Блуждал по сайту, и, конечно, не мог не заметить объявления:
«подать заявку на публикацию в мистику том 3», и соответствующего адреса: http://soyuz-pisatelei.ru/index/sbornik_quot_po_tu_storonu_realnosti_quot/0-42.
На самом деле. Я был бы не прочь напечатать свои стихи, рассказы в таком
сборнике, да вот беда – мистических стихов я не пишу, а рассказы с ужасами –
тем более. Но зато с интересом читаю подобную литературу, и это дает мне основание
взяться за небольшую заметку.
Действительно – почему? Почему мы готовы блуждать в темных лабиринтах,
выстроенных Лавкрафтом, Майринком, Кингом? Что здесь – притяжение бездны,
соблазн страха? Или даже пушкинский «залог бессмертья»? Или просто щекотание
нервов, жажда ощутить острое, жгучее чувство? Думаю, что и ответ двойственен,
как сам вопрос. Да и тема тоже имеет две стороны.
Во-первых, литература ужасов и мистическая литература
безусловно относятся (хотя бы значительной частью своей) к области
беллетристики, под которой я понимаю литературу развлекательную. В самом деле,
страх есть одна из форм современного (и не только!) развлечения. Давным-давно
известны «лабиринты страха» и «пещеры ужасов» в луна-парках. Сто лет назад и
ранее в цирках любили демонстрировать разных страшилищ. Что и говорить о
фильмах ужасов – одной из наиболее обычных в наше время разновидностей
развлекательного кино! А в литературе, на мой взгляд, превосходный образец
такого рода – «Дракула» Брэма Стокера. В сущности, этого уже вполне достаточно
для ответа на вопрос о популярности литературы ужасов и мистики. Но не хотелось
бы на этом останавливаться…
Поэтому, во-вторых, многие произведения мистической
литературы и литературы ужасов затрагивают очень серьезную проблему. Я имею в
виду противоречие между рационалистическим мышлением и непознанными (а часто и
непознаваемыми) сторонами бытия. Страшный опыт ХХ века показал, насколько слабы
позиции гуманизма, насколько беспочвенны упования на благотворное влияние
прогресса, насколько сильны темные и иррациональные стороны человеческой
натуры. «Просвещенное человечество», бросив свечу веры и взяв факел науки, приоткрыло
завесу – и оттуда повеяло таким, что факел стал бесполезен.
Но тьма не может погасить иной свет, тот, что в душе. Он
светит, «и тьма не объяла его». Мистика и ужас только тогда имеют смысл, когда дух
человеческий постигает их и преодолевает их. И это уже не область развлечения,
а серьезное размышление о том, кто мы, и зачем живем в этом свете. Вот она,
вторая сторона, которая привлекает читателей. И когда я читаю Рэя Бредбери, или
лучшие вещи Стивена Кинга – мне думается об этом.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,