Давно мудрецами замечено Ленивый, как правило, будет труслив и безволен; Безвольный труслив и хвастлив; Хвастливый невежествен, глуп, хоть и хвалится вечно, А глупый невежда - бесчестен. Порока нет более, Чем этот гнуснее. В нём праведной жизни обрыв.
В чём вижу сегодня причину Разрозненности. Помыкает казахом казах Откуда взялась неприязнь? Пускай властолюбие есть и стремление к чину, Но дело не в этом – я вижу всё дело в стадах . У нас как? Скота если вдоволь, живи себе так, не трудясь.
Завёл пастухов - бедных много! Веди себе праздную жизнь, мясо досыта ешь, Кумыс пей в тени, скакунами Любуйся, красавицами наслаждайся. Дорогу Такую же детям готовь. Только где ж, Всем пастбищ то хватит - отсюда вражда между нами.
Казахи воюют за землю И судятся, им для того и чины нужны, власть - Чтоб были побольше угодья. Соседи теперь друг за дружкой следят и не дремлют: Когда есть возможность побольше кусочек украсть. А биев подкупят - творили бы суд им угодный.
А кто разорится – тот разве Возделывать землю начнёт и торговлей займётся, Трудом добиваться достатка? Нет, будет доносы чинить, будет в партиях разных Себя продавать, прозябать в нищете, не уймётся Пока честь свою не уронит совсем без остатка.
Пословица нынче в ходу есть: «Важна не суть дела, а личности суть». А у нас Сейчас волостные, что избраны: Три года они правят: первый - чтоб думать, Как выкрутиться от упрёков, второй - тоже фарс, С соперником новым борьба, третий – новые выборы.
Не лучше ли их назначать? Пускай губернатор военный, назначит из тех Кто образование высшее Прошёл хоть частично. Тщеславный захочет отдать Детей, чтоб учились наукам. Двойной же успех В том, что волостные не будут от знати зависимы.
А что правосудие наше? Кто чтит закон предков, идущий с вершин Культобе? И где Есим-хана «Путь Ветхий»? И кто «Светлый путь» Касым-хана укажет? И кто «Семь канонов» все вспомнит, чтоб выйти из бед, Чинимых судами тех биев - их правый суд редкий.