Есть сегодня такая нехорошая мода — ругать учителей. Кто только не попал под ее влияние! Вроде бы и родители интеллигентные, и дети умные, а все туда же. Неужели потеряла уважение одна из наиболее важных, нужных и благородных профессий, какие существуют в современном обществе? Пришла пора менять ситуацию. И в этом помогут классические литературные произведения, которые напомнят о человечности.
Если вы пропустили рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», который был написан в 1973 году на основе личного опыта автора лишь с некоторыми отклонениями от реальных жизненных фактов, и не видели одноименный фильм Евгения Ташкова, вышедший пятью годами позже, никогда не поздно это исправить. Это очень добрая история. Она прежде всего показывает тот вклад в развитие человека, который может внести талантливый, чуткий педагог. Кое-кто поспорит, что таких не осталось. Но что если поставить вопрос иначе? Вдруг это мы своими бесконечными придирками и вечной агрессией не даем педагогам раскрыться и проявить участие к нашим детям?
«Уроки французского» — рассказ о послевоенных годах, когда жизнь была тяжелее, чем сейчас. Мальчик из села переехал в райцентр, где теперь ему предстояло жить у подруги матери и учиться в школе. Продукты вдали от огородов оказалось практически невозможно добыть. Их требовалось покупать, а было не на что. И ребенок пошел ва-банк — начал играть на деньги. Об этом узнала молодая учительница, которая быстро поняла, что дело не в скверном характере паренька, его корысти или дурных привычках, а в необходимости, и решила помочь. Она пригласила его к себе под предлогом того, что ему надо подтягивать французский. К слову, это был единственный предмет, который ему действительно не давался. Во время занятий женщина все время старалась накормить гостя. Только гордый мальчик отказывался от чужой еды. Подумав, учительница рискнула — предложила ему сыграть. Естественно, эта новость дошла до директора школы. Случился скандал. Педагога уволили. Женщине не осталось ничего другого, кроме как вернуться к себе домой на Кубань. Оттуда она прислала подопечному настоящий подарок — яблоки и макароны. Таких деликатесов он еще не пробовал!
В жизни Валентина Григорьевича была такая же отзывчивая учительница. Совсем молодая, но неравнодушная. Звали ее в точности как героиню литературного произведения — Лидия Михайловна. Весь класс относился к ней с пиететом и уважением. На всю жизнь у писателя осталась память об этой доброй и умной женщине, сумевшей помочь ему в непростые детские годы. Конечно, на деньги или еду в азартные игры она ни с кем не играла, это приукрашение, авторский вымысел, нужный, чтобы добавить динамики, интриги и драмы сюжету. Но вот вдохновением для повзрослевшего Валентина его наставница стала. И это очень немало! Ничуть не хуже яблок и макарон.
Лидия Михайловна не сразу узнала о рассказе, героиней которого стала, и долгое время понятия не имела о способе, каким один из учеников выразил ей свою благодарность. Лишь много лет спустя она нашла книгу в библиотеке во французской Сорбонне, где к тому моменту преподавала русский язык. Она решила отправить ее Распутину. На что тот радостно ответил: «Я знал, что найду вас!»
С тех пор между Лидией Михайловной и Валентином Григорьевичем завязалась переписка. А как-то раз им даже удалось встретиться. Это случилось в Москве.
Эта настоящая история, которая стоит за художественным произведением, о многом заставляет задуматься. А именно, о том влиянии, которое имеют учителя и могут оказать на ребенка, если только дать им такую возможность, прекратив без конца трепать нервы.