В маленьком живописном местечке, где-то в Полесье, жил меламед[1] Янкеле. Ой! До чего жизнь была его праведной, до чего прекрасной! Солнце еще не успевало вставать, а он уже омывал руки и произносил утренние благословения. Никто не считал Янкеле ни мудрецом, ни великим праведником. Хоть был он уже не молод, но почтительное обращение «реб» заслужил только от соседских мальчишек, которые в шутку кричали: «Шолойм, реб Якев!». Для остальных он так и остался Янкеле.
Одевшись второпях, но очень опрятно, меламед отправлялся в синагогу, чтобы успеть вместе с еще девятью молящимися с первыми лучами света произнести «Шма Йисроэль» - «Слушай Израиль…». Помолившись, он заходил в комнатку, наспех пристроенную к синагоге, где дети постигали Тору, раскрывал дневной лист Талмуда и углублялся в споры древних, пока ученики не соберутся.
Никто так и не узнал, из каких мест меламед Янкеле. Одни говорили, что откуда-то из Литвы или Пруссии (уж очень его поведение отличалось от простых манер жителей Полесья). Да и кому, кроме нескольких сплетниц, было интересно: откуда этот Янкеле?! Кто он – Виленский Гаон[2], что ли!
Приехал он уже с женой – Рейзл и полуторогодовалым сыном Шмуэлем-Ицхоком. Рейзл с утра до вечера была занята своими четырьмя детьми, несчитанными курами и производством сахарных петушков. Леденцы продавал Шмуэль-Ицхок. Янкеле как мог, прививал сыну любовь к Торе, но, увы, гроши были ему милее всех благ Будущего Мира. Так, что после занятий в школе, где на всех уроках, кроме арифметики, лицо его было кислым, что этрог[3], он целыми днями ходил и продавал ребятне мамины сладости. Складывал копеечку к копеечке и мечтал, что когда вырастет уедет в Киев или Одессу, станет фабрикантом или ростовщиком. Был он, короче говоря, мальчиком умным и веселым. Правда, в субботу грустил, чем сильно расстраивал отца. Так, оно и ясно, чего радоваться, если нужно целый день слушать, кто, куда ходил две тысячи лет назад, вместо того, чтобы пойти сейчас и сделать свой гешефт[4]! Тем более, он видел, что жить Торой, конечно, здорово, только так и помрешь в том сюртуке, что на свадьбу подарили.
Так они себе и жили: Янкеле копил праведные знания, Шмуэль-Ицхок – деньги, а Рейзл – домашние хлопоты. Но на их голову, а, может, и не только, до местечка докатилась новая власть. Таки стоит вам сказать, что несколькими годами ранее вся Россия докатилась до этой самой новой власти!
Эти самые красные появились в моци-шабос[5]. Зря на них наговаривали, что, то какие-то босяки! То были люди совсем другого сорта! Целых четыре человека на две улицы и одну слободку! Остановились они на Украинской, но и на Еврейской к утру знали все подробности. Так вот, трое с винтовками, по форме, без лишних манцев. Один, самый интересный, Зиновий Громов, так держал фасон, что не дай Бог: кожаный плащ, новехонький, блестящий, как ножи шойхета[6], сапоги, мама дорогая, будто с царя снял, а форма, вылитый старорежимный офицер; маузер, с каким Котовский ни то чекист, ни то кавалерист, в Бессарабии набивал рубликами свои революционные карманы.
Зиновий Громов, как поговаривают, не совсем Зиновий, да и никакой не Громов. Жена меламеда, Рейзл, как только его увидела, сразу узнала Залмана Гройсмана – мелко-уголовного социалиста из Черновцов. «Откуда она его знала?», - спросите вы. Вы-то спросите, а я не отвечу: всему свое время, не мешайте автору! Залман, который Зиновий, был славным малым. В Черновцах обчистил дом какого-то уважаемого человека, но когда тот стал выражать свое недовольство ударом в глаз, Залман рассчитал его из револьвера. Хозяин дома был удивлен, что у этого пацана есть револьвер, а Залман удивился позже, когда его записали в политические, мол, богатого грабил, хотел деньги на революцию собрать. «Мишигинерс[7]! А к чему грабить бедных? У них же голо, как у девки на коленке!», - подумал Залман, но возражать не стал. Газеты давать будут - на самокрутки сгодятся!
Заняли они лучшую хату: украинскую и еврейскую школу объединили в одну, а в свободной устроили свой штаб. Вели себя сначала тихо, присматривались, но, как известно, если на чьем-то плече висит ружье, то оно обязательно выстрелит, а чтобы оно не выстрелило, нужно дать денег его обладателю! Так, что новая власть ни в чем не нуждалась, хотя власть нуждалась во многом, а товарищ Громов жил честь по чести!
А над Янкеле стали посмеиваться, что его жена знакома с Громовым-Гройсманом. Но посмеивались аккуратно, потому что с тем человеком, что учит твоих детей шутить нельзя, а то он пошутит так, что ненаглядное чадо вырастет в беспроглядного идиота! А потом и вовсе перестали, как оказалось, что и меламед имеет удовольствие знать товарища Громова. С тех пор кроме, как реб Якев, его никто не называл, даже местечковый раввин, известный своим чванством!
Жизнь шла. Красные оказались не больше простаками, чем полицмейстер, имеющий с борделя, так что всем жилось спокойно, но дорого. Сколько власти не плати, ей все мало! «Зачем ты мне будешь давать понемногу, лучше я у тебя все заберу и буду тебя кормить плохо и редко!», - подумал товарищ Ленин или еще какой-то поц, который решил, что если он сел на лошадь и напялил китель – то вылитый генерал, и на свой народ ему плюнуть и растереть! А я вам скажу, что если еврей пошил себе генеральский мундир со всеми манцами и взгромоздился на белого коня, то, когда придет время, с него спросят, как с еврея, а, не как с генерала. И если он того не понимает, то он настоящий осел и сам должен возить на своей спине генералов и кого пониже, а не рядиться, точно поп на Пасху!
Тут и начали наши красновездочные, вспомнив каторжанское прошлое, бегать по домам с такими заклинаниями, что сам раввин не понял с какой каббалы это крайне прибыльное заклинание: «Продразверстка». Тогда в местечке вспомнили, что меламед – знакомец Громова и принялись упрашивать его помочь. Ломаться Янкеле не стал, не шидух[8] и, скрепя сердце, пошел говорить.
Зашел он к Зиновию-Залману. А тот удивился, обрадовался и предложил сесть. Сам закурил папиросу и присел на край стола.
- А я хотів до тебе сьогодні прийти! Добре, що сам з'явився!– неожиданно начал товарищ Громов.
Янкеле явно было неприятно, но когда евреям было приятно договариваться с властью: все заберут и погромят, не дай Бог!
- Навіть два розмови до тебе, Яша! Розмова номер раз! Ти пам'ятаєш, що намалювався ти в Чернівцях весь випещений, фраєр з Вільно! І все дівки на тебе дивувалися, а вдови молодий, щоб до такому красунчику ... ладно, я не візник, щоб зайвого тріпати! Дай Рейзл гет[9] і котися до свого Вільно. А щоб котитися було зручно, так я тебе змащу, від усієї душі! Будеш гриміти золотими!
Хоть и был наш Янкеле нрава тихого, но тут крикнул, чтобы Залман шел к такой матери, что приличной публике и не повторишь.
- Да не сковчi ти! Седай! – и силой посадил меламеда на стул.
- Залман, ты можешь нормально говорить?!
- Привык же, Яша. А вот тебе разговор номер два! - Зиновий поднял со стола сидур[10] и продолжил. – Що это, Яша?
- Это сидур, Зяма! – превратившись в бесстрашного льва, каким его знали в Вильно, ответил Янкеле.
- А що это за сидур?
- «Теилат Ашем»!
- Значит, секты Шнеерсона?! А Шнеерсоны-то с царским правительством спелись!
- А что нельзя быть хабадником[11]?
- Можно, Яша, хабадником – можно, контрой – нельзя! Ты его каждый день по три раза читаешь, а то и больше! Так?
- Так! – ответил Янкеле, ожидая, что сейчас произойдет что-то очень нехорошее.
Залман открыл сидур, дал в руки Якова и ткнул пальцем: «Читай!».
- Мелех а-гадоль, а-гибор, вэ-а-нора…
- Царь великий, могучий и грозный! – радостно перевел Залман. – А говоришь, не контра! Так что или с деньгами в Вильно, или будем разбираться!
Янкеле оторопел! Что же делать! Разве может он отдать жену первому встречному поцу?! – нет, конечно, нет!
Не известно, что там происходило дальше. Только вот, говорят, что Янкеле расстреляли в тот же день, объявив контрреволюционером. А Рейзл совсем скоро стала сначала Громовой, а потом и Розой. «Муж мужем, а жизнь свою и детей беречь надо!», - думала Рейзл. Только вот, соседи стали с ней здороваться не так, как раньше, а намного лучше. Страшно же! Говорят еще, что Шмуэль-Ицхок после свадьбы матери сбежал в Киев, где стал большим человеком, пока в тридцать седьмом его не укоротили на голову, а любимчик Рейзл – тихий и скромный Менахем, целыми днями молился и был хорошим евреем, как и меламед Янкеле.
«И шо ты нам рассказал?! На кой мы занимали наши уши твоей болтовней?!», - спросите вы. А я отвечу: «Если где-то занимается революция, переворот или другой хипиш, не надо думать, что ты самый умный и сможешь договориться с государством. Оно, какое бы идиотское не было, но благо свое соблюдет так, что у тебя этого блага не останется и понюхать. Так что, если не можешь возглавить такой бордель, собирай вещички и на паровоз до того места, где тихо, мирно и свободно. Вы, господа, как хотите, лично я считаю, что пора в ту сторону, где заходит солнце. Там-то оно еще заходит, а здесь, как вижу, зашло!».
[1] Меламед - учитель в начальной еврейской религиозной школе (хедере).
[2] Виленский Гаон (Элияу бен Шломо-Залман) – раввин, общественный деятель и математик в XVIII в., основатель религиозного направления в иудаизме – «Миснагдим» или «Литовские».
[3] Этрог (Citrus Medica) – вид многолетних растений из рода Цитрус.
[4] Гешефт (идиш) – дело, бизнес, предприятия, удача.
[5] Моци-шабос (ашкеназский диалект иврита) – «исход субботы», вечер субботы после наступления темноты и ночь с субботы на воскресенье. В это время уже разрешены все работы, запрещенные в шабат.
[6] Шойхет – резник. Специалист по кашерному забою скота.
[7] Мишигинерс (идиш украинского и польского диалектов) – «сумасшедшие».
[8] Шидух – знакомство будущих жениха и невесты у религиозных евреев.
[9] Гет – разводное письмо. Акт развода, при котором муж дает жене разводное письмо, тем самым, расторгнув брак.
[10] Сидур – сборник молитв.
[11] Хабад – ответвление ортодоксального иудаизма. На сегодняшний день доминирующее в России и большинстве стран Европы.
Просмотров: 1101
Комментариев нет
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: Андрей_Козлов в категорию Приключения
Оцени!ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ [97] |
МОЙ ДНЕВНИК [960] |
БЛОГ РЕДАКЦИИ [36] |
Арт-поэзия [452] |
Басни [49] |
Гражданская поэзия [3612] |
Детективы [100] |
Для детей [1858] |
Драматургия [77] |
Ироническая миниатюра [250] |
История [3] |
Критические статьи [67] |
Любовная лирика [7711] |
Любовный роман [220] |
Миниатюры [8] |
Мистика [635] |
Пейзажная лирика [3842] |
Приключения [141] |
Психология [32] |
Публицистика [70] |
Путевые заметки [56] |
Разные стихотворения [41] |
Рассказы [1946] |
Религия [110] |
Сказки [517] |
Сказы [1] |
Стихи к Новому году [301] |
Стихотворения в прозе [260] |
Ужасы [63] |
Фантастика [250] |
Философская лирика [8041] |
Фэнтези [297] |
Христианская лирика [742] |
Элегия [11] |
Эссе [46] |
Юмор [1321] |
Юмористическая проза [164] |
На правах рекламы [217] |