10 Авг 2013
Почему популярна литература ужасов и мистика?

Блуждал по сайту, и, конечно, не мог не заметить объявления: «подать заявку на публикацию в мистику том 3», и соответствующего адреса:  http://soyuz-pisatelei.ru/index/sbornik_quot_po_tu_storonu_realnosti_quot/0-42. На самом деле. Я был бы не прочь напечатать свои стихи, рассказы в таком сборнике, да вот беда – мистических стихов я не пишу, а рассказы с ужасами – тем более. Но зато с интересом читаю подобную литературу, и это дает мне основание взяться за небольшую заметку.

Действительно – почему? Почему мы готовы блуждать в темных лабиринтах, выстроенных Лавкрафтом, Майринком, Кингом? Что здесь – притяжение бездны, соблазн страха? Или даже пушкинский «залог бессмертья»? Или просто щекотание нервов, жажда ощутить острое, жгучее чувство? Думаю, что и ответ двойственен, как сам вопрос. Да и тема тоже имеет две стороны.

Во-первых, литература ужасов и мистическая литература безусловно относятся (хотя бы значительной частью своей) к области беллетристики, под которой я понимаю литературу развлекательную. В самом деле, страх есть одна из форм современного (и не только!) развлечения. Давным-давно известны «лабиринты страха» и «пещеры ужасов» в луна-парках. Сто лет назад и ранее в цирках любили демонстрировать разных страшилищ. Что и говорить о фильмах ужасов – одной из наиболее обычных в наше время разновидностей развлекательного кино! А в литературе, на мой взгляд, превосходный образец такого рода – «Дракула» Брэма Стокера. В сущности, этого уже вполне достаточно для ответа на вопрос о популярности литературы ужасов и мистики. Но не хотелось бы на этом останавливаться…

Поэтому, во-вторых, многие произведения мистической литературы и литературы ужасов затрагивают очень серьезную проблему. Я имею в виду противоречие между рационалистическим мышлением и непознанными (а часто и непознаваемыми) сторонами бытия. Страшный опыт ХХ века показал, насколько слабы позиции гуманизма, насколько беспочвенны упования на благотворное влияние прогресса, насколько сильны темные и иррациональные стороны человеческой натуры. «Просвещенное человечество», бросив свечу веры и взяв факел науки, приоткрыло завесу – и оттуда повеяло таким, что факел  стал бесполезен.

Но тьма не может погасить иной свет, тот, что в душе. Он светит, «и тьма не объяла его». Мистика и ужас только тогда имеют смысл, когда дух человеческий постигает их и преодолевает их. И это уже не область развлечения, а серьезное размышление о том, кто мы, и зачем живем в этом свете. Вот она, вторая сторона, которая привлекает читателей. И когда я читаю Рэя Бредбери, или лучшие вещи Стивена Кинга – мне думается об этом.  

Критические статьи / 2795 / talassa / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов