Легенда о родительской сосне
Среди раздольных вологодских земель затерялась небольшая деревушка, населённая работящими и весёлыми людьми. Умели они работать на совесть и умели отдыхать душою… Деревня была окружена невысокими зелёными холмами, заросшими пахучими травами и цветами, усыпанными спелой вкусной земляникой. За деревней протекала неширокая речка, полная серебристой рыбы, а вода в ней была очень чиста, вкусна и так холодна, что могла утолить жажду и остудить разгорячённое тело в любую жару и зной. А вдали колосились поля, зеленели огороды, наливались спелостью яблоки, смородина и малина. По вечерам солнце уходило за холмы и освещало речку нежаркими лучами…
Тихо и размеренно шла жизнь в этом благословенном краю. Жители деревни убирали урожай и затевали весёлые праздники с возжиганием костров, с песнями, играми, ночными купаниями. И, конечно же, в каждой избе собирали лечебные травы, в каждой избе знали им применение. И каждый человек из этого поселения умел обращаться с живыми деревьями, не причиняя им вреда, не губя их без цели. Люди верили, что после смерти их души переселяются в деревья, которые становятся хранителями рода.
Так было… Но пришли времена грозного лихолетья, когда вологодские земли были разорены пришлыми чужаками. Опустела деревня меж зелёных холмов, а её жители ушли далеко-далеко… И перед самым уходом, на невысоком пригорочке, возле чистой речки схоронил один добрый молодец своих старых родителей, насыпал сверху земляной холмик и посадил маленький сосновый росточек. Обещал вернуться молодец в родные места, на этот пригорок, обещал, но не вернулся, - погиб в схватке с чужеземцами…
Шли годы… Лето сменяло весну, весна – зиму, а маленький зелёный росток потихоньку становился всё сильнее и красивее. Он каждой клеточкой своей впитывал влагу дождей, энергию солнца, прохладу реки, текущей внизу; он ждал возвращения людей в селение, он верил в то, что они обязательно вернутся. А ясными звёздными ночами юная сосна тянулась к небу своей зелёной кроной, и небо шептало ей чудесные сказки: о блистающих звёздах, о золотистом кораблике – Луне, о далёких прекрасных планетах, о длиннохвостых кометах, несущихся с невиданной скоростью… Сосна слушала небо и засыпала под тихий перезвон звёзд, а во сне видела множество счастливых людей, живущих на мирной земле. А по утрам молодую сосну будил шаловливый ветер, он тоже рассказывал ей о том, что видел: о бескрайних синих морях, о пронзительно кричащих белых чайках, о стаях серебристых дельфинов; о знойных пустынях и непролазных джунглях, о высоких скалах и мрачных ущельях, о плодородных долинах и северных тундрах… И юная сосна, слушая его, видела внутренним взором своим, как народ её земли счастливо живёт где-то далеко, но он обязательно вернётся в родные места, - ведь нельзя жить вдали от Родины своей.
Да, так шли годы… И маленький зелёный росток превратился в высокое, статное и красивое дерево, раскинувшее могучую крону над излучиной неширокой реки. И не была одинокой родительская сосна, потому что каждый день прилетали к ней лесные птицы, садились на её ветви и пели ей свои песни. А однажды пришла рыжая пушистая белочка и поселилась в кроне сосны, а потом вывела маленьких бельчат. Трудяги-муравьи построили большой муравейник под травяным пригорком, маленькие жучки вырыли себе норки между корней сосны, а голубые стрекозки весело порхали над поверхностью речки. Множество красивых цветов: бело-жёлтых ромашек, ярко-синих васильков, голубых колокольчиков радовало сосну своими дивными ароматами, а на поверхности чистой речки цвели водяные белые лилии и жёлтые кувшинки. На низких речных берегах выросли и другие деревья: гибкие ивы, стройные рябинки, черёмуха с терпкими, вкусными ягодами. И все они любили и уважали могучую сосну, а она ждала, ждала…человека. Она помнила человеческую руку, с такой любовью и нежностью посадившую её – юный тогда росток – в плодородную землю, она помнила слова человека о том, что он обязательно вернётся к своей матушке-земле. И она продолжала терпеливо ждать…
С тех пор прошло очень много лет. Давно уже были изгнаны захватчики с земли вологодской, и наконец, вернулись потомки тех деревенских жителей на место, где когда-то стояла мирная деревня. И на заросшем буйной травой-муравой невысоком пригорочке увидели люди могучую, высокую сосну, роняющую хвоинки и шишки в прохладную чистую речку. И снова поселился здесь народ, а ту сосну прозвал родительской, так как не забыли люди о похороненных тут своих предках.
… Я была у той сосны, я гладила её шероховатый ствол с капельками застывшей смолы, я слушала песню ветра, запутавшегося в могучей кроне величественного дерева. Ветер пел мне о том, что он побывал во многих местах, повидал разные земли, но, вернувшись сюда, в вологодские просторы, захотел остаться здесь и никуда больше не улетать. Ах, милый ветер, я бы и сама осталась здесь – в маленькой деревушке, неподалёку от которой течёт небольшая речка с чистой холодной водой, и речка эта огибает невысокий пригорок, на котором растёт уже много-много лет могучая сосна, хранящая память моих предков…