мальчик бывал в гостях у критика и искусствоведа Владимира Васильевича Стасова, который представил его Федору Шаляпину. Сам Максим Горький, оценив ум юного Маршака, оказал ему протекцию по переводу в ялтинскую гимназию, так как климат северной столицы не шел ребенку на пользу.
В молодости Самуил Яковлевич много путешествовал. В качестве корреспондента различных печатных изданий посетил Грецию и Турцию, Сирию и Палестину, где набрался опыта, узнал много нового, усовершенствовал свои таланты в качестве писателя и журналиста. Результатом этих поездок стал цикл «Палестина», вобравший в себя целый ряд интереснейших произведений. Женившись, Самуил Яковлевич вместе с супругой отправился в Англию, где поступил в местный университет. Учебой он занимался серьезно, а на каникулах странствовал по Британским островам, собирал и переводил местный фольклор.
В двадцатые годы Маршак вернулся в Петербург и увлекся новым для себя видом творчества. Он начал писать поэтические сказки и делать переводы с английского. Именно он стал редактором одного из первых детских журналов в СССР, который назывался «Воробей». Там печатались стихи и рассказы, говорилось о природе и технических достижениях. Важной частью были ответы на заковыристые вопросы, тревожившие девчонок и мальчишек. В тридцатые годы вместе с Горьким Маршак основал издательство, где выходили книги для детей.
Работу Самуил Яковлевич не прекращал и во время войны, своим творчеством внося вклад в общую Победу. А в пятидесятые, когда ситуация стабилизировалась, отправился в Англию, но не в ссылку, как случалось тогда со многими литераторами, а с конкретной целью — сделать переводы культовых писателей Туманного Альбиона: Шекспира, Киплинга и многих других.
Из всего сказанного выше ясно, что Маршак был человеком умным, эрудированным, хорошо разбирался в искусстве и культуре, знал иностранные языки, был активным общественным деятелем, понимал политическое устройство общества, имел хорошие связи и уважение высоко стоящих людей. Но это не заставляло его считать себя лучше своих читателей — детей. Он все еще поднимался до их чувств, а не навязывал им свои. И это принципиальное отличие классика от большинства его коллег, живших в любую из эпох.
Самуил Яковлевич в своих произведениях говорил о действительно важных вещах, не опасаясь, что те читателю не по возрасту. Он преподносил жизненные истины, принципы морали и нравственности, вечные ценности, исторические факты, основы политики максимально полно, но тем языком, который понимала его целевая аудитория. Ничего не преуменьшая и не приукрашая, не заигрывая лишний раз и не лукавя, он вел диалог с ребенком уважительно, как с равным, позволяя тому вступать в беседу, самостоятельно рассуждать и делать выводы без указки.
«Плоская мораль отталкивает и подрывает доверие» — в этом был на сто процентов убежден Самуил Яковлевич. Потому в его историях нет ничего плоского, нудного, способного зародить сомнение в сердце читателя и оттолкнуть его, как отталкивает иной слишком настойчивый педагог, не желающий понять переживания ученика. Оттого даже спустя почти сто лет то, о чем писал Маршак, интересно, увлекательно, полезно и доходит до сознания лучше самых новых произведений.