30 Авг 2013
Две матери
Мысль о том, что дочь надо оставить в роддоме, появилась сразу же. Таня понимала, что с ребёнком одной пришлось бы подвергать себя постоянным сплетням и пересудам. Но когда красивая и здоровенькая малышка коснулась во время кормления маленькими тёплыми губками соска, она не смогла бросить её. Нежеланный ребёнок отправился с молодой матерью к родственникам. Работать Таня не могла, стала лишним ртом в доме. Да и не хотелось свою жизнь губить среди мокрых пелёнок и бутылочек с едой для малышки. Случайно она повстречала молодого человека Петра, который предложил жить вместе, но без ребёнка.
Молодая пара надумала навестить мать Татьяны. Прожив у неё несколько дней, решили, всё-таки, дольше здесь не оставаться. Родные пошли провожать их к поезду. Когда состав потихоньку тронулся, Таня вдруг подняла в раскрытое окно малышку, которой в то время исполнилось всего два месяца, и оттолкнула её от себя. На перроне никто ничего не успел понять, а поезд уже набрал скорость. Каким-то чудом матери Татьяны удалось подхватить на руки маленькое беззащитное тельце и устоять на ногах. Она побежала вслед уходящему поезду, пытаясь докричаться до Татьяны и вернуть ей несчастную девочку, но за грохотом колёс её голос не был услышан.
Никакие уговоры в письмах, обращения к совести так и не смогли заставить Татьяну забрать Надю от бабушки Полины. С ней она прожила до 8лет. Надя часто спрашивала: «Бабушка, а кто такая мама?» - «Ну, это та, кто заботится о детях, стирает на них, готовит, играет с ними» - отвечала бабушка. «А почему ты - не мама, ведь ты всё это делаешь для меня?» Бабушка уходила от ответа и долго не разрешала Наде называть себя мамой при живой матери, но внучке этого очень хотелось, и бабушка, поколебавшись, разрешила.
Когда Наде исполнилось 8 лет, бабушка умерла, и она попала в интернат. Там девочка жила, училась и закончила 8 классов. Было трудно. Всех, кто там учился, навещали родственники, привозили наряды, гостинцы, лишь к Наде не приезжал никто. Она убегала в отдельную комнату, горько плакала там, повторяя заветное слово: «Мамочка, мамочка…», зная точно, что обращалась не к родной матери, а кому-то другому, очень ласковому и любящему. На выпускной вечер учителя скинулись и купили ей платье из крепдешина. Каким красивым оно было для неё, лёгкое, прозрачное, с воздушными оборками! Много лет платье оставалось самым любимым нарядом.
Получив паспорт, Надя решила поехать к тёте, пытаясь у неё найти поддержку. Чтобы не быть обузой, пошла работать. Но у тёти было много своих детей, ей было не до Нади.
Жизнь не баловала. Работа была тяжёлой, Надежда приходила домой не чувствуя ни рук, ни ног. Лопатами, ломом в жару, дождь, ветер и холод строили дорогу на Баксан. Там и познакомилась она со своим первым мужем. Она так обрадовалась его ласке и вниманию, что первое время летала, как на крыльях. В нём видела она и маму, и папу, и любимого, и брата, и всех несостоявшихся родственников. Лишь со временем она рассмотрела, что он был очень эгоистичен, заботился только о себе. Постепенно всю работу по дому пришлось взвалить на себя, помощи от мужа не было, защитить от его жестокого нрава тоже было некому. Отношения с мужем ухудшались. Одно радовало, что родила от него двух прелестных детишек. Не хотелось оставлять их без отца, ведь сама росла без родителей. Так прошло двадцать лет изнуряющей душу жизни. Инициатива расстаться с мужем исходила от самих детей.
Однажды приехала мать Татьяна, просила у дочери прощения, но ощущения, что приехала родная мать, Надежда так и не почувствовала. Конечно, она простила её, даже дала справку, что Надя действительно её родная дочь, чтобы мать, имеющая к тому времени уже четверых детей, смогла раньше на пять лет получить пенсию. Но горький осадок и обида остались в душе.
Время лечит. Надежда жила в это время в посёлке Прогресс, что на границе с Кабардино-Балкарией. Там на неё обратил внимание красивый кабардинец Юрий, от взгляда которого захватывало дух, а сердце билось с таким звуком, что казалось, его слышат все окружающие. Это была красивая, счастливая, но недолгая любовь. К тому времени она уже работала начальником почты. И на работу, и с работы Юрий возил её на машине, только с ним она почувствовала и заботу, и внимание. От взаимной любви на свет появился сыночек Жантемир. Но к пяти месяцам Надежда начала замечать, что ведёт себя малыш как-то странно: реакция слабая, не может сидеть. Обратившись к врачам, Надежда узнала, что у ребёнка - синдром дауна. Испытания продолжались. Кто знает, почему это случилось именно с ней. Может, проклятия насылала бывшая жена Юрия, отношения с которой у него не сложились, может, судьба такая. Но, спустя время, и сам Юрий тяжело заболел и ушёл из жизни, оставив её с больным ребёнком одну. На работу приходилось идти с малышом. В любую погоду поступавшие в разное время телеграммы разносила с Жантемиром на руках, закутав его в одеяло, а переговорный пункт сделала у себя на дому. Под ногами грязь, сырость, а идти надо. Ребёнка надо поднимать. Перестройка давала о себе знать. Дефицитом стало всё. Денег не хватало. Лекарства для сына стоили дорого, но без них малышу нельзя. Чтобы была крыша над головой, начала сама строить дом, взяв для этого в банке ссуду. Дом, работа, ребёнок, долги – другие слова на время забыты. Как перебивалась, Надежда вспоминает со слезами на глазах. Но мысль отдать куда-то больного ребёнка никогда не приходила в голову. Он был самым желанным от любимого мужа, самым нуждающимся в её поддержке и заботе. Наверно, она отдавала ему свою любовь и за себя, и за свою, когда-то бросившую её мать.
Тимка, так ласково стала звать она сыночка, рос ласковым и любознательным ребёнком. Хороших врачей рядом не было, подсказать, как выхаживать его некому. Старшие дети выросли, жили отдельно.
Наступило время, когда Тимку надо отдавать в школу. Спецшкола, в которой он должен был обучаться, находилась далеко. С болью в сердце рассталась Надежда с мальчиком. Когда через время она навестила его, ребёнка невозможно было узнать, столь неухоженным был его вид. Решает ни в коем случае там его не оставлять. Приложив немало усилий, она переводит его в подобный интернат поближе. Там Тимка получил пять классов образования, там научился читать, писать и рисовать. Надежда часто навещала его, и мальчик не чувствовал себя брошенным. Но беда опять не заставила себя ждать. Жантемира сбивает мотоциклист. Диагноз врача: черепно-мозговая травма, контузия головного мозга. Опять лечение. Она решает, что надо крестить сына, так он стал Тимофеем. А однажды дочь принесла рекламу о биодобавках, необходимых для Тимки. Разрабатывали и производили их в Новосибирске. Надежда, не раздумывая, принимает решение ехать с сыном в Новосибирск, через всю Россию, чтобы на месте показать мальчика специалистам и получить нужные рекомендации. Теперь мальчик получает всё необходимое для лечения по рецептам врачей. Он остро чувствует приближение дождя и сообщает об этом заранее. В засушливую погоду за его сообщения соседи благодарят его мороженым. Вызвать дождь, конечно, не может, и на просьбы соседей отвечает: «Нет, сейчас дождя не будет. Не хочу».
Я рассматриваю фотографии, на которых изображён счастливый жизнерадостный мальчик, принимающий участие во всевозможных городских конкурсах. У него есть несколько наручных часов, по которым он пока ещё не определяет время, есть мобильник для постоянной связи с мамой, много подарков от близких и знакомых. Читаю благодарственное письмо на его имя за активное участие в городском фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями, за подписью зам. главы администрацией и размышляю о превратностях судьбы. Две женщины одной крови проявили себя совершенно по-разному в отношении к рождённым ими детям. Тимке сейчас около 17 лет, но выглядит он, конечно, ребёнком. Ребёнком, окружённым заботой и вниманием матери, которая постоянно думает о разностороннем развитии и предстоящем будущем своего сына. В приподнятом настроении я уходила от прекрасной женщины, матери с большой буквы, которой, правда, приходится расплачиваться своей любовью и за грехи другой матери.
© Copyright: Надежда Белугина, (Подюжская) 2013
Свидетельство о публикации №213081100369
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,