(…или пердячим паром).
(Несмотря на формальную эквивалентность Лагранжевой и Гамильтоновой механики, последняя, помимо привнесённых ею полезных технических дополнений, сыграла существенную роль для более глубокого понимания, как математической структуры классической механики, так и её физического смысла, включая связь с механикой квантовой (Гамильтон изначально хотел сформулировать классическую механику как коротковолновый предел некоторой волновой теории, что практически полностью соответствует современному взгляду). Из умных справочников.
У каждого гражданина вселенной в обязательном порядке наступает свой «Звездный Час», и тут уж не робей, прояви смекалку, хватай свою «Синюю птицу» за хвост, тащи её милую в свою клетку и ставь её на службу себе любимому.
Пусть она станет твоим талисманом и помогает тебе денно и нощно реализовывать твои планы и желания.
Мы с Ивановым учились в вечерней школе Советского общего образования и повышали свой ученый уровень в возможных пределах такого учебного заведения. Мы были уже вполне взрослыми мужиками и поэтому садились на галёрке, а между нами всегда садилась симпатичная Наташка. У Наташки были очень значительные формы тела и тонкий женственный юмор, она нам позволяла себя чувствовать мужиками абсолютно безбоязненно, при этом не привлекать весь класс к нашему маленькому и дружному коллективу.
К середине учебного года я решил жениться, хоть и предлагал свою руку и всё остальное Наташке, но так как она не могла решиться, мне пришлось принимать решение и жениться на другой женщине. Иванов был у меня на свадьбе дружком и свидетелем в ЗАГСЕ. На свадьбу Иванов пришёл со своей девушкой и познакомил нас с ней. Это была обычная, симпатичная баба и ничем особо не выделялась на общем женском фоне. Так я познакомился с его будущей женой, с Любкой Ореховой. Время летело, перемалывало события и соответственно меняло нас. Мы с Ивановым изредка навещали друг друга, бывало, встречались семьями, а бывало, встречались, что бы пропустить по стаканчику – другому портвейна «Три топора».
Вскоре я со своей женой развёлся и нашел себе женщину моложе себя, как мне показалось тогда симпатичную и вполне приличную. Всё шло своим чередом, Ивановы родили себе сына и получили в «малосемейке» квартирку.
Я жил своей беспутной жизнью, любил покутить и гульнуть по «бабам». Деньги, по совковым меркам я зарабатывал огромные, работая художником-оформителем, гравером и ещё клепал мраморные надгробия на кладбище. Бывало, не посплю ночь, и у меня к утру на руках зарплата металлурга.
Как то однажды мы разговорились о житье – бытье со «своей», и оказалось, что она не только хорошо знает Любку Орехову, (это я знал давно), но они с Любкой учились вместе в школе. Вот тут моя женщина и рассказала мне интересную историю со своей школьной жизни.
С Любкой они учились, оказывается в одном классе. С ними учился Виктор, мой сосед по дому и по веранде.
Как училась моя дама, меня мало интересовало, (хотя и так было понятно), а вот Любкины истории привлекли, и я их запомнил на всю жизнь.
Шёл урок литературы, нужно было прочитать стихотворение о птицах, это было домашнее задание выучить конкретное стихотворение с учебника литературы.
- Люба, ты прочитаешь нам стихотворение?
- Прочитаю. Люба ответила с неуверенностью и все это заметили. Кто-то хихикнул, ученики знали хорошо Любины таланты. Учительница шикнула на ребят и поставила вопрос по-другому…
- Люба, ты выучила стихотворение? Нам его расскажешь?
Люба что-то промямлила и направилась к классной доске.
Выйдя неуверенной походкой на сцену, к доске, Любка застреляла глазами по классу и начала что-то бубнить себе под нос…
- Птичка летела, птичка летела, птичка летела…
Класс шипел и пробовал Любку навести на нужную мысль, но Любка явно была «не в зуб ногой», она вообще знала только то, что стихотворение было о птицах. И продолжала настойчиво мямлить о летящей птичке. Весь класс уже просто скандировал слова со стихотворения, но Любка так и не могла въехать в смысл классного шипения. Кто-то с мальчишек осмелел и уже отчётливо начал подсказывать слова, но Любку заело полностью, и она продолжала настойчиво твердить о летящей птичке. Мальчишка не выдержал, и в такт Любкиным словам – «…птичка летела», произнёс – «…тетеря глухая!». Любка быстро въехала, и продекламировала бодро жестикулируя!
- Птичка летела, тетеря глухая…! Здесь её опять застопорило, и она продолжала повторять стихи о «летящей, глухой тетере».
Класс ржал и падал в «обморок». Мальчишки топали ногами и свистели. Любка стояла с выпученными глазами и ничерта не понимала. Учительница посмеявшись, остановила класс.
- Всё, хватит. Люба, иди на место, два! Любка так и пошла на своё место с непонимающим ничего видом.
Славная все-таки штука жизнь, если жить неунывающи, и пробовать поймать свою «синюю птицу» за жабры.
- У птицы нет жабр? Чушь, у вашей птички могут оказаться и жабры и плавники, и даже маленькая, московская квартирка. Старайтесь и не отчаивайтесь. Вперёд, к своему «Звёздному часу»!
А тем временем Любка продолжала учиться в школе, и её шедеврам не было конца. Шёл урок физики. Народ изучал темы классической механики. Учитель мужчина вел урок грамотно и красиво, ребята слушали вопросы о механике с разинутыми ртами. Учитель рассказывал о механике по-домашнему, умело вставляя понятные для всех сравнения, а научные формулировки, вставлял как украшение к пониманию механики как крайне необходимой в обычной жизни науке. Класс сидел свободно и слушал внимательно.
Учитель начал проверять ребят, как они усваивают материал. Пацаны, да и девочки отвечали очень даже неплохо, поняли необходимость знаний механики как науки о движении самой жизни. Дошла очередь и до нашей героине, Любки Ореховой.
- Люба, ты поняла, о чём я сейчас рассказывал вам? Ты поняла смысл и жизненную необходимость знаний о классической механике? Ты поняла вопросы об энергиях, об их переходах из одного вида в другой?
- Люба: Да поняла.
- Люба, расскажи ты нам как двигается велосипед? Ты на велосипеде ездишь?
- Да, езжу.
- А как вот ты крутишь педали, а велосипед двигается вперёд, как это получается, какие здесь действуют законы механики? Ты материл хоть чуть, усвоила, Люба?
- Усвоила. И Любка начала разглагольствовать о механике и о том, что механикой управляют какие-то законы. Какие законы, и как они связаны между собой Любка явно не понимала. О переходе энергии из одного вида в другой до Любки не дошло. Мальчишки старались Любке подсказать, навести её на понятные знания и из собственной жизни примеры.
- Люба, как велосипед двигается вперёд, объясни, пожалуйста, нам, попроще, как ты понимаешь сама…
Любка мямлила…, мальчишка шептал простейший ответ, Любка не понимала, мальчишка – дура, пердячим паром, идиотка!
Любка быстро уловила знакомое сравнение и вполне уверенно и с умным видом произнесла ответ учителю.
- Пердячим паром…! Тут Любка поняла, что она сказала, и немного смутившись, пошла на своё место. Весь класс смеялся, учитель смеялся вместе с ребятами.
А, что, неужели так важно знать все законы, на которые опирается (как это видится ученым мужам) жизнь на земле, а уж тем более в космическом масштабе?
У каждого из нас своя «синяя птица», свой и единственный «Звёздный Час»! Не проморгай его! Ну, а если проморгаешь – не смертельно. Любуйся чужими птичками, любуйся «звёздными» часами человечества!
25.11.2015. А.Бай