03 Сен 2024
Мелодрама vs драма. Легкость vs сложность
Драма и мелодрама — два жанра в литературе, кинематографе и сценическом искусстве со сходными названиями, но разной сутью. Многие путают их между собой, видя лишь общие черты, но не различия, на которых сейчас мы и хотим сосредоточить свое внимание.

Прежде чем говорить о том, какая разница между драмой и мелодрамой, обсудим, в чем они действительно одинаковые.

Оба жанра рассказывают о человеке в реальных условиях и жизненных перипетиях, через которые он проходит на пути к тем или иным переменам. Диалоги и там и там важнее действия. Экшен чаще всего не предусмотрен, хотя это правило часто нарушается в наши дни, когда жанры принято смешивать между собой.

Вот, собственно, и все. Теперь перейдем к разнице, которая затрагивает и сюжет, и героев, и расставленные акценты, и финал, и конечное влияние на зрителя.

Для начала вспомним, что драмы появились намного раньше, а свою популярность набрали еще в восемнадцатом веке, постепенно вытеснив еще более мрачные и давящие трагедии. Мелодрамы, то есть лирические произведения, вошли в обиход позже и сразу завоевали умы и сердца публики.

Сюжеты мелодрам обычно строятся вокруг любовной линии, которая является основной. Повествование часто дополняется юмористическим компонентом и иногда грешит неправдоподобностью, наигранностью и чрезмерной легкостью. При этом само произведение более продолжительное, нежели скоротечная драма, которая за короткий срок полностью преображает героев и меняет их жизни. Основой для драмы тоже может быть любовь, но более глубокая, сложная и противоречивая, требующая настоящих жертв и лишений, не подразумевающая простых ответов, в том числе на морально-этические вопросы. Но это не все. Бывают драмы исторические, политические, социальные, психологические — огромное количество поджанров, в основе каждого из которых лежит свой особенный внутренний конфликт персонажа, его противостояние обществу, неприятность, неприкаянность, жертвы, потери. При этом нет тех контрастов, типичных для мелодрам, герои которых мечутся от любви к ненависти, от добра ко злу, ведь для них акценты расставлены так, что чувства и просто чувствительность на первом плане.

Сами персонажи драм нарочито обычные. Это люди, которые волей обстоятельств оказались вытянуты из повседневности и буквально выброшены на сцену. Их характеры четко прорисованы, мысли проговорены, конфликты преподаны в деталях. И никаких «бонусов», которые помогли бы сразиться с проблемой и априори победить, не предусмотрено! Такие «бонусы» — норма для мелодрам, где персонажи могут быть очень богатыми, очень красивыми или что-то еще с прибавкой «очень». При этом сами они схематичны, без нюансов и деталей, внутренние конфликты отступают на второй план перед проявлениями эмоций. Поступки могут быть типовыми, каноническими, и никто за это не осудит автора.

Финал у драм бывает разный, часто он плохой или сомнительный. И даже хороший воспринимается двояко. Читатель, как и персонаж, ощущает себя буквально истерзанным. Ведь влияние, которое на него оказывает драма, давящее, психологическое. Мелодрама чаще заканчивается хорошо, хотя это не абсолютно обязательно. Но даже трагедия в рамках жанра воспринимается относительно легко. Может, конечно, вызывать бурю чувств, резкую вспышку эмоций, что, собственно, и является целью создателей подобных книг, фильмов и спектаклей, но на долгие переживания этого не хватит.

Если примитизировать все, о чем сказано выше, то главное отличие драмы — психоэмоциональная сложность в противовес легкости мелодрам.
1467 / Ekaterina_Kuznetsova / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов