Уроки доброты
Давно прозвенел звонок с урока, рассеяв страсти по поводу дня влюбленных. Все кругом затихло!
Шум и школьный гам по поводу праздника смирили всех: и любящих, и любимых...
Я с некоторой усталостью и удовлетворенностью от прошедших уроков, присела к столу и стала перебирать в затихшем классе детские записки
-Как много писем! С вензелями, сердечками... Весь стол мой завален ими! – радуюсь я.
Подумала, что сегодня опять не получилось дать обычный урок...
Вспомнила, что начали с «разборок» с Сашей, который всегда, перед уроком, находит причину обижаться на своих одноклассников. Как ритуал...
Успокаивала его...
Иногда хватает погладить его по голове, и он успокаивается...Сегодня же, кто-то скинул его учебники со стола...Саша «истерил»...Обижался.Плакал.
Он чистоплотен, даже в тетради не допускает грязи, пишет красиво, аакуратно прописывая каждую букву. И теперь громко возмущался, счищая с учебника пятна от размазанного на полу банана. Банан выбросили в ведро, учебники сложили в сумку...
К концу моей беседы, Саша уже улыбался, а я уже и не знала, как начать обычный урок...Так далеко ушли мы от темы урока со своими рассуждениями... о любви!
- Как же нравится им эта тема! –думала я.
Дети высказывались, а я слушала! Они так активно включались в разговор, им хотелось поговорить...
Так иногда и бывает, когда накапливаются эмоции! Нужен был выход!
Они умело свернули мой урок, ввиду праздника, на ожидаемые ими « рельсы»... И я не напрягала их!
Я было нечаянно коснулась в разговоре мысли о том, что «всегда можно начать жить с чистого листа». Начала приводить примеры из литературных текстов, из фильмов. Урок никак не начинался. Другая тема была открыта...
-Расскажите, ну расскажите нам, пожалуйста! – слышалось отовсюду.
Рассказывала я долго, дети, затаив дыхание, прислушивались ко мне...
А я, радуясь в душе тому, что они притихли, заметив их внимание к слову, продолжала говорить о детали в художественном произведении, приводя в пример пронзительную историю о двух несчастных незнакомых друг другу людях, которые волею судеб становятся одной семьей. Опять же, о любви человеческой...
Я всегда люблю эту сосредоточенную тишину в классе, которая настраивает на серьезный разговор... Дети затихают, размышляя про себя...
«...Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил ей стать отцом... Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью.... От волнения, от увиденного им на станции, он вспотел, вытащил из кармана тот самый носовой платок- «из прошлой жизни», который он, помнится, умыкнул во дворе, с веревки, когда он был еще другим... В ужасе, от воспоминаний, он, утершись им, отбрасывает платок в сторону, как бы отдаляя ту жизнь, полную безысходности....от этой, новой...»
Пока я рассказывала, дети внимательно слушали. Они замерли в желании услышать необыкновенную историю жизни обыкновенных людей...
И никто уже не говорил, слушали, не проронив ни единого слова, и к концу моего рассказа, так затихли....
Их заворожила бытовая история жизни, которая, казалось бы «ни одним боком» их не касалась... Но открытое сочувствие к героям, о которых шла речь, жалость к людям, переживания за судьбу незнакомых им людей - были написаны на лицах детей...
- Не эти ли уроки мы ждем? Учителя? Когда сердца детей бьются в унисон твоим мыслям? Когда мы живем одним трепетным чувством или сочувствием к чужому горю? –думала я, радуясь в душе тому, как отзываются сердца детей на мои слова.
И стоит ли жалеть о том уроке, не проведенном сегодня по программе? Может быть, один этот урок стоит тысяч таких, неожиданных?
Затихшие, задумчивые к концу урока, дети рисовали, писали свои письма учителям и друг другу в честь праздника влюбленных...
Уроки закончились, и я потихоньку стала собираться домой, убирая с лица наклейки с сердечками... Такие яркие, красивые, алые –цвет их любви!
-И я их люблю! –сказала я сама себе, рассматривая сердечки. Как приятно, тепло на душе от этой их открытой детской любви! Дети никогда ничего не скрывают: и любовь свою , и нелюбовь...
Передо мной лежат их письма, полные большой любви, сердец, рисунков, рожиц с улыбками, слов благодарности
-Сколько ошибок! – заметила я
«Здра_ствуйте_ увОжаемая Фания Газизовна! Мне очень нравится ваш предмет, т.к вы спрОведливая, не злая и очень добрая. Я желаю вам быть счастливой, жить долго долго лет, нЕ когда не стОреть, остОваться тОкой же красивой и доброй и что самое главное_ не болейте!!!
С днем святого валентина!»
И рожица, с улыбкой в сердечке...
-Кто же это написал?Может быть, Саша? Его почерк, аккуратный!А ошибка на ошибке... Но ведь не это главное, а слова, идущие от сердца, - подумала я, с радостью откладывая письмо в сторонку.
И это письмо не подписано, могу только догадываться...
«Фания Газизовна! Поздравляю вас с днем Святого Валентина! Желаю вам счастья, здоровья, любви и послушных, умных учеников. Я очень люблю ваш урок и мне нравятся ваши рассказы...Вы лучший учитель на свете!»
-Да! Ради таких слов стоит жить! –порадовалась я словам. Ведь знают, как мы любим послушных учеников! А в сердечке что-то зашифровано –не расшифровать сразу. «Т+ сердечко+У»
А тут котик с усами... в сердечке...
«Желаю вам счастьЕ, долгой жизни и самого наилуЧего! Мне нравятся ваши уроки!. Потомучто я познаю много чего!»
- Допускаю ошибки на «союзы» –еще не учили правописание! А слова добрые! –замечаю я.
А здесь, вместо люблю, –сердечко!
«Мне очень нравится ваш предмет. Потомучто он интересный и всегда очень занимательный. Я люблю ваш урок! Мне нравится слушать ваши рассказы. (и мой портрет, сам нарисовал)
-Как приятно увидеть свой портрет! – отмечаю с радостью.
А здесь есть подпись от Рокаса.(Домаркас) Такой тихий, скромный, сдержанный мальчик! Очень хочет быть грамотным!Так красиво оформил письмо, без ошибок, разлиновав строчки...Никогда ни с кем не спорит, не ссорится! Всегда приходит на дополнительные занятия, желая знать все...
«Дорогая Фания Газизовна! Мне очень нравятся ваши уроки! Вы очень талантливы в своем деле! Спасибо вам за знания_ которые вы даете. С днем Валентина!!!»
-Ну вот, только и нет что запятой перед союзом...Очень теплое письмо!А талантлива ли? Вопрос!
А это от Антона,(Цифирова) - Очень серьезный талантливый мальчик, одаренный музыкальными способностями. Уже в этом десятилетнем возрасте исполняет серьезные музыкальные произведения! В честь «Дня доброты» , в благотворительность, устроил в школе музыкальный концерт из классического репертуара. А как говорит? Рассуждает? Полными предложениями, выражая неординарную мысль –запросто!Нет ни сердечек, ни рисунков...Когда все рисовали сердечки, он смотрел на экран... Он переживал за мальчика, его тронула судьба обездоленного из «Ангелочка»... Смотрел и слушал, не отвлекаясь.
(Когда дети решили написать мне письма, я решила их отвлечь, чтобы они не напрягались и , для фона, включила Мультимедиа с фильмом «Ангелочек» ... Некоторые просто хотели порисовать...)
« Здравствуйте любимая Фания Газизовна. Мне очень нравятся ваши уроки русского языка, и так, как вы их преподаете. Я хотел бы поздравить вас с днем Святого Валентина. Я желаю вам самого наилучшего –здоровья, счастья, а в этот день - любви и хороших учеников»
- Да, Антон не сделал ни одной ошибки, очень приятно! А слова какие –«любимая» -это дорогого стоит!Так хочется надеяться, что вырастет настоящий мужчина! Умный! Деятельный! Он креативно мыслит, хорошо говорит, умеет рассуждать! Знает, что хорошо, а что плохо! Побольше бы таких учеников –мечта любого учителя!У него своя «звезда» во Вселенной!Я знаю!
А здесь очень красочное письмо, могу только догадываться...
«С Днем Святога Валентина! Мне нравится русский язык_ потому что он очень интересный, можно узнать разные орфограммы. Спасибо _что вы нас учите. Фания Газизовна!»
А вот записка с рисунком. Нарисовали меня с ангельскими крылышками и прилепили огромное сердце с улыбкой вместо головы, и в руках –сердечко!...От Ксении В. Оно от Васильевой Ксении, очень шумной, активной, неравнодушной девочки, которой нужно быть везде и всюду! Такая деятельная! Энергичная! Всезнайка, в хорошем смысле!
А это письмо подписано: от Р. Эвелины.
Романова Эвелина, из интеллигентной семьи... Уже сейчас налицо - образованность и воспитание: и в разговоре сдержанна, терпелива. Говорит только тогда, когда слушают...Ответы кратки, точны! Умница! «Звездочка» -в закладке учителя!
Письмо оформлено по всем правилам...
«Фания Газизовна! Мне очень нравитЬся ваш предмет! Потому что на ваших уроках очень интересно, мне всегда все понятно! А на литературе вы так интересно и замечательно рассказываете_ что я не могу оторваться. Желаю вам всегда быть счсатливой и чтобы ваши мечты сбылись! Обещаю учить на одни только 10! Пусть ваши ученики радуют вас каждый день!С праздником святого Валентина! Спасибо вам. Романова Эвелина» (Ну вот, запятую потеряла и лишний ь знак! Буду знать, над чем работать!)
В этом пятом классе все дети хороши, все дети любимы, но мне, как учителю, всегда виднее, кто покорит «Вершины Знаний!»
-Подумаю об этом позже, - говорю я себе
А это письмо от моего «каратиста» Дениса.Л, «помешанного» на спорте...
Даже число записал в углу, налицо знание эпистолярного жанра! Порадовал!И запятые на месте!И союз –раздельно!
«Дорогая Фания Газизовна! Я очень люблю ваш предмет, потому что вы очень хорошо и интересно рассказываете истории, понятно объясняете разные орфограммы, не ругаетесь, вы очень добрая! Желаю вам удачи, радости, долгих лет и поздравляю с праздником Святого Валентина! Вот вам мой рисунок в подарок! До свиданЬя!»
А это письмо от очень аккуратной девочки... Ивановой Юлии – замечательной гимнастки! Она добилась успехов не только в учебе - всегдашней готовностью, обязательностью, но и в спорте! На праздники выступает с концертами, талантливо выполняя гимнастические упражнения, радуя нас успехами!
«Дорогая учительница! С Днем Святого Валентина!
Я желаю вам всего _чего вы только захотите. Мне нравИтся уроки(ошибки не исправляю) русского и литературы, но больше литературы.Только вы можете показать на уроке мультик или фильм. Вы рассказываете истории, мы старамся вас понимать, но не всегда получается. Вы извините за то, что мы иногда расстраиваем вас, но мы все равно любим и уважаем.»
А в этом опять нет автографа...каждое слово разного цвета, как радуга
«С днем Валентина! Самый хароший преподОватель, Фания Газизовна! Потому что хорошо объясняет! (нарисовано большое сердце!)
«А для меня самый хороший урок –это когда вы рассказываете, а мы слушаем и рисуем...Еще классно, когда я у доски пишу!» (без подписи)
«Ф.Г! Желаю вам в День Святого Выалентина счастья и _ чтобы ваши дети вас слушались, вели себя замечательно.Желаю вам здоровья, живите счас_ливо!(в одном слове есть т , в другом –потеряла!) Настя К
Все пожелания и письма невозможно процитировать... их много, целый класс!
Все детские письма я храню долго! Есть очень давние, с «прошлого» века...лежат в коробке из-под обуви. Иногда перебираю их, читаю, вспоминая, зрительно представляя каждого!
Это мои дети!