Однажды встретились три мальца – сорванца и стали горько плакать и судьбу свою, на чем свет стоит ругать.
Что за жизнь: «Это нельзя, туда не иди, это не бери. Только и слышишь запреты, надоело».
А самим-то невдомёк, что родителей слушать надо всегда: не шалить, не грубить, бранными словами не дразниться. Вот за это наказала их в будущем матушка-судьба, да еще как, сами увидите!
Мальчик по - имени Егорка не любил умываться. Матери надоело насильно заставлять, вот и скажи она в сердцах: «Чтоб ты с утра до вечера умывался, даже, когда спал!»
И, что вы думаете? С этой минуты руки Егоркины стали выделывать такие кренделя, что сходу не поймешь, а, как приглядишься, а он-то умывается, да так тщательно, да так усердно.
Оно бы ничего, да ведь есть вода или нет, спит ли он, ходит ли по двору, а руки продолжают без остановки подражать умыванию.
Стали над ним все до слёз смеяться. Стыдно стало Егорке и сбежал он из родной деревни куда глаза глядят.
А второго мальчика - Васятку судьба еще хуже наказала. Уж очень он любил силой своей похваляться да на маленьких, и слабых её испытывать, всякие приёмы показывать. Детишки не раз плакали от его кулаков.
Однажды мамаши, избитых малышей, так разозлились на Васятку , что все вместе и сказали в сердцах:» Чтоб тебя так оплеухами и тумаками награждали до тех пор, пока ты не образумишься!»
Только они это сказали, и на тебе…
Какая-то невидимая сила сковала драчунишку по рукам и ногам, а детей заставила бить его. Те бы и рады даже не подходить к нему, но ничего поделать не могут. Ноги сами несут их к Васятке. а руки сжимаются в кулаки и, куда попало, его колотят. Настоящая молотьба получилась. А вдобавок, все стали животы надрывать от смеха. Три дня только сумел вытерпеть такую жизнь Васятка, а затем из своей деревни подался, куда глаза глядят.
Третьего страдальца звали Лешка. Ему еще хуже приходилось, чем новым товарищам по несчастью. Еще бы! Если со всех сторон его кто-то, то кусает, то щипает, то кусает, то лупит нечистый. А ведь Лешка сам виноват, что дошел до такой жизни. Дело в том, что он любил употреблять черные слова: «Черт меня побери, черт возьми!»
Мама отучала его, как могла, а Лешка продолжал не слушаться.
Вот раз она возьми и скажи ему сгоряча: «Да когда ж это кончится? Когда ж ты ума наберешься? Пусть же возьмет тебя твой нечистый, да уму разуму поучит, раз меня ты не слушаешь, слова материнского, заветного не понимаешь!»
Только она это произнесла, как тут же появился нечистый.
-Кого мне взять на поруки? Тебя, малый? О, натешусь я теперь, пощиплю тебя, верхом на тебе покатаюсь, работать на себя заставлю. А, главное, видишь меня только ты, для других я – невидим.
И пошло, и поехало,…Смотрят люди, не поймут, чего это Алешка , то стоит на месте, то подпрыгивает и охает, то хохочет, как ненормальный, то сам с собою разговаривает. По ведру картошки вареной съедает, а иногда и траву вокруг себя с аппетитом ест. А это нечистый над ним измывался, людям-то невдомек.
Стали его за сумасшедшего принимать, стороною обходить, жалеть и милостыню подавать, как блаженному.
Лешка терпел, терпел и сбежал из родной деревни, а нечистый от него ни на шаг. Не жизнь, а каторга для Лешки наступила.
Поделились горем мальцы - сорванцы и решили ходить по свету вместе. Искать счастья, попытаться делать добрые дела, чтобы избавиться от заклятья.
С каждым днем крепла их дружба. Остановились трое друзей у какой-то деревни на опушке леса и решили здесь заночевать. Развели костер. Нечистого попросили пойти еды раздобыть
-Я без Алешки никуда не пойду. А насчет ужина не волнуйтесь, берите угли из костра и ешьте.
Смотрят ребята , а угли выпрыгивают из костра и пропадают в воздухе .
Вдруг Лешка, как закричит, а это нечистый решил и его накормить. Он так мальца обжег, что тот схватил недогоревшее полено, быстро вокруг себя начертил три круга , да так быстро, что нечистый не успел заскочить туда и остался снаружи . От злости видимым стал , глаза горят, хвостом крутит, шерсть торчком, рогами угрожает, копытами по земле бьёт, а сделать ничего не может.
Егорка и Васятка , на всякий случай, тоже очертили себя кругами и сидят в них , чуть дыша, от страха.
Вот нечистый и говорит: " Твоя взяла! Обещаю тебя не щипать и больше не буду над тобой измываться. Мне тоже было не сладко, надо мною старые черти издевались, вот я и начал на тебе отыгрываться, мстить за себя. Когда мама твоя произнесла, как заклятье, меня тут же черная сила к тебе, как приклеила. Я не могу от тебя уйти.
Нам нужно подружиться и надо помочь друг другу. Я тоже хочу вернуться к себе домой, в тихий омут, а как, сам не знаю.
Оба мы, Лешка, наказаны силой неслыханной. Я ведь тоже был непослушным, как ты, теперь горе мыкаю с тобой и твоими друзьями.
Поверили ему ребята и попросили черта не пугать их своим обликом страшным и поганым.
Тогда черт уменьшился, стал величиной с грецкий орех, запрыгнул к Лешке в карман и уснул. Ребята тоже улеглись спасть на голодный желудок.
Утром набрали в лесу грибов, ягод, трав и пошли дальше. Идут по деревне, а за ними детвора гонится, над Егоркой хохочут, видя, как он умывается, а Васятку бьют нещадно. Лешка все это видел и ему не по себе.
Вот, когда они почувствовали грубость и жестокость, однако мальцы-сорванцы идут, терпят, ждут, вдруг доброе дело подвернется .
Слышали они, что, сделанных три добрых дела помогут не только стать прежними , но и домой вернуться.
Вдруг навстречу им бежит бабка, чуть жива, а за нею разгневанный дед гонится. Дубинкой бабку колотит за то, что щи подала ему, а в них таракан оказался.
А черт и говорит: «Доброе дело само нас нашло. Давайте поможем деду бабку побить. Вот и будет одно доброе дело выполнено".
Не подумавши, мальцы - сорванцы согласились, и давай деду помогать: камнями и палками бабку дубасить.
Дед:
«Ей - ей! Плохо дело. Убить её могут!»
Бросил колотить старуху и давай мальцов дубинкой охаживать. А тут и бабка помогла ему. Бросились бежать друзья, а черт сидит в кармане у Алешки и громко хохочет.
-Спасибо. Давно я так не смеялся над дураками. Разве вас не учили, что старших уважать надо? Вы должны были помочь старухе, а деда успокоить.
-Что ж ты сразу нас этому не научил?
- Так я ж пошутил, а вы невоспитанные грубияны бросились на несчастную старушку.
Обиделись ребята на черта, а тот сидит, посмеиваясь, трубку за трубкой выкуривает.. Дым валит из кармана Лешки, как из печной трубы, того и гляди, карман загорится.
Идут, идут ребята, а навстречу им из леса медведь выскочил, а за ним мужик-пасечник с вилами гонится. То ударит медведя вилами, то кольнет его, приговаривая:
-Черт бы тебя взял. Всю пасеку разворотил, пчел разогнал, мёд своровал! Убью!
Убью окаянного!
Ребята, помня, историю с дедом и бабкой, подбежали к мужику, вилы выхватили, успокаивать его стали, а медведю помогли убежать. От такой помощи пасечник разгневался не на шутку, что даже черт испугался. Напустил пасечник своих пчел на непрошенных помощников. Облепили они мальцов в три слоя да, как начали жалить, а они орать. Тут и черту от пчел досталось не меньше. Хорошо рядом озеро было, нырнули туда, пчелы от них и отстали.
Вынырнули они - из воды, не поймут, на кого похожи. Все - на одно лицо. Глаза узкие, нос пуговицей торчит, а щеки, лоб, уши так разнесло, страшно было смотреть друг на друга.
Однако, самое ужасное было то, что языки у всех опухли, во рту не помещались и висели до подбородка, как у собак во время жары.
У черта глаза заплыли, вместо носа-пятачка - шишка, из-за которой он теперь дорогу плохо видел, а опухший язык не помещался в пасти.
Сели друзья по несчастью под огромный куст, сидят, как в шалаше, думу думают: «Какое бы еще доброе дело сделать?»
На следующий день пошли ребята в другую деревню. Смотрят, у её окраины, на кладбище собралось много народу. Были похороны. Ребята решили поближе подойти.
-Пойдемте, послушаем, о чем люди говорят. Что хорошего при жизни сделал этот человек, что все так переживают, плачут и приговаривают?
Подошли.
-Эх, какой был прекрасный лекарь!
-Да, что лекарь? А, как помогал нам? В любой нужде помощь не отказывал: деньгами, вещами и последней краюхой хлеба готов был поделиться с любым. Иногда займет, а то и просто даст, доброе слово ласковое скажет, для каждого его найдет.
Плачут люди и приговаривают:
«Если бы он был жив, мы бы будущего не боялись с болезнями и невзгодами разными. А теперь, что без него делать будем, за что нам это наказание? И ведь не стар он еще, ему бы жить и жить!!»
Смешавшись с толпой, мальцы - сорванцы слушали и слезами обливались, очень жалко им было лекаря и людей. Тут Лешка и говорит нечистому: « Сделай доброе дело, оживи мужика, что тебе стоит? Вы ж черти все можете!»
Васятка и Егорка тоже присоединились к просьбе Алешки.
-Я бы- непротив, да только вот какая оказия получается: он оживет, если я вместо него в гроб лягу, и непременно в его облике. Опять же, продержаться смогу только до полуночи в образе мертвеца, а затем опять он станет мертвым, а я чертом.
Стали ребята просить.
-Да, ладно, хоть до полуночи помоги ему живым побыть, людей порадовать. Смотри, как народ за ним убивается. То-то будет радости! Глядишь, и нам это доброе дело зачтется.
Согласился черт. Сказано - сделано. Не успели мальцы глазом моргнуть, а рядом с ними лекарь живой появился. Но вот срам, абсолютно голый. Одежду черт на себе в гробу оставил.
Лекарь сразу не понял, что к чему? Видит себя в гробу, народ стоит с ним прощается, а вот и крышкой начнут закрывать, да забивать гроб, но тогда почему я стою голый и живой? Мысли - мыслями, а люди узрели лекаря живым, невредимым и голого, как будто из бани вышел, не одевшись. А в то же время он в гробу лежит родимый мёртвый, как есть мертвецу положено.
Поднялась от страха и жути такая паника. Одни в обморок попадали, другие кинулись с кладбища бежать: «Чур, меня, чур! Сгинь нечистая сила!» Третьи ни идти, не ползти не могут, от страха окаменели. Глаза пялят, крестятся и молитвы творят.
Ребятам и тем стало не по себе и не до смеха. По ним люди пронеслись, как табун лошадей. Еле в себя пришли.
Однако хуже всех было ожившему лекарю.
-Люди, стойте! Дайте мне чем-нибудь наготу прикрыть. Тут он схватил крышку гроба и стал ею прикрываться, при этом кричит ребятам: «А вы что не бежите без оглядки? Я и сам себя сейчас боюсь больше смерти. Смотрите на меня, где вы такое видели, чтобы человек был одновременно мертвым, живым и голым?
Ребята дали ему белую ткань, которой покойник был накрыт. Укутался лекарь в неё. Поведали ребята ему обо всём, что произошло. О себе и о нем рассказали всю историю.
- Ребята, нам нельзя время терять впустую. В первую очередь надо от нечистого избавиться, да так, чтобы он меня на тот свет не вернул и вас больше не беспокоил.
Затем я вам помогу вернуться к нормальной жизни. Я – не только лекарь, но и добрый волшебник, могу делать чудеса. Смотрите! Тут же на нем появилась одежда.
Я сразу не смог, так как не очень оживший был.
-А теперь в могильной яме нужно немедленно сжечь гроб с нечистым. По огненной дорожке он сразу же отправится к себе в чертово логово и назад не вернется.
Пока он это говорил, люди, упавшие в обморок, стали приходить в себя.
И вдруг видят, крышка сама гроб накрыла, гвоздями прибилась. В яме появилось огромное пламя, чуть ли не до неба, тут же гроб взлетел, и в огненную могилу опустился. В сильном пламени появился черт, глянув на ребят, он прорычал: "Прощайте!».
В жуткой зловещей обстановке горел гроб, из ямы с треском вылетали огромные огненные искры, люди вновь от страха попадали в обморок. Егорка от страха стал еще аккуратнее умываться. Лешка не выдержал и рассмеялся, а Васятка дал затрещину Лешке, чтоб тот не хохотал. А сам не заметил, как стал хныкать и от страха кричать: « Хочу домой! Мне страшно!»
Только Лешка не столько испугался, сколько был рад, что избавились от нечистого.
Гроб сгорел дотла: остались угли да пепел. Лекарь с ребятами закидали яму землей, сверху венки положили, получилась обыкновенная могила.
Тем временем стали приходить в себя насмерть перепуганные люди. Видя лекаря живым и невредимым, они в ужасе бежали от него, крича и опять ,падая в обморок.
Наконец страсти улеглись, на кладбище остался Аким Акимыч, так звали ожившего, и ребята.
Стали они совет держать. Решили идти в родную деревню Егорки, затем в деревню к Васятке и Лешке.
-Главное, чтобы, кто наслал на вас заклятье, тот бы в вашем присутствии его и снял. Только так вы станете нормальными,- говорил лекарь.
Сказано-сделано. Пошли в деревню Егорки. Идут, идут, а навстречу им, откуда ни возьмись, появляется чертенок.
-Кто из вас – Лешка?
-А тебе чего надо?
-Как чего? Вместо того нечистого теперь я буду около Лешки, ведь заклятье с него не снято.
Тут чертенок подбежал к Лешке и стал его щекотать, щипать, пинать. За волосы дергать.
Растерялась компания. Задумался Аким Акимыч, как бы от чертенка избавиться?
Думал, думал и придумал.
-Чертенок, а, что ты умеешь делать кроме, как издеваться над человеком? Покажи нам.
- Я могу до неба подпрыгнуть, дерево с корнем вырвать и за ту гору закинуть. Могу быть невидимкой, великаном, карликом, любым чудищем.
-Это всё не то, - сказал Аким Акимыч, - Попытайся сделать длинным свой язык и завязать с хвостом на узел, да так, чтобы никто, даже ты сам не смог бы развязать. За это мы бы тебя стали очень любить и жалеть, слушаться во всем, подчиняться.
Чертенок поддался на уговоры. Вытянул язык и хвост чуть ли не на версту и давай их на узлы завязывать. Вязал, вязал, устал. Отдохнул и опять вяжет, а ребята с Аким Акимычем посмеиваются и приговаривают: «Мало, еще, ещё давай!»
Вдруг появился медведь, которого ребята спасли от пасечника.
-Спасибо ребятушки. Вы вовремя мне помогли, за это в долгу не останусь. Просите о чем хотите, постараюсь ваши желания исполнить.
-Избавь нас от этого чертенка.
-Хорошо, не волнуйтесь. Это очень легко сделать.
Подошел он к огромному дубу, расщепил его пополам и вложил туда язык и хвост чертенка. Затем две половины дуба отпустил. Защемил чертенка, рвется тот, а вырваться не может. Хвост и язык завязаны крепко на узлы, и они мешают выбраться из ловушки.
Орет чертенок, даже листья с деревьев осыпались. Бьёт копытцами по земле, звезды с неба падать стали, стал чертей на помощь звать, да не тут-то было, те от страха
еще глубже нырнули в омуты, болота и озера.
Остался чертенок в лесу, со временем в корягу превратился.
А ребята и Аким Акимыч со временем пришли в деревню, где жил Егорка. Вечером подошли к окошку его родного дома. Слышат , мама его плачет и приговаривает:
«Где же ты, мой сынок непослушный? Если бы ты вернулся домой, я бы тебе всё простила. Сама бы умывала тебя каждый день, пока бы сам не понял, что даже все птицы и животные стараются умываться и купаться».
Все это Егорка услышал, поэтому заклятие отступило, и не стал он больше размахивать руками, будто умывается. Вошел он в дом. Встреча с матерью, отцом и сестричками была очень радостной и трогательной.
С тех пор Егорка всегда умывался без напоминаний, имел много друзей, и не забывал Васятку, Алешу и Аким Акимыча.
А Васятку в родной деревне не раз вспоминали.
« Хороший был мальчик , отцу с матерью всегда помогал, учился в школе отлично, уважал старших, но обижал маленьких, поэтому и ушел из деревни от стыда, когда приструнили его. Вернется, так и быть, простим его, если малышню не будет больше трогать».
Васятка услышал все это. Чувствует, невидимая сила отпустила его, вольно стало его рукам, а то и причесаться нормально не мог, руки, как повязаны, были невидимыми веревками.
Расстался Васятка с новыми друзьями Лешей и Аким Акимычем, остался дома.То-то радости было и счастья от встречи с вернувшимся мальцом –сорванцом.
Дело к вечеру было.Идут дальше два друга: Аким Акимыч и Лешка.
А вот и родная деревня показалась. Вошел Леша во двор, а тут мать выходит по хозяйству управиться.
Смотрит, сынок родимый вернулся. Бросилась она обнимать его.
-Ох, сгоряча я тебя к нечистому послала. Как я маялась потом, но тебя и след простыл. Только она это произнесла, как земля затряслась, появилась трещина, из неё злые рожи чертей показались и сразу же исчезли, а вместе с ними и трещина. Это заклятье снялось с Алеши.
Радуется Аким Акимыч, что всё хорошо у мальцов -сорванцов сложилось. Стал Леша просить его остаться у них в деревне:
«Живите, лечите людей. Вас все очень полюбят, а в свою деревню не возвращайтесь, ведь там все так напуганы вами».
- Хорошо. Уговорил. Я - безродный. К тебе, как к сыну душой прикипел, привык. Уйду скучать по тебе стану. А тоска - плохой товарищ.
Остался лекарь жить в Лешкиной деревне. А недалеко были и деревни с новыми друзьями Васяткой и Егоркой.
Полюбил народ Аким Акимыча за сердечность, за умение помочь человеку в любой беде. Всем миром ему домишко построили.
Многих вылечил лекарь. Лечил он не только тело, но и душу, ведь помощь в несчастье – что дождь в засуху.
Детям Аким Акимыч часто рассказывал историю, приключившуюся с мальцами - сорванцами. С тех пор много воды утекло, новых звёзд появилось на небе, а из поколения в поколение передавалась присказка:
«Кто взрослых ослушается, тот в грех окунется. А чья душа в грехах, та и в ответе».