[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Богат Евгений Михайлович - русский писатель и публицист
NikolayДата: Среда, 16 Мар 2011, 19:10 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

БОГАТ ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1923 - 1985).

- русский, советский писатель, публицист, обозреватель отдела воспитания «Литературной газеты», секретарь правления Московской писательской организации, председатель совета по очерку, публицистике и документальной прозе, заслуженный работник культуры РСФСР. Автор научно-фантастической повести «Четвертый лист пергамента» (1969 г.). Произведения Е. Богата переведены на английский, венгерский, киргизский, немецкий, польский, русский, эстонский, японский языки.

Евгений Михайлович Богат родился в Киеве 16 июля 1923 года в семье старого большевика. Спустя некоторое время, семья переехала в Ленинград, потом в Москву.

Еще будучи школьником, Евгений Михайлович писал для газеты «Пионерская правда» и журнала «Костер».

В 1944 г он окончил факультет журналистики Государственного Уральского Университета и был направлен в г. Владикавказ, в газету «Социалистическая Осетия».

По возвращении в Москву, Евгений Михайлович работал корреспондентом газет «Вечерняя Москва», «Строитель университета», был заведующим отделом «Строительной газеты».

С 1958 по 1964 гг. работал в газете «Ленинское знамя», вначале заведующим отделом, потом членом редколлегии.

С 1964 г. вся жизнь Евгения Михайловича Богата и до самой его смерти была связана с «Литературной газетой», где вначале он был заведующим отделом, а потом обозревателем.

Его читательская почта была огромна. Он автор 14 книг, в том числе: «Ахилл и черепаха», «Вечный человек», «Четвертый лист пергамента», «Бессмертны ли злые волшебники», «Золотое весло», «Удивление», «Чувства и вещи».
Также Евгений Михайлович много печатался в периодике. Особенно в «Юности» и в «Ленинградской Авроре».

Незадолго до его смерти в издательстве Детская Литература вышла книга «Леонардо да Винчи».

В 1982 году в издательстве Советский Писатель вышла книга «Урок». В ней он словно подвел итог своей увлекательной и крайне напряженной жизни в журналистике.

Уже после смерти (1986) вышла его книга «Избранное».

АФОРИЗМЫ

Великие страсти и великие произведения рождаются великой неудовлетворенностью.
***

В жизни ничего не должно быть лишнего, только то, что нужно для счастья.
***

Пока человек существует, он будет себя открывать.
***

Жертвуя обстоятельствами, мы выигрываем судьбу.
***

Искусство вечно именно потому, что жизнь человеческая коротка. Это - цена...
***

Самая большая трагедия для мыслящего человека - остывание страсти к познанию.
***

Чтобы хорошо мыслить - надо хорошо жить.
***

Чтобы возвыситься над человечностью, надо сохранить в себе человечность...
***

В молодости все мы слишком заняты собой, чтобы видеть и понимать мир. С годами утрачивается интерес к себе. И странно: именно тогда мы и открываем в себе самое духовное и сокровенное.
***

Все человеческие вопросы должны быть осмыслены по-новому - в поисках ошеломляюще нетрадиционных ответов.
***

Да, человек должен жить по законам вечности именно потому, что он не вечен. Если бы он был вечен, то мот бы разрешить себе «роскошь» жить по законам мгновения. Но поскольку открыть в мгновении вечность - его единственная надежда на бессмертие, то должен жить он, отрешившись от мгновения.
***

Две навязчивые, вечные идеи сопровождали человечество на всем его долгом пути: ожидание конца мира и ожидание золотого века. Пустой страх. Пустая надежда.
***

Искусство вечно именно потому, что жизнь человеческая коротка. Это - цена.
***

Искусство жить, может быть, состоит лишь в том, чтобы не превратить маленькие ошибки в большие.
***

Может быть, самая интересная жизнь - жизнь незамечательных людей. В будущем создадут серию ЖНЛ. Жизнь Незамечательных Людей. И вот когда в этой серии начнут выходить том за томом, мы и поймем, что людей незамечательных нет.
***

Наверное, самое трагическое из несовершенств - несовершенство человека.
***

Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность.
***

Отличие нравственных истин от научных в том, что в мире нравственных истин «изобретение велосипеда» не только не смешно, но даже важно: человек открывает то, что было высказано мудрецами две или три тысячи лет назад. Но он не повторяет, а именно открывает это сам.
***

Повседневность начинается на улице, а кончается в бесконечности.
***

Поиск любой истины - художественной, научно-технической, а не только нравственной заключает в себе большую этическую ценность, потому что любая истина убийственна для лжи.
***

Пока в мироздании будет существовать лицо рембрандтовского мужчины или улыбка Джоконды, культура, созданная человечеством на скромном небесном теле, названном нами Земля, не исчезнет бесследно, будет обладать, выражаясь высокопарным языком, «космической ценностью», «ценностью вечности».
***

Сказка - высшее бытие факта.
***

Судить людей надо или по абсолютным нравственным нормам, или по нормам времени, в которое они живyт. Но не по нормам времени, когда живем мы.
***

Суета сообщает чувство бессмертности, потому что усыпляет «я» настолько основательно, что оно остается в летаргическом сне. Человек суeтный как бы забывает о вековечной истине - человек смертен. Он стал для себя бессмертным, у него в запасе несколько «вечностей» и нет ни одиого мгновения, когда бы он сумел, осознав собственную судьбу, стать выше нее. Бессмертны суетные, но это бессмертие почти тождественно нерожденности: они родились, и их нет, они умрут, и никто о них не вспомнит.
***

Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности.
***

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Евгений Михайлович Богат «...Что движет солнце и светила». Любовь в письмах. - 2001г., 318 стр.

«Мне хотелось подарить читателю нечто большее, чем томик, содержащий ряд замечательных свидетельств величия человеческого сердца. Хотелось бы подарить ему мир... чуть было не написал «воспоминаний». Но этот мир — живой, он вечно живой и сегодняшний, в нем и сейчас наслаждаются тишиной долгого пастушеского дня Дафнис и Хлоя, и ищет Изольду Тристан, и помнит чудное мгновение Пушкин. Иногда этот мир шлет нам послов, мы их, к сожалению, часто не узнаем. Это те, кто нас любит. Это — любящие нас. Не узнавая или отвергая их, мы не узнаем или отвергаем мир, который их к нам послал».

Евгений Богат
***

Татьяна Смирнова
Когда оживают страницы любимых книг...
(отрывок)

Это желание испытывал, наверное, каждый: прочитав книгу, которая легла на сердце, побывать в мире, описанном в ней, побродить по тем местам, где жили её герои, пройтись улицами города, на которых разворачивалось действие, увидеть воочию то, что вдохновило писателя на строки, образы, атмосферу. Иногда это желание сбывается, иногда – остаётся недосягаемым. Я расскажу о том, как сбылось моё желание.

С книгами Евгения Богата – философа и эссеиста 60-80-х годов, которого современники называли мастером нравственно-филисофской литературы, я знакома давно. Ставшие сейчас уже библиографической редкостью, практически не переиздававшиеся с 70-х-80-х, книги эти путешествуют из рук в руки в узком кругу счастливчиков, выискиваются по букинистическим сайтам и магазинам, дарятся друзьям и близким – потому что такие книги хочется дарить. Встретившись однажды с творчеством этого писателя, так и идёшь с ним об руку всю жизнь. Как и с героями его очерков и эссе – Эдуардом Гольдернессом и Василием Чекрыгиным, Елизаветой Кузьминой-Караваевой и Анной Франк, Рембрандтом и Сократом, и многими другими людьми, широко известными или почти безвестными, жизнь которых была не просто жизнью, но – духовным бытиём (пусть и скромным, неброским порой).

Чем уникальны книги Богата? Сочетанием простоты живого, богатого, пластично-осязаемого языка с глубиной погружения в философски-непростые, полемически-острые, всегда волновавшие человечество вопросы и темы – о нравственном выборе и тех ценностях, что делают человека человеком, о понимании между людьми и новых формах человеческого общения, о жизни искусства как истории человеческого духа, без знания и понимания которой невозможно двигаться дальше. Главный герой книг Богата – человек, утверждающий «повседневный гуманизм». Именно такой вид гуманизма, по убеждению автора, «становится всё более земным и всё более, в сущности, возвышенным. Он охватывает не только жизнь общества в целом, но и сосредотачивается на отдельной человеческой жизни. Мы всё отчётливее понимаем: духовные ценности могут и должны формировать характер человека не только в ситуациях огромных потрясений, но и в будничной, повседневной, казалось бы, неприметной жизни. И лишь при этом условии человек и перед лицом великих потрясений останется в полном смысле слова человеком».

Есть у Евгения Богата одна фантастическая повесть. Всего одна, ибо жанр, который выбрал для общения с читателем этот богато одарённый, немало повидавший и немало осмысливший человек – не художественная литература, а – публицистика, эссеистика, диалог с читателем. В одной из книг для подростков – «Узнавание» – Евгений Михайлович объясняет, чем привлёк его именно этот жанр: «Эссе в переводе с французского означает «опыты». Это опыт чувств и размышлений писателя, выраженный не в образах и отношениях героев, как в романах, повестях и рассказах, а непосредственно, открыто – в непринуждённом общении с читателем. В эссе два героя, и оба существуют реально: автор и его собеседник. Смысл повествования в том, чтобы родились и развились между ними серьёзные, увлекательные отношения. Эссе – это совместный живой поиск истины». И поиск получается действительно совместным и живым (например, из доступного в Сети: Письма из Эрмитажа). Евгений Богат, работавший в прошлом журналистом «Литературной газеты», получал огромное количество писем в ответ на свои эссе. В сотворчестве, в полемике с читателем, в совместных поисках, в новом диалоге рождались новые статьи и книги – и снова вызывали отклик в сердцах.

Он написал только одну художественную повесть – «Четвёртый лист пергамента», действие которой происходит в средневековом городе, прообразом которого послужил для Богата Старый Таллинн. Я не буду раскрывать тайну её сюжета – мне бы хотелось, чтобы читатели журнала сами отыскали эту книгу, как отыскала её когда-то я. Скажу лишь, что одним из главных героев книги стал готический собор, выстроенный по чертежам талантливого архитектора XIII века Виларда, намного опередившего своё время и утвердившего в формах собора торжество человеческого духа над материей.Этот собор, так изумительно описанный в книге, будоражил моё воображение. Я мечтала побывать в Таллинне и найти его реальный прообраз. И вот – сбылось! – морозным ноябрьским вечером мы идём по узкой, мощёной булыжниками улочке Старого Таллинна, тускло освещаемой желтоватыми фонарями. Улочка пустынна и тиха. Тесно сгрудившись, обступают её старые невысокие домики. Перед нами – так же, как перед героями Богата – торжественно вырастает Собор. И непонятно, какой на дворе век – двадцать первый или тринадцатый? «Низко горбящаяся, странная, точно во сне, улочка с домами, одряхлевшими и уютными, как истертые миллионами ног каменные ступени, вывела меня к собору. Он медленно вырастал — именно вырастал, как вырастает, заслоняя воду и землю, океанский корабль, когда выходишь на набережную из тесноты земных строений. Надо мной возвышались могучие объемы, миры из мягкого, уступчивого серого камня, который Вилард тщательно отобрал в местных горах. Формы собора были сурово-целомудренны; они уходили в туманящееся легким осенним дождиком небо и раскидисто покоились на земле. Ночью исчезало ощущение старта, о котором я уже писал, и охватывали покой и радость чудесного равновесия».

(Опубликовано в журнале «Отечество. История. Культура», 12/2007)

Прикрепления: 2748473.jpeg (70.0 Kb) · 9492795.jpg (9.0 Kb) · 9861863.jpg (9.8 Kb) · 8117126.jpg (11.6 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов