Легко ли быть писателем? Этот вопрос в наше время задают многие. При этом они же сетуют- негодуют о месте литературы в современном обществе. Не спорю, сейчас литература переживает не самые лучшие времена, однако давайте смотреть на вещи реально и зададим вопрос немного иначе.
Легко ли быть читателем?
Многие сейчас законно возмутятся, мол что это за вопрос такой, как это значит легко ли и т.д… Не спорю тема довольно странная, но если вдуматься, то многое становится ясно.
Давайте сначала задумаемся, кто такой современный читатель. По сути это всё тот же человек, неважно какого возраста, он также дышит, так же питается. Спит, и т.д., ему всё это нужно для здоровья, жизни и стабильности. Нужна ли ему книга?
Скорее да, чем нет. Рискую показаться банальным, но чтение книг это такое же питание, такое же дыхание только духовное. Читая мы воспитываем себя, даём себе пищу для размышлений, обогащаем свою речь, укрепляем память и многое другое. Существует мнение, что сейчас люди настолько озлобленны, суетой , каждодневной работой, однообразием, у многих дети, которых надо кормить, многие тупо пьют, и книги в таком обществе не нужны категорически. Может это итак, но опять же с какой стороны посмотреть. Люди читали и будут читать всегда, вопрос только в том, что они читали скажем в прошлом веке, и что читают сейчас. Я не зря провожу эти параллели, просто если реально вдуматься, то 20 век как век литературный дал миру очень многое. Сколько интересных книг тогда вышло. Книг о людях, характерах, работе, борьбе за всё хорошее и настоящее, книги о том, каким должен быть человек и каким должно быть общество, тогда эти книги читались народом, все говорили о них, говорили ими, многие предложения из этих произведений закрепились в народе как цитаты. Тогда существовала профессия писатель, куда брали далеко не всякого, а реально стоящих авторов, тех, чьи имена и до сих пор помнят и чтят.
Сейчас всё немного иначе. В писатели лезут все кому не лень. Понасоздано видимо невидимо писательских союзов и каждый второй лезет вон из кожи, рвёт на груди рубаху, доказывая всем что он имеет хоть какое то отношение к литературе. Выходит много разных книг, но все ли их будут читать…
Очень большое количество современных авторов издавших свои книги. На самом деле типичные окололитературные проходимцы считающие что им есть что сказать народу. Они готовы платить любые деньги, лишь бы увидеть свои опусы опубликованными. Это по моему мнению одна из проблем современной книжной невостребованости. Люди воспитанные на классической литературе прельстившись названием, обложкой, кратким описанием, могут купить книгу одного из таких авторов и вникнув в суть, прочитав, разочаровавшись многие начинают задумываться, а оно им надо? Это как один раз отравится некачественным продуктом, а потом всю жизнь смотреть на всё подобное с опаской. Если говорить о молодёжи и детях, то большинству из них в школах не могут или не хотят привить любовь к чтению, проблема многих учителей литературы в том, что они не раскрывают детям произведение, а превращают его в программный элемент обучения, есть оно в программе, значит надо его прочесть, но этого мало, зачастую обыкновенное чтение и зубрёжка портят всё впечатление и ребёнок уже не хочет больше ни читать ни возвращаться к прочитанному. Был я тут недавно в одной из школ на вечере поэзии. Вот там можно смело заявить, что преподаватель работает с детьми правильно , ученики школы преподнесли зрителям не просто стихи, а спектакли и чуть ли не рок-оперы по произведениям классиков, причём сделали это так, что известные стихи заиграли новыми гранями, и скорее всего те, кто до этого вечера относился к поэтическим произведениям с пренебрежением, после увиденного и услышанного пересмотрят свои взгляды на стихотворения и на литературу в целом.
Шесть выступлений, таких разных, но объединённых при этом любовью ко всему высокому и светлому. Шесть разных взглядов, на, казалось бы, заезженные темы - смысл жизни, душа, любовь, одиночество, свобода и. т. д. Всё это поражало и восхищало.
Ребята читали стихи, танцевали, устраивали споры и диалоги, пели песни. При этом удивительным образом им удалось соединить поэзию Есенина и Высоцкого и металл - музыку наших дней.
Хочется сказать спасибо педагогам, проделавшим серьёзную и колоссальную работу, ведь объединить класс для общей цели дано не каждому, а привить ребятам ещё и любовь к поэзии это вообще подвиг. Самим ребятам хочется пожелать двигаться дальше в этом же направлении, каждый из них, несомненно, талантлив, а когда таланты идут вместе к общей цели, можно быть уверенным - они этой цели добьются.
Из этого возникает вопрос. Может дело не в читателях, а в писателях? Думаю задача каждого современного автора состоит в том, что бы своими стихами или прозой достучаться до читателя, показать ему новую глубину мысли, отразить наше время и не забывать о своих корнях, история всегда жила в литературе, и очень жаль что сейчас во многих книгах, в сюжетной линии нет никаких исторических контекстов и мыслей, а в ещё больших мыслей нет вообще. Как- то в споре с одним из авторов я услышал одну фразу, суть которой заключалась в том, не обязательно чтобы в искусстве была заложена мысль, читатель , зритель, слушатель, должен сам по своему понять и обдумать тот или иной момент, который ему показывают, не спорю в чём-то оно и так. Однако не все люди готовы осмысливать что-то необъяснимое особенно если это преподнесено непонятно как и непонятно зачем, это как в истории когда художнику заказывают портрет, а тот рисует несколько линий, пару кружков и вручает сие произведение заказчику, и видя недоумённый взгляд того заявляет: А Я ТАК ВИЖУ… на что клиент после минуты молчания спрашивает: Клёво, а чё очки не носишь… вот такой забавный, но весьма показательный эпизод.
В связи с выше сказанным возникает вопрос- КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ПИСАТЕЛЬ?
Сейчас я рискую быть освистанным. Ведь смело можно заявить, что если человек пишет, значит кому-то это надо, значит кто-то будет это читать. Не спорю, только вот прочесть, то прочтут, а что дальше??? Где гарантия что вас поймут правильно если поймут вообще. Можно смело заявлять, что у вас свой авторский стиль, что вы открываете новое направление в литературе, со временем его поймут и т.д. Ещё более бредовый, но при этом частый аргумент это когда новоиспечённый писака вопит на все замечания в свой адрес : МНЕ ЭТО ВСЁ БОГ НАШЕПТАЛ… Звучит смешно, и пугающе так и хочется сочувствующе посмотреть на горемычного слушателя божьего шёпота и вызвать ему скорую, ну или в церковь свести, ну а что раз слышит глас всевышнего пусть там его встречают с распростёртыми объятиями, только вот в литературу нашёптанное тащить не на надо, там и без этого божьего хватает. Ещё более интересный тип авторов это плагиаторы, верней не совсем те, кто ворует чужие произведения , а те кто берёт и переписывает чего -нибудь написанное до него изменив там несколько глав или строчек выпустив в свет такую книженцию на все вопросы по поводу связи с оригиналом и опусом этого автора плагиатор корчит непонимающую мину и восклицает, да вы что я никогда не читал этого писателя, да за кого вы меня принимаете… и всё в этом духе, доказать такому, что он на самом деле никакой не писатель всё равно что услышать шёпот бога…
В абзаце сверху я привёл примеры не настоящей литературы каких сейчас развелось очень много и чьи книги можно встретить в книжных магазинах. Часто покупая разные сборники стихов классиков, нет-нет да и возьмёшь, одного из таких, а что а вдруг откроешь что нибудь для себя, и и порою ведь действительно находишь нужное!!!! Порою серая невзрачная книжка, стоящая где-нибудь в конце книжной полки поразит настолько что переворачивает сознание напрочь. Их немного, но они есть. И пока эти люди пишут, думаю они смогут вернуть литературу на старые позиции.
Нужно ли современному обществу чтение? Безусловно да… Легко ли быть писателем? Не знаю. Смотря с какой регулярностью издают свои книги страниц на триста некоторые писаки. Порою складывается впечатление, что писать стихи или прозу легко, последствия этих мыслей мы наблюдаем сегодня. Легко ли быть читателем? Нет, что бы читать в наши дни нужно уметь отключать сознание и логику, потому что в большинстве книг, которые вышли и выходят за последние годы их попросту нет, а ведь как сказано в пословице, мало уметь читать, надо уметь думать…