Сегодня побеседуем немного о литературном закулисье. О книге относительно современной, вошедшей в число мировых бестселлеров в конце двадцатого века и даже экранизированной с участием Джонни Деппа. История этой книги сама по себе не несет ничего таинственного или загадочного. Можно предположить, что создавалась она точно так же, как большинство более или менее новых произведений. Но вот ее содержание ошеломляет и заставляет удивленно выдохнуть. Почему? Потому что она раскрывает тайны куда более сложной литературной действительности (реальной или вымышленной — другой вопрос), о которых не знает большинство читателей, писателей и издателей. Она о той реальности, где главной ценностью являются старинные издания, стоящие баснословных денег и являющие собой настоящую ценность. Торговля таким товаром и даже просто хранение подобных книг у себя на полке могут быть очень опасны. Это неожиданное открытие, расходящееся с типичными представлениями о музеях и библиотеках, сделает каждый, кто заглянет на страницы интеллектуального детектива Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье».
В центре сюжета некий наемник. Он охотится не за головами, а за библиографическими изданиями. И как вскоре выясняется, работа его трудна, непредсказуема и опасна. Сейчас у Корсо в рюкзаке две драгоценности. Во-первых, глава «Трех мушкетеров», написанная от руки самим Дюма. Бывший владелец рукописи покончил с собой при очень странных обстоятельствах. Во-вторых, легендарный средневековый труд «Девять врат». Иллюстрации на страницах якобы способны помочь установить связь с самим Сатаной. Естественно, автор был сожжен на костре за ересь, а по Земле с тех пор бродит три экземпляра его крамольной книги. Осталось понять: какая из двух диковинок превратила Корсо в мишень? Почему за ним охотится человек, похожий на Рошфора? Какое отношение к этому имеет дама, будто ставшая прототипом миледи? И кто та милая девушка, скрывающая свое имя и бродящая за Корсо по пятам, будто тень?
По духу роман Переса-Реверте очень похож на произведения Умберто Эко. Связь сильнее оттого, что писатель неоднократно ее подчеркивает, ссылаясь на своего коллегу. Но если у Эко любая ситуация находит логическое, вполне материальное, пусть подчас и жуткое, объяснение, оставаясь в плоскости реальности, то Перес-Реверте, как и любой испанец, по определению склонный к мистицизму, намекает на большее и не развеивает иллюзий читателя в конце. Наоборот, флер мрачной мистики усиливается к последним страницам и становится особенно отчетливым в финале. Хотя скептик, если у него возникнет подобное желание, может отрицать сверхъестественное. Для того ему оставлены лазейки. Это интересный ход.
Сюжет запутан, так как в нем сразу две линии, вроде бы не связанные друг с другом. И они пересекаются совсем не так и не там, где думается герою и библиофилу. В результате получается эдакий сюрприз, от которого, правда, кровь в венах слегка стынет.
«Клуб Дюма, или Тень Ришелье» не для ленивого читателя, который хочет все быстро понять и отказывается что-либо додумывать. Это многогранная история для того, кто видит больше, чем написано, и с удовольствием читает между строк, выстраивая собственные гипотезы на основе авторских мыслей.