06 Дек 2024
Аудиокниги в современном мире и новая жизнь «Крыльев нетопыря»
Недавно был озвучен роман Павла Беляева «Крылья нетопыря. Часть I. Сон разума». В роли диктора выступил Алексей Швагров. Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила побеседовать с Алексеем об аудиокнигах вообще и о «Сне разума» в частности. Главное, что хотелось узнать, — как создаются аудиокниги и какое впечатление творчество Павла произвело на человека, который перенес печатное слово в новую, звуковую плоскость.
Корреспондент: Алексей, насколько актуальны и востребованы аудиокниги в 21 веке?
Алексей: Я считаю, что очень востребованы. Аудиокниги — это прежде всего удобство и экономия времени. Если раньше для получения информации нужно было найти время для чтения, то сейчас можно заниматься множеством разных дел и параллельно слушать интересующую литературу, будь то научные труды либо произведения развлекательного жанра.
Корреспондент: Кто является основным потребителем аудиоконтента?
Алексей: Разные возрастные группы, но примерный возраст — 25–45 лет, и преобладающее число из них — это женщины.
Корреспондент: Вы диктор, который озвучивает книги. Насколько это творческий процесс?
Алексей: Зависит от того, как именно озвучивается книга. Если ее прочитать монотонно, то о творческом подходе говорить не приходится, это просто чтение вслух. Но когда чтец вживается в роли персонажей, пытается посредством голоса передавать их характер и эмоции, раскрывая тем самым образ, заложенный автором, то однозначно это уже творческий процесс.
Корреспондент: Как восприятие читателя зависит от того, кто и каким образом озвучит произведение?
Алексей: Восприятие зависит от того, как звучит произведение. Слушатели ориентируются на ритм диктора, интонации, паузы и смысловые ударения. А еще, если повествование в книге ведется от лица женского персонажа, восприниматься будет лучше женский голос, и наоборот. Безусловно, опытным чтецам одинаково хорошо даются как женские, так и мужские роли, но таких единицы.
Корреспондент: Что вы как диктор делаете для того, чтобы знакомство с историей понравилось аудитории?
Алексей: Изучаю персонажей, чтобы лучше передать их типажи и характеры. А затем просто стараюсь озвучивать максимально качественно. Порой мне не нравится звучание какого-то абзаца или реплики героя, тогда перезаписываю по несколько раз, добиваясь того звучания, которое, по моему мнению, должно быть.
Корреспондент: Когда и как вы решили стать диктором? Чем такая работа для вас привлекательна?
Алексей: Я всегда любил слушать книги. Раньше не было такого количества профессиональных чтецов, много аудиокниг делалось энтузиастами. Как-то раз, кажется, в 2017 году, попалась книга, озвученная, откровенно говоря, плохо. Подумалось, что я бы мог сделать лучше. Книгу озвучивать не стал, но записал небольшой ее фрагмент, который очень понравился друзьям и знакомым. Следующие пять лет с разной периодичностью я пробовал записывать короткие рассказы и публиковал на бесплатных сайтах аудиокниг, а в 2022 году решил сотрудничать с «Литрес», чем по сей день и занимаюсь.
Работа привлекательна тем, что можно заниматься ей не выходя из дома, а еще всегда приятно создавать что-то способное подарить многим людям положительные эмоции.
Корреспондент: По какому принципу вы выбрали книгу «Крылья нетопыря. Часть I. Сон разума»? Почему именно ее?
Алексей: Совершенно случайно. Я очень люблю жанр фэнтези и слежу за блогерами, которые делают книжные обзоры. От одного из них узнал о книге Павла Беляева «Сон разума», которая моментально вызвала неподдельный интерес. Времени на чтение тогда не было, поэтому стал искать аудиоверсию этого романа. Когда понял, что книгу никто не озвучивал, появилась мысль попробовать это сделать самому.
Корреспондент: Сложно ли было ее озвучить? С какими трудностями вы столкнулись?
Алексей: Трудности были. Помимо внушительного объема произведения, в книге немало старославянских слов, значение и ударение которых я не знал. Приходилось часто сверяться со словарями и искать информацию в интернете. Еще мне хотелось, чтобы каждый персонаж имел свой голос, отличимый от других. Порой забывал, как звучит тот или иной герой, который появлялся несколько глав назад, и приходилось его искать в готовых файлах записи, чтобы вспомнить тембр голоса и тональность.
Корреспондент: А что в работе над произведением Павла Беляева было самым интересным?
Алексей: Весьма многогранные, интересные персонажи и продуманные диалоги между ними. Неоднократно замечал, какая внушительная работа над книгой была проведена Павлом. Главные герои неоднозначные, но очень убедительные и живые.
Корреспондент: Назовите главные плюсы романа для читателя.
Алексей: Оригинальный сюжет в стилистике мрачного славянского фэнтези, который сохраняет интригу до самого конца. Превосходно прописанные персонажи, мнение о которых способно меняться на протяжении всего романа. Грамотно выверенный темп повествования, не позволяющий заскучать в диалогах, но и не досаждающий постоянной динамикой.
Корреспондент: Рекомендовали бы вы «Крылья нетопыря» библиофилам? Какой целевой аудитории прежде всего?
Алексей: Лицам младше 18 лет и беременным женщинам рекомендовать не могу из-за имеющихся в произведении сцен насилия. Но всем остальным, особенно поклонникам жанра фэнтези, определенно стоит обратить свое внимание на данное произведение.
Корреспондент: Здорово, что вам понравилось произведение, которому вы подарили вторую жизнь — в аудиоформате. Будем надеяться, что слушатели, когда познакомятся с историей, оценят и творчество Павла, и вашу работу.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,