В одном маленьком мире жил человек, который никогда не глядел на небо. Он придерживался мнения, что смотреть следует строго под ноги, иначе можно споткнуться или, чего доброго, угодить в лужу. Поэтому этот человек – звали его Андерс – никогда не любовался ни стремительным бегом облаков, ни полной луной, ни многочисленностью звезд. Его жизнь была строго размеренна и полностью просчитана, чем он очень гордился. И места всяким глупостям в ней не было. Ведь время – самая ценная вещь на свете, и нельзя тратить его на ерунду вроде смотрения на небо. Секунда на лицезрение формы облаков, пара – на какую-то там изменчивую луну, еще сколько-то секунд на подсчет звезд… вот уже нет и минуты, а то и двух! Нет, он человек рассудительный, и знает цену времени.
Но окружающие его люди, в большинстве своем, были странными. Они совсем не понимали его практичности и называли его чудаком. Это несколько удивляло Андерса, но он не придавал этому значения. Он-то знал, что он прав!
Вот и сейчас эти странные люди, с некоторыми из которых Андерс работал, решили устроить пикник на природе. Совершенно нерациональная трата времени! Но что поделать, ради поддержания хороших отношений в коллективе пришлось ехать. Чтобы не терять времени зря, он взял книгу, которую никак не находил времени прочитать. На нее, по его подсчетам, как раз должен был уйти целый день. Хорошая возможность провести время с относительной пользой, если уж нельзя посвятить его работе.
Стоял отличный солнечный денек. Люди радостно шумели и обустраивали площадку для пикника около небольшой березовой рощицы. И только Андерс, взяв подмышку книгу, побрел куда-то в сторону, отыскивая местечко потише.
Он ушел довольно далеко от своих коллег и уже успел обрадоваться безлюдности и тишине просторного луга. Где-то вдали поблескивала полоса реки. И тут взгляд мужчины упал на тонкую невысокую фигуру, протянувшую руку ввысь, к далекому небу.
Андерс гордился тем, что не был любопытным человеком, но сейчас он с трудом подавил желание взглянуть вверх. К чему так тянулась эта фигура с короткими растрепанными волосами?
-Вам нужна помощь? – неловко и грубовато спросил он, подойдя к девушке. Та растерянно обернулась к нему, опустив руку.
-Нет-нет, что вы… все хорошо, поверьте.
-Мне сложно поверить вам.
-Почему?
Андерс замялся. Он не смог бы передать то ощущение одиночества и безнадежности, которое смог почувствовать даже он, довольно черствый человек.
Девушка печально улыбнулась.
-Все хорошо, правда.
И она снова перевела глаза с Андерса куда-то вверх. На этот раз он не сумел устоять и тоже, впервые за много-много лет, поднял взгляд в бездонное бледно-голубое небо с рваными клочьями облаков.
Было ветрено, и облака мчались очень быстро, образуя и тут же разрушая причудливые фигуры.
-Что вы ищете… там? – спросил он, впервые в жизни растерявшись и почувствовав какую-то неуверенность.
-Я не знаю, - тихо ответила девушка. – Но там есть что-то очень, очень важное.
-Для вас?
-Не знаю. Может быть, не только для меня. Я пытаюсь поймать это "что-то", но оно всегда ускользает.
-Вы ненаучно подходите к проблеме… - начал было Андерс, уже почти вернувшийся к своему нормальному отстраненно-суховатому состоянию.
-Наука не поможет. Только сердце.
-Вы заблуждаетесь. Сердце никогда ничего не решало. Только наука…
-Нет, - покачала головой девушка, - ошибаетесь вы. Некоторые вещи наука понять не способна.
-Но нельзя поймать облако руками!
-А вы пробовали?
На это Андерсу возразить было нечего. Он никогда, даже в детстве, не пытался поймать облака.
-Простите, мне пора, - свернул он разговор и быстро пошел к своим коллегам, людям пусть и чудаковатым, но не настолько, как эта странная девушка.
Странная! Да, скорее всего, именно странная, если не сумасшедшая! Вот и объяснение ее ненормальному поведению. И Андерс выбросил странную незнакомку из головы, заняв чье-то кресло-качалку и уткнувшись в книгу. Его не беспокоили.
Но поздно вечером, стоя на крыльце дома, Андерс, повинуясь чему-то странному, поднял взгляд. Высокое темное небо с тонким серпиком зарождающейся луны было усеяно мириадами звезд. И он застыл. Не от изумления и не от восторга, хотя небо было воистину прекрасно. Андерс замер, пораженный одной-единственной звездой, что сияла почти над горизонтом. Эта бледно-голубая звезда сверкала ярче всех остальных. И он понял, что он влюбился.
Андерс не сошел с ума. Любому в мире, где жил Андерс, известно, что звезды – лишь воплощения прекрасных душ жителей какого-то другого мира. И чем ярче звезда, чем совершеннее душа, ей принадлежащая.
Впрочем, все это было неважно. Он был умным и рассудительным человеком и знал, что любви с первого взгляда не бывает. Следовало только немного подождать и, конечно, это случайное увлечение обязано будет скоро пройти. Естественно, понимал Андерс, какое-то время он будет каждый вечер выходить на крыльцо и любоваться этой нежной и в то же время ослепительной звездой. Но однажды это пройдет. Только останется легкое сожаление о чем-то несбыточном. А это чувство, что он испытывает сейчас… скорее всего, оно навеяно сегодняшней странной встречей с непонятной незнакомкой и ее словами.
Андерс думал, что неожиданное чувство скоро пройдет и все станет по-прежнему. Но день за днем ничего не менялось: каждый вечер (а дни становились все длиннее) он замирал на крыльце, дожидаясь момента, когда взойдет его звезда. Его не интересовали прихотливые закаты и раздражали дождливые или сильно облачные дни – Андерса волновало только одно, увидит ли он эту звезду. Постепенно это стало для него даже некой приметой. Он ежевечерне загадывал, что если увидит ее, то следующий день пройдет хорошо, ну а если небо было затянуто тучами, то, естественно, ничего хорошего ждать не приходилось.
Так прошло лето. Затем – осень. Пришла и ушла зима. И коллеги Андерса решили отметить наступление весны первым в этом году пикником.
Он был против. Почти каждодневное созерцание звезды практически не изменило его характер, наоборот, Андерс теперь постоянно злился на себя за то, что не в силах выбросить такой пустяк из головы. Ведь он терял столько времени зазря! Но и отказаться от возможности увидеть Ее он тоже не мог. Только его не спрашивали – поставили в известность. И, взяв очередную книгу, он против воли отправился на пикник.
Это оказалась та самая роща, на лугу около которой он встретил ту девушку, что случайно испортила ему жизнь. Если бы не незнакомка, он ни за что не взглянул бы на небо! И жил бы себе спокойно, а теперь… И потому Андерс не стал никуда уходить, хотя вокруг галдело множество народу. Он слишком боялся снова встретить ее, ту незнакомку. Кто знает, что за неприятность подготовила она для него на этот раз? Лучше он побудет здесь, среди знакомых и относительно понятных людей.
День выдался холодный и ветреный. Солнце не спасало от пронизывающего холода, и Андерс быстро замерз. Следовало что-то сделать, чтобы согреться, но делать зарядку или бегать под взглядами коллег он не желал. Подумав, что, скорее всего, та девушка в такую погоду сидит дома, Андерс решился и покинул шумное сборище, выйдя на просторный луг.
Тот еще не цвел, лишь виднелись то тут, то там желтые головки одуванчиков. И среди них почти не выделялась пушистая светловолосая голова, сама чем-то похожая на одуванчик.
Андерс замер. Конечно, это была ОНА! Та, что заставила его посмотреть на небо! И, несмотря на то, что быстрая ходьба лишь немного согрела его, он отказался от идеи немного подвигаться. Следовало как можно быстрее вернуться в укрытие рощи и коллег.
Но тут девушка обернулась и заметила его. Удирать стало крайне невежливым. И, тяжело вздохнув, Андерс подошел к ней, не зная, как начать разговор.
-Э-э-э… Вы еще не поймали облако? – наконец, спросил он.
-Зачем? – ответила вопросом она.
-Но вы же хотели…
-Только коснуться.
-Но вы же что-то ловили…
-Не облако.
-А что?
-Я сама не знаю. Но ответ там, где-то за облаками.
-Тогда, может быть, вам нужна звезда?
Он сам не знал, почему спросил об этом. Просто его самого так преследовала эта идея – однажды коснуться той заветной, далекой и недостижимой звезды!
-Звезда? – повторила она. – Но зачем мне чужая душа? Даже самая красивая?
-А разве то, что ищут все девушки – не любовь?
-Я ищу что-то другое, - печально ответила она. – Что-то, еще более важное.
И тут, невероятно удивляясь самому себе, Андерс спросил ее:
-Разве любовь – не самое важное в человеческой жизни?
-Я никогда об этом не думала, - последовал ответ.
Какое-то время они молча стояли и смотрели на бегущие облака. Затем девушка, как почти год назад, протянула к небу руку, пытаясь поймать что-то ускользающее. По ее щекам покатились слезы. И Андерс тихонько удалился – он не знал, как надо утешать плачущих девушек.
"Но что же такое важное она там ищет?" – думал он. – "Не облако, не любовь, не звезда… что же такое есть в небе, чего нет у этой девушки?"
-Лана, - обратился он к самой доброй из коллег, - что, по-вашему, самое важное на земле?
Вопрос услышала не только она, так что ответы буквально засыпали Андерса. Любовь, вера, дружба, надежда, свобода – это были основные отклики. Но ничто из этого не подходило той девушке. А Андерс впервые задумался, что же является самым важным на свете для него. Не пустыми словами, которыми он отделывался от праздных вопрошающих, а действительно самой важной ценностью.
И с ужасом понял, что такой вещи у него нет. Своей суровостью и строгостью он заполнял некую абсолютную пустоту, которая наполнилась немного лишь с появлением звезды. Его цель – достичь пика карьерного роста – теперь казалась ему мелкой и даже ничтожной. А все, что у него было – это одиночество… и пустота.
Можно было жить так и дальше – жил же он столько лет! Но за окном горела на ночном небе бледно-голубая звезда, самая яркая и красивая из всех звезд.
"А почему бы и нет, - невольно подумал Андерс. – Что я теряю? Ничего. У меня и так ничего нет: ни друзей, ни свободы, ни надежд, ни веры, ни любви. Только абсолютное одиночество. Почему бы и не рискнуть один раз в жизни?"
И он впервые за все время работы взял отпуск. Длительный, за все многочисленные дни, в которые он предпочел работать, отпуск. Андерс отправлялся в долгое путешествие.
Поиск волшебника – настоящего волшебника, а не простого фокусника или тем более шарлатана, занял у него немало времени. Свободных дней оставалось совсем немного, но Андерс готов был потерять работу, лишь бы добиться своего. Под своим подразумевалось не просто обретение какой-то цели в жизни, а достижение чего-то важного, пусть и неизвестного ему.
Он сам удивлялся себе: ведь он и не предполагал, что способен развить столь бурную деятельность. Но эти странствия давали ему что-то, чего не могла достичь та девушка, стоящая под бескрайним небом – они заполняли пустоту в его сердце смыслом поиска. И иногда Андерс даже думал, что не хочет достигать цели. Процесс постепенно становился для него гораздо важнее. Ведь он встречал людей – разных, и хороших, и плохих, и добрых, и злых, и честных, и лживых, и любящих, и ненавидящих… И все эти люди помогали ему узнать что-то новое и важное о себе самом.
Но вот волшебник был найден. И Андерс поведал ему свою мечту: встретить девушку, воплощением чьей души была та голубая звезда.
-Другой мир – место опасное, - ворчливо сообщил волшебник. – Вы уверены, что готовы рискнуть? А если она не оправдает ваших ожиданий? Что, если после всех испытаний окажется, что она – не та, о ком вы мечтали? Или она давно замужем и нянчит пятерых детей?
-Я хочу попасть в тот мир, - твердо решил Андерс. – Если та звезда и недостижима, я хочу увидеть мир людей, чьи души так прекрасны.
-Воля клиента – закон, - пожал плечами волшебник. И, после нескольких дней работы, выдал мужчине две крохотные шестилучевые звездочки – амулеты переноса туда и обратно.
Андерс немедленно разломил одну из них.
Он оказался на бескрайнем лугу, так похожем на тот, где он встречался с незнакомкой. Так же блестела в отдалении река… только вместо рощицы справа виднелась темная полоса густого леса. И через этот луг была проложена дорога, около которой и стоял Андерс.
Мужчина огляделся. И с каким-то двойственным чувством увидел тонкую фигуру в пышном платье, стоявшую, запрокинув голову к сиреневому небу. Только волосы у нее были длинные и темные.
Сиреневое небо? – неожиданно осознал он. Луг оказался такой же, как в его мире и только небо было другим. И на этом чужом небе сияли два золотистых шара вместо одного.
-Простите, - окликнул он девушку. – Вы не подскажете, как пройти к ближайшему жилью?
Та обернулась, приветливо кивнула и подошла к нему. Глаза у нее были… они действительно светились, так что Андерс был вынужден сравнить их со звездами.
-По дороге – направо, - махнула вправо подошедшая красавица. – Часа через два выйдете к городу. А как вы здесь оказались? Я вас не видела.
-Но вы же смотрели в небо, - сказал Андерс.
-Не всегда, - возразила она. – Что толку все время наслаждаться одиночеством? Так можно пропустить что-то важное.
-Разве вы не искали что-то в небе? – удивился он. – Что-то… очень важное?
-В небе нельзя найти ничего. Оно слишком одиноко. В нем нет ничего постоянного.
-Но в нем две луны, - взглянул наверх Андерс.
-Которые встречаются раз в две сотни лет, - вздохнула девушка. – Вам повезло – сегодня тот самый единственный день. А так… Небо сравнивают со свободой, но я называю его равенством одиночества.
-Я знаю девушку, которая постоянно ищет что-то в небе, - неожиданно признался он.
-Зря, - пожала плечами собеседница. – Это романтично, но очень глупо.
-Зато красиво.
-Я бы сказала - печально.
Они замолчали.
-Знаете, - сказал Андерс где-то через минуту, - я пришел сюда, чтобы найти девушку с самой красивой душой на свете.
-Я знаю ее, - кивнула девушка. – Это наша принцесса.
-У вас есть принцессы?
-А почему бы и нет? Впрочем, можете к ней посвататься. Но тогда вам придется навсегда остаться здесь.
-Остаться здесь?
-Она не может покинуть наш мир. Если вы захотите стать ее мужем и если вы сумеете понравиться принцессе, - вы не сможете больше оставить наш мир и вернуться в свой родной.
Андерс задумался.
Он ничего не терял, оставаясь в этом мире. На родине у него была только работа, где ему легко найдут замену. Но надо было рассказать нечто важное той незнакомке с луга. Почему-то Андерс не мог так просто бросить ее без помощи теперь, когда он узнал о ее бесконечном одиночестве. А его любовь к далекой и прекрасной звезде… за время странствий она как-то приугасла, вытесненная новыми впечатлениями и любовью к жизни. За это время Андерс понял, что его чувство было лишь попыткой обрести какую-то цель существования. Что же может быть более неосуществимой целью, чем любовь к чему-то недостижимому? Теперь же, когда он изменился, он просто не мог бросить дело на полпути. И, достигнув цели – попав в другой мир и почти найдя свою звезду – мужчина осознал, что не знает, что делать дальше. Вот он найдет принцессу… и что потом? Любит ли он ее на самом деле?
Андерс не знал, что ему делать. Он чувствовал, что ему необходимо возвратиться домой. Но отказаться от того чувства, что так сильно изменило его жизнь? Сможет ли он снова вернуться в этот мир с сиреневым небом?
-Сможете, - ответила на невысказанный вопрос девушка, словно прочитав его мысли. Или он сказал это вслух? – Тот, кто побывал здесь однажды, всегда сможет вернуться, лишь пожелав этого. Так что разберитесь в себе, выполните все, что должны, и возвращайтесь. Думаю, принцесса дождется вас.
-Спасибо. Тогда я должен вернуться. Вы сказали мне очень важную вещь, и я обязан передать ее одному человеку.
-Но я не говорила ничего важного, - удивилась красавица.
-Для вас это, возможно, очевидный пустяк. А для кого-то это могут оказаться очень ценные слова.
-А если вам не поверят?
-Это будет ее собственный выбор, - пожал плечами Андерс.
-Что же, - девушка взглянула в небо, - тогда я сделаю вам подарок. Не отказывайтесь!
И девушка сорвала цветок, хотя Андерс мог поклясться, что всего минуту назад цветка у нее под ногами не было. Ярко-алый цвет просто не мог остаться незамеченным в светло-зеленой траве!
-Возьмите! – красавица протянула ему цветок. Он помедлил секунду, но взял его.
-Что мне с ним делать? – спросил Андерс.
-Поставьте в вазу, или подарите кому-нибудь, неважно. Он ваш, делайте что хотите. Можете даже выбросить.
-Нет, этого я делать не буду, - усмехнулся он, крепко сжимая удивительный цветок. А затем, простившись, сломал звездочку переноса.
Андерс оказался не у дома волшебника, как ожидал и даже не у себя дома, а на лугу, отличном от предыдущего только тем, что небо над ним было синим. Не было на этом небе и двух лун – только одна, очень бледная и явно недавно взошедшая. И, как он и предполагал, по-прежнему стояла под этим небом тонкая светловолосая девушка.
-Бесполезно, - сказал Андерс, подходя к ней. – Облако можно поймать, но невозможно удержать в руках. Да это и не нужно.
-Почему? – удивленно обернулась она.
-А зачем вам облако?
-Не знаю…
-Вот и бросьте маяться дурью, - грубовато сказал он, протягивая ей цветок. – Небо не подарит вам ничего.
-Оно дарит свободу! – цветок она не взяла.
Андерс взглянул в небо. Высоко-высоко пролетела какая-то птица.
-Возьмите, - настойчиво сказал он, по-прежнему протягивая цветок.
-Зачем? – спросила девушка.
-Передарите его кому-нибудь.
-Мне… некому передаривать.
-Так не бывает.
Тут Андерс замолчал, потому что вспомнил самого себя. Кому он еще полгода назад смог бы подарить цветок? Никому!
-Бывает, - вздохнула девушка.
-Тогда я возьму с вас обещание, что пока вы не найдете, кому подарить цветок, вы не будете смотреть в небо, - сказал Андерс.
-Это жестоко! – воскликнула она.
-Жестоко – когда некому подарить цветок, - серьезно ответил он. – Облака слишком далеки для этого.
-Звезды – еще дальше! – напомнила ему девушка.
-А я дошел до звезд, - признался он. – Только не остался там.
-Почему? – воскликнула она. – Ведь они настолько прекрасны! Или нет?
-Они еще прекраснее, чем можно представить, - признался Андерс. – Но есть вещи, которыми лучше восхищаться издалека. Например, облаками. Итак, вы запомнили? Я приду через два месяца. За этот срок вы должны найти того, кому подарите цветок. Друг, родственник, возлюбленный, знакомый – неважно.
-К тому времени он завянет! – рассмеялась девушка.
-Подозреваю, что нет, - покачал головой Андерс. – До встречи!
И он вернулся домой.
Ему было очень интересно, что сделает та девушка (опять он забыл спросить ее имя, да и сам не представился!), но он упорно воздерживался от похода на луг. К тому же теперь, когда он стал уделять время не только работе, но и простым житейским мелочам, жизнь его стала гораздо более заполненной. Андерс и не подозревал, что общаться с людьми – такое интересное занятие! И два месяца пролетели почти незаметно.
И вот он снова оказался на уже отцветающем лугу. Фигуру девушки он заметил не сразу: она сидела в траве, обхватив руками колени.
-Ну как? – спросил он. – Вы выполнили мое задание?
-Это оказалось так трудно, - пожаловалась она.
-Конечно, страдать под просторами неба – гораздо проще, - кивнул Андерс.
-Я не страдала!
-А что же вы делали?
Она покраснела.
-Я нашла, кому отдать цветок, - наконец сказала девушка. – И теперь работаю в детском приюте. Им приходится гораздо хуже, чем было мне…
-Вот видите!
-Не вижу! И почему мужчины обожают быть правыми!
-Не знаю, - признался Андерс, садясь рядом. – А кому он – или она – передаст цветок?
-Не знаю, - тоже сказала девушка. – Но я дала три месяца. Я не такая жестокая, как вы! Но знаете, он не отцветает…
-Я так и думал, - кивнул Андерс. Он подозревал, что та красавица на лугу и была принцесса. И ему очень хотелось поскорее увидеть ее. Но пока у него еще было незавершенное дело. Впрочем, верил он, принцесса его дождется, сколько бы ей ни пришлось ждать. Она понимает, как важно, чтобы в жизни был кто-то, кому можно подарить цветок.
И они с незнакомкой долго сидели, смотря на небо. А потом он протянул ей руку, помогая встать, и они пошли домой. Вместе.