[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Экспрессионизм (начало ХХ в) » Соколов И.В. - поэт, сценарист, киновед, кинокритик (Основатель русского экспрессионизма)
Соколов И.В. - поэт, сценарист, киновед, кинокритик
Nikolay Дата: Суббота, 17 Сен 2011, 21:08 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


СОКОЛОВ ИППОЛИТ ВАСИЛЬЕВИЧ
(21 января 1902 года – 08 декабря 1974 года)


- известный русский поэт, публицист, сценарист, киновед и кинокритик; кандидат искусствоведения, практически основатель русского экспрессионизма в литературе.

Родился в Харькове в семье служащего. С 14 лет начал литературную деятельность. Первые стихотворения И.В. Соколова написаны под влиянием поэзии В. Шершеневича. В 1918 – 1919 гг. учился на политико-юридическом отделении Социалистической академии. Посещал в Студии стиховедения занятия В. Брюсова, А. Белого, Вяч. Иванова. Одновременно Ип. Соколов посещал литературную студию при московском отделении Пролеткульта, слушал выступления В. Ходасевича, В. Шершеневича. В 1919 г. Ип. Соколов стал действительным членом Всероссийского союза поэтов. Был приверженцем имажинизма. Одним из первых 7 апреля 1919 г. в воронежской газете «Огни» приветствовал новое литературное направление, утверждая, что «имажинизм вызван к жизни исторической необходимостью».. В 1919 г. Ип. Соколов писал: «Футуризм должен без боя уступить мест имажинизму лишь потому, что выдохся так же, как десять лет тому назад выдохся символизм. (…) Теперь футуризм может опять воскреснуть только в имажинизме. Теперь каждый, хранящий заветы футуризма, должен сделаться имажинистом. Ибо футуризм наконец-то опять нашел самого себя в имажинизме, хотя имажинизм есть шаг вперед от футуризма». Выступал с поэтами-имажинистами на литературном вечере 2 августа 1919 г. В июне 1919 г. С. Есенин с А. Мариенгофом рекомендовали Ип.. Соколова в члены Московского Дворца Искусств. Ип.Соколов издал в 1919 г. брошюру «Полное собрание сочинений. Издание не посмертное. Том 1. Не стихи»» (16 страничек).

Ип. Соколов активно участвовал в литературных дискуссиях и скандалах. По невыясненной причине он провел неделю в тюрьме Московского ЧК, но был выпущен после ходатайства его матери А.В. Соколовой.
Неприязнь С Есенина к Ип. Соколову проявилась после провозглашения им 11 июля 1919 г. на эстраде-столовой Всероссийского союза поэтов «Хартии экспрессионизма», в которой было заявлено, что «весь имажинизм - спекуляция на невежестве публики» и только «экспрессионизм, черт возьми, будет по своему историческому значению не меньше, чем символизм и футуризм». Такого выпада С. Есенин не мог стерпеть и в ответной реплике назвал Ип. Соколова бездарностью: «Нет, господа, вы послушаете меня, а не эту бездарность, которая говорить-то даже не умеет». Вечер закончился скандалом.

Ип. Соколов выпустил серию брошюр: «Бунт экспрессиониста», «Бедекер по экспрессионизму», «Экспрессионизм». Хотел остаться в составе имажинистской группы, в чем его поддерживали В. Шершеневич и А.Кусиков. С. Есенин выступил против официального вхождения И.В. Соколова в группу им ажинистов.
Ип. Соколов искал самоопределения в литературной среде. В ноябре 1919 г. входит в кратковременное сообщество «Желтый дом», затем организует поэтическое общество «Зеленая мастерская» в качестве секции Всероссийского союза поэтов.
8 мая 1920 г. произошел инцидент между Соколовым и Есениным, который неадекватно прореагировал на замечания Ип. Соколова о его стихах. Когда С. Есенин прочел свои стихи, то Ип. Соколов громко выкрикнул в зал: «Вот теперь вы видите превосходно, как Есенин ворует, да, ворует образы и содержанье и всё - у Клюева, у Орешина, у прочих поэтов. Он скоро умрет как поэт». «Не дав Соколову договорить, - вспоминал В. Шершеневич, - Есенин молодцевато выскочил на эстраду и громко заявил: «Сейчас вы услышите мой ответ Ипполиту Соколову!» И, неожиданно развернувшись, дал оппоненту по физиономии. Соколов замер от неожиданности. Аудитория загудела. Сочувствие было, как всегда, на стороне более слабого. Кстати сказать, пощечины никогда не возвращаются. Не вернул её и Соколов, продолжая стоять растерянно и неподвижно. Сергей сначала развязно добавил: «Слыхали мой ответ? Если я тихо сказал, то могу повторить громче!» Но так как аудитория затаила недоброжелательство, то Есенин почел за благо ретироваться и ушел в комнату правления. (...) Выступали с речами поэты, потрясая кулаками. Выступали матросы, многозначительно положив руку на кабуру револьвера. Атмосфера разрядилась. Когда всё кончилось, Есенин снова вышел и заявил уже под дружный смех: «Вы думаете, я обидел Соколова? Ничуть! Теперь он войдет в русскую поэзию навсегда!».
При разбирательстве поступка Есенина на общем собрании Всероссийского союза поэтов 20 мая 1920 г. С. Есенин исключается на месяц из числа его членов.
Ип. Соколов писал 11 июля 1920 г. в объяснительной записке в Литературный отдел Дворца Искусств по поводу случившегося инцидента: «Ввиду того, что я получил оскорбление не как человек, а как литературный противник, и ввиду того, что я нахожу для всех ясным, кто из нас обоих имеет литературную порядочность и честность, я не признаю нужным в данном случае обращаться в Народный суд (ему за оскорбление грозит административное взыскание вплоть до заключения в концентрационный лагерь), я считаю единственной формой наказания гражданина Есенина за его пощечину своему литературному противнику - это тот бойкот гражданина Есенина как человека и как поэта, который установился в литературных кругах».

Ип. Соколов продолжал выступать как представитель экспрессионизма 23 ноября 1920 г. на «Вечере современной поэзии», 17 октября 1921 г. на «Вечере всех поэтических школ и групп».
При поддержке А .Кусикова Ип. Соколов в 1921 г. издает книгу «Имажинистика», в которой среди поэтов-имажинистов не называет имени С. Есенина, бойкотируя его как поэта.

После 1923 г. И.В. Соколов отошел от поэзии. В дальнейшем много работал в области театроведения и киноведения, увлекался фотографированием.
Основной свой архив Ип. Соколов сдал в 1970 г. в Институт мировой литературы, который стал доступен исследователям только в 2002 г. Среди творческих материалов Ип. Соколова интересен план книги «Литературная Москва», в которой автор предполагал отразить основные вехи литературной жизни.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 720. 2.Летопись – 2, 755. 3.Летопись – 3 ( 1 ), 471. 4.Мой век, 585 – 586. 5.Терёхина В.Н. Есенин и русские экспрессионисты. // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы. Москва-Константиново-Рязань, 2006. –С.112 – 121. 6. Поэты – 8, 92.
(Извлечение из С.И. Зинин «С.А. ЕСЕНИН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ». Биобиблиографический справочник)
(Источник - http://zinin-miresenina.narod.ru/s.html )

***

Соколов Ипполит Васильевич (1902 — 1974) — поэт, подражатель В. Шершеневича. Был вначале приверженцем имажинизма, неоднократно выступал с поэтами-имажинистами на литературных вечерах. Затем провозгласил новое течение в русской поэзии — экспрессионизм. Выпустил серию брошюр: «Бунт экспрессиониста», «Бедекер по экспрессионизму», «Экспрессионизм». При этом хотел быть в составе имажинистской группы, в чем его поддерживали В. Шершеневич и А. Кусиков. Последний даже помог И. Соколову в 1921 г. издать книжку «Имажинистика» (издательство «Орднас»). О том, как отреагировал Есенин на рождение экспрессионизма, можно узнать из дневниковой записи (14 июля 1919) поэта Т. Мачтета: «Кафе обращается в кабак <...> в плацдарм вроде вечера экспрессионистов, когда Есенин полез на эстраду с палкой» (РГБ, ф. 162, карт. 5, ед. хр. 8, с. 167). По свидетельству другого очевидца, в тот вечер «И. Соколова Есенин прямо назвал бездарностью: „Нет, господа, вы послушаете меня, а не эту бездарность, которая говорить-то даже не умеет! “ <...> Один выступает, другой его с ног сшибает — поэты XX века!..» (Письма, 319).
Есенин неизменно выступал против официального вхождения И. Соколова в группу имажинистов (см. Ройзман, с. 86). И Ройзман, и Шершеневич в своих воспоминаниях описали инцидент между Есениным и Соколовым (май 1920 г.), закончившийся пощечиной, которую получил последний (Мой век, с. 585—586; Ройзман, с. 87).
После 1923 г. Соколов отошел от поэзии. Много и успешно работал в области театроведения и киноведения, а в последние годы жизни — фотографии.
(Источник - http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e72/e72-4852.htm )
***

СОКОЛОВ Ипполит Васильевич -
российский киновед и кинокритик.
В 1925 г. окончил Московский университет, отделение литературы и искусства. С 1922 г. выступал в печати по вопросам кино. В 1927-1928 гг. преподавал теорию кинодраматургии в Государственном техникуме кинематографии, на заочных курсах ОДСК, работал редактором на Объединенной кинофабрике «Совкино». В 1933-1934 гг. – редактор студии «Межрабпомфильм». В 1935-1937 гг. – научный сотрудник Научно-исследовательского сектора ГИКа. В 1943-1945 гг. – преподаватель по теории и истории кино в Литературном институте им. Горького, в 1946 г – по теории цветного кино во ВГИКе. В 1948-1951 гг. – научный сотрудник Научно-исследовательского кинокабинета ВГИКа. В 1961-1964 гг. вел курс теории и истории кино на ряде факультетов Московского университета. С 1966 г. работал по технологии телевизионных фильмов во Всесоюзном научно-исследовательском институте магнитной записи и технологии телевидения.
(Источник - http://www.persons-info.com/index.php?pid=55052 )
***

Ипполит Соколов
1902, Харьков – 1974

Соколов Ипполит Васильевич родился в семье служащего; в 14 лет начал литературную деятельность. Переехав в Москву, в 1918–1919 учился в Социалистической академии на политико-юридическом отделении, посещал Студию стиховедения, где преподавали Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, и одновременно – литературную студию при московском отделении Пролеткульта. В 1919 стал действительным членом Всероссийского союза поэтов, в том же году в воронежской газете «Огни» опубликовал статью Имажинизм. На протяжении трёх лет с 1919 по 1921 издал девять брошюрок стихов и статей, одна из которых – на 16 страничках и размером 9х12 см – называлась Полное собрание сочинений. C 1921 считался призванным на военную службу в качестве заведующего художественной частью Политсекретариата Московского Бригадного терокруга, разрабатывал основы трудовой и военной гимнастики. Чуть позже начал работать в Центральном институте труда при ВЦСПС. С 1922 выступал в печати по вопросам кино. В 1925 окончил Московский университет – по-видимому, отделение литературы и языка факультета общественных наук (подлежит уточнению). Читал курс «Современный театр» в Государственных мастерских при Камерном театре. Став известным кинокритиком и историком кино, преподавал во многих учебных заведениях, в том числе в Государственном техникуме кинематографии (1927–1928), в Литературном институте им. Горького (1943–1945), во ВГИКе (1946). В 1948–1951 был научным сотрудником Научно-исследовательского кинокабинета ВГИКа, в 1961–1964 вёл курс теории и истории кино на ряде факультетов Московского университета. С 1966 работал по технологии телевизионных фильмов во Всесоюзном научно-исследовательском институте магнитной записи и технологии телевидения.
(Источник - Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...; http://www.poesis.ru/poeti-poezia/sokolov-ipp/biograph.htm )
***

Наиболее значимые произведения И. Соколова об экспрессионизме

1. Иполлит Соколов. Воззвание Экспрессионистов о созыве Первого Всероссийского Конгресса Поэтов. 19 весна 20.г. 8 с. Поллиста, сложенные вчетверо, до размера восьмерки. переплет, Обычный 13х20,5 формат.
На протяжении трех лет с 1919 по 1921 Соколов издал девять брошюрок стихов и статей, третья из которых называлась «Воззвание Экспрессионистов о созыве Первого Всероссийского Конгресса Поэтов» (который так и не состоялся). Очень интересный документ. В нем была напечатана программа заседаний и предполагаемый список участников от всех существующих на тот момент школ: реалисты - Бунин и т.д., символисты - Белый, Блок и т.д., акмеисты - Гумилев и т. д., интимисты - Ахматова, Цветаева и т. д., центрифугисты - Пастернак и т. д., футуристы - Маяковский и т. д., кубо - футуристы - Северянин, народники - Клюев и т. д.
Соколов Ипполит Васильевич (1902 - 1974). В 14 лет начал литературную деятельность. Переехав в Москву, в 1918 - 1919 учился в Социалистической академии на политико-юридическом отделении, посещал Студию стиховедения, где преподавали Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, и одновременно - литературную студию при московском отделении Пролеткульта. В 1919 году стал действительным членом «Всероссийского союза поэтов».

2. Иполлит Соколов. Экспрессионизм. б. м. 19 лето 20.г. 8 с. Поллиста, сложенные вчетверо, до размера восьмерки. переплет, Обычный 13х20,5 формат.
На протяжении трех лет с 1919 по 1921 Соколов издал девять брошюрок стихов и статей, четвертая из которых -- агитлистовка. называлась «Экспрессионизм». Цитата: «...И мы, экспрессионисты. утверждаем. что русская поэзия накануне нового Пушкина. В. Маяковский был только Батюшковым. чтобы за ним мог прийти новый Пушкин». Литературная деятельность группы занимала довольно скромное место рядом с ее манифестами. Для творчества Соколова была характерна изобразительная ассоциативность: говядина губ, гондола губ, губы, как дыня с вырезанным ломтиком, как надтреснутая дыня, губы - отвисшее вымя, их бы доить и доить и слова потекут.

3. Иполлит Соколов. Ренесанс XX века. Манифест. Великие Революции в философии, науке и искусстве. б.м. ХХ год и Век. г. 8 с. Бумажная издательская обложка. Обычный 13х20,5 формат.

4. Иполлит Соколов. Полное собрание сочинений. Не стихи. Издание не посмертное. Том I. (Издание прекращено). М. 1919г. 16 с. Бумажная издательская обложка. Уменьшенный 9х12,5 формат. «Издание прекращено, следующие тома не выйдут».
Появление термина «экспрессионизм» на русской почве связано с именем семнадцатилетнего поэта Ипполита Соколова (1902 - 1974), который заявил о своем приоритете так: «Экспрессионизм родился в голове И. Соколова, таинство крещения получил 11 июля 1919 года на эстраде Всероссийского Союза поэтов».
До этого момента Ипполит Соколов считал себя «эвфуистом», то есть приверженцем напыщенной, вычурной речи, манерного стиля, названного в честь Эвфуэса, героя английского писателя XVI века Дж. Лили. В этом качестве он успел издать Полное собрание сочинений на 16 страничках и размером 9х12 см с буквенной пагинацией от А до М и подзаголовком: «Издание не посмертное. Т. I. Не стихи».. Вышла она 20 июня 1919 (Без портрета автора и без критико - биографического очерка В. Брюсова - как предполагалось). На титульном листе с обратной стороны написано: «Итак: я швыряю новые принципы полиметрики».

5. Иполлит Соколов. Новое мироощущение. Прозрение. б.м. К- во `Ренесанс ХХ века` Р. С. Ф. С. Р. 0, 21 ХХ века. г. 16 с. Бумажная издательская обложка. Уменьшенный 9х11,5 формат

6. Иполлит Соколов. Бунт Экспрессиониста. б.м. Издание, конечно автора. осень 19. 1919г. 16 с. Бумажная издательская обложка. Уменьшенный 8,5х11,5
(Источник - http://content.mail.ru/arch/15580/2765281.html )
***

Из книги «Бунт экспрессиониста» (осень 1919)

Фешенебельная ночь
(опыт хроматического стихосложения)


Люблю природу на картинах Бенуа
И перед ветром реверансы веток.
И. Соколов. Косметика природы

На набриллиантиненные росою волосы трав
надет чёрный цилиндр плюшевой ночи.
Уже давно не видно жёлтого кантика на фуражке горизонта.
Бархатная подушечка утыкана булавочными головками звёзд.
Оправа звёзд работы лучшего ювелира.
Золотоносный звёздный песок на вашгерде*) неба.
Кольдкрем*) тумана для прыщиков звёзд.
Сквозь сито звёзд протёрто облачное пюре.
Понавешаны на канатах ветра мокрые пелёнки облаков.
Справа – валансье*) облаков.
Слева – шеншиля тучи.
Будут скрещены рапиры молний.
Вилка и ножик молнии разрежут тучу на мелкие куски.
Ветер, как онанист, гладит траву по ворсу.
Трава пахучая, как «Ноа-Ноа»*) Гогена.
Гора больше, чем бюст Екатерины Великой.
Деревья, это фижмы*) Самэновских*) маркиз.
Они размахивают ветками, как кадилом священник.
Жабо туго накрахмаленного кустарника.
Версальские фонтаны дубов укутались брызгами листьев.
Эспри*) ёлок, буффы*) сосен.
Черешни в лиловых кимоно.
Берёзы в кружевных чепчиках из листьев.
Конечно, в зелёной шевелюре сада, как вошь, копошится соловей.
Пейсы кустов по обоим бокам шоссе.
Шоссе спрятало вдали свою тонкую руку в муфту холма.
Воланы оврага.
Высокий забор вокруг шеи холма
торчит, как воротничок à la Мария Стюарт.
А там море в пеньюаре батистовых волн.
Волны, как дворняжки, с закруглёнными хвостами.
Небесным парикмахером уже давно сделаны шиньоны волн.
Море развёртывало на песке пергаментные свитки мудрости.
Трепещет страусовое перо волны на широкой шляпе берега.
Около купальни плуг лодки вспахал море ухабами волн.
Туча уже отвисла, как моя нижняя губа.
Облака – кочаны капусты.
Южные ночи издаются на глазированной бумаге, in quarto*).
Кий ветра катает луну по билльярду суконного неба.
А может быть, Боженька в футбол играет луной.
Ему надоедает играть планетами в крокет.
Знаете ли вы, что я ребёнком не раз просил:
«Мамочка, сними мне рукой звёздочку с неба».
Сегодня захотелось Сомовской грусти, очень захотелось.
Любимая, я не боюсь проволочных заграждений твоих ресниц.
За забором ресниц твой взгляд блуждает,
как верблюд по зоологическому саду.
Взгляд, как самоубийца, утонул в синем море твоих позорных синяков.
Вдруг твой взгляд, как арестант, убежал сквозь решётку ресниц.
Взгляды, как солдаты, выпрыгнули из траншеи глаза,
держа наперевес штыки ресниц.
И слова твои, как мальчуганы, перелезли через частокол зубов.
С клинка языка кровью стекали слова на окровавленные куски филе губ.
Пластырем губ припал к твоей груди, как к чудотворной Иверской иконе.
Плуг губ на поле твоей груди.
Губы карабкались по альпийским кручам груди.
Я потонул в подушках твоих ватных грудей, как Титаник в волнах.
Но плавает один только спасательный круг твоего рта.
Между прочим, у твоей ножки подъём крутой, как на вершину Гималаев.
В бухту губ я опустил тяжёлый якорь поцелуя.
Твой рот – копилка поцелуев.
Губы твои мягкие, как пуховая постель.
Твой рот – провал Лиссабона.
Но мысль моя извивается, как Айседора Дункан.
Воняет навозная куча моего мозга.
***

Монна Лиза

Это я отправлял телеграммы из семи слов:
«Париж. Лувр. Монне Лизе.
Я в тебя влюблён».
Это я украл Монну Лизу из Лувра.
Лизнув радугой губ
по ресничному карнизу
ея атласных щёк,
я вытащил из рамы одно
лишь тюлевое тело.
Бережно, как в пальцах щелчок,
запрятана она в корзину сердца
под двойное дно.
***

О смерти

Но дни бегут, как телеграфные столбы.
Экспресс подкатит к старости,
Но не будет, как начальник станции,
Меня Бог встречать.
***

Говядина губ

1
Распустились ресницы, как дуб.
По лагуне твоей груди
Проскользит моя гондола губ.
Губ плотиной слова запрудить.
Непослушны слова: на губах кувыркались,
Как слепые щенки.
Я ресничными палками, как Новалис,
Получаю пинки.

2
Зашлёпал туфлями губ
По полу вашей груди.
Любовь вырву, как зуб,
Сердце буду лудить.
Как кастаньеты, губы щёлкали,
Зажжённый вами рот горит, как примус.
Штыком ресниц коли, ещё коли.
А в голове откуда-то слова:
«...эспри, мус...»
***
(Источник - http://www.poesis.ru/poeti-poezia/sokolov-ipp/frm_vers.htm )
***
Прикрепления: 3628765.jpg (22.0 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Экспрессионизм (начало ХХ в) » Соколов И.В. - поэт, сценарист, киновед, кинокритик (Основатель русского экспрессионизма)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: