Усталые, но могучие в Созидании, продвигаются Закованные в сверкающую броню Мироустроители. Момент сосредоточения напряжённости приближается – Расколоты межпространственные порталы и перекрытия!
Расширена темпоральная глубина преобразования! Направлены путешественники в космическое Всегда! Раздвинуты горизонты гиперпространства - и расстояния Уже непреодолимыми не покажутся никогда!
Но если, импровизируя с Многомерностью, остановятся Не знающие сомнений неукротимые Великаны – Во множественных пробоинах на мгновение приоткроются Безводные золотистые пересыпчатые барханы.
Часть 2. Земля. 21-й век
Холодная заблудившаяся комета не успокоится! Стремительно завершая неумолимое приближение Она неостановимыми астероидами раскроется, Сметая противоборствующие силы сопротивления!
Но мощно издалека Мироустроители появляются, Свергая неперехваченные громадины с траектории. Таинственное влияние Великанов осуществляется Эффектным противодействием Завершению Истории!
Часть 3. Где-то. 21-й век
И вот, Мироустроители сквозь пространственные порталы Проникли в полусожжённую неизведанную страну, Где скорбно переливаются императорские каналы, Расплёскивая про бактериологическую войну;
Где съёжившимися вымпелами и флагами развевается Зловеще-необитаемое пространство над головой; Где в бункере пограничного наблюдения разлагаются Сражённые офицеры из обороны береговой...
Пируют микроскопические создания в городах. Никто не предотвратил апокалиптическое безумие. Изведавшие предательство монументы на площадях Забрасывают осколками рассыпающиеся мумии…
Могущество измерялось непрекращаемостью рождения. Отравленные - разверзлись негодованием небеса! Лишь вахтенные на станциях орбитального наведения Несутся, неупокоенные, на солнечных парусах…
Уходят Преодолевшие перекрученность универсума… Исторгли колокола предостережение для Земли: Не будет ни возрождения, ни цветения, ни прогресса - Отечество обкурившиеся владыки не сберегли!..
Часть 4. Где-то. 50 лет спустя
Опять Мироустроители за туманностями порталов Возникли на горизонте преодоления Многомерности, Увидели бриллиантовое сверкание перевалов, На набережных поверженных - искажения параллельности.
Ужасные разрушения, превзошедшие ожидания. Естественно, что за некоторое время произошло Выщербливание набережных фарфоровых под влиянием Главенствующих течений океанических и ветров.
Не свергнутая, но вывернутая, крыша библиотечная, Удержанная колоннами, возвышается как скала. Подверженные всем веяниям и времени быстротечному Поблёкли в обсерваториях просветлённые зеркала.
Размножилась и господствует совершенная без прикрас, Оставшаяся нетронутой разгулявшейся эпидемией, Единственная живая из конкурировавших здесь рас, Которая и использовала убийственные бактерии.
ПЯТИДО;ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:
Пятидольник 1-й ||| Пятидольник 2-й || Пятидольник 3-й ||| Пятидольник 4-й || Пятидольник 5-й ||
Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены
в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:
|Жаво|ро;ночек || на про|га;линке || распе|ва;ет. /\ | | Он зо|ве;т весну, || радость | кра;сную || вызы|ва;ет. /\ |
(Н. Цыганов)
Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:
|Как при|вя;жется, || как при|ле;пится | | К уму-|ра;зуму || думка | пра;здная, | | Мысль до|ку;шная || в мозг твой | вце;пится | | И клю|ёт его, || неот|вя;зная.|
(В. Бенедиктов)
То же с однодольной паузой в конце каждого периода:
| Мимо | дво;рика, | | Мимо | ха;ты, |
| За о|бо;зами| | Шли сол|да;ты, /\ |
| Они| шли;-прошли | | Слобо|до;ю, /\ |
| Звали | де;вушку | | За со|бо;ю. /\ |
(М. Исаковский)
То же с двудольной паузой:
| Не слыш|ны; в саду || даже | шо;рохи, | | Все здесь | за;мерло || до ут|ра;. /\ /\ | | Если б| зна;ли вы, || как мне | до;роги | | Подмос|ко;вные || вече|ра;. /\ /\ |
(М. Матусовский)
П. с ритмической инверсией:
| Красным | по;лымем| | Заря | вспы;хнула; |
| По ли|цу; земли| | Туман | сте;лется; |
| Разго|ре;лся день| | Огнем | со;лнечным, |
| Подо|бра;л туман | | Выше | те;мя гор. |
(А. Кольцов)
П. со включением полудольных слогов:
| Лет до |ста; расти | | Нам без | ста;рости. |
| Год от | го;да расти | | Нашей | бо;дрости. |
| Славьте, | мо;лот и стих, | | Землю | мо;лодости. |
(В. Маяковский)
Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:
Нач|ну на | фле;йте сти||хи пе|ча;льны; Зря | на Рос|си;ю чрез || страны | да;льны.
У других поэтов:
Где | наша | ро;за, друзь|я мо|и;? /\
У|вяла | ро;за, Ди|тя за|ри;. /\
(А. Пушкин)
Ды|мится | по;ле, рас||свет бе|ле;ет, В сте|пи ту|ма;нной кри||чат ор|лы;. /\ И | дико | зво;нок их || плач го|ло;дный Сре|ди хо|ло;дной плы||вущей | мглы;. /\
(И. Бунин)
Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|.
Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:
Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):
| Кабы |зна;ла я, || кабы | ве;дала, | | Не смот|ре;ла бы || из о|ко;шечка| | Я на | мо;лодца || разу|да;лого, | | Как он | е;хал по || нашей | у;лице, | | Набе|кре;нь зало||мивши | му;рмолку, | | Как ли|хо;ва ко||ня бу|ла;нова, | | Звонко|но;гого, || долго|гри;вого, | | Супро|ти;в окон || на ды|бы; вздымал.
(А. К. Толстой)
Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая трехдольная часть, остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):
Без|во;дные золо|ти;стые пере|сы;пчатые бар|ха;ны /\ /\ Стре|мя;тся в полусож|же;нную неиз|ве;данную стра|ну;, /\ /\ /\ Где | пра;вят в уеди|не;нии злато|ли;цые богды|ха;ны, /\ /\ Вды|ха;я тяжело|ды;мную злато|о;пийную вол|ну;. /\ /\ /\
Где | в на;бережных фар|фо;ровых импе|ра;торские ка|на;лы /\ /\ По|бле;скивают, пере|пле;скивают ко|ри;чневой чешу|е;й, /\ /\ /\ Где | в бе;лых обсерва|то;риях и библи|о;теках опа|ха;лы /\ /\ Над | ру;кописями | ве;тхими, точно |ве;тер берего|во;й. /\ /\ /\
Но медленные и смутные не колышатся караваны, В томительную полуденную не продвинуться глубину. Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.
(Г. Шенгели)
Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966.