АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО

АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО

По отражению в реке,

несмелой, трепетной рукой

я строю замок на песке -

воздушный замок над водой...
Автор

В пятницу Мирослава вернулась домой рано. Весна уже началась,зелени еще не было, и пыль, витая в воздухе, набивалась в нос, оседала в волосах. «За целый день лицо неизвестно на что стало похоже!»- подумала она, как всегда, все сильно преувеличивая.

Лицо как лицо. Что-то в нем, правда, креольское: не то глаза, не то их выражение. Но ведь не смуглое — нет, совсем нет!.. Еще и веснушки.

У соседей Вадик барабанил «Собачий вальс». Чтобы заглушить это, включила магнитофон. Поглотив кассету, он подозрительно загудел. Из блока питания быстро повалил коричневый дым. Мирослава испугалась и выдернула вилку из розетки.

Утром на остановке она встретила соседку и пожаловалась на бытовую аварию.

- Сдай в ремонт,- посоветовала соседка.

Мирослава скептически пожала плечами:

- Это старье ремонту не подлежит.
К их разговору прислушивался молодой человек, похожий на аргентинца. Троллейбуса все не было. Молодой человек предложил:

- Если хотите, я отведу Вас к очень хорошему мастеру. У него
мастерская здесь недалеко.
За растерявшуюся Мирославу ответила соседка:

- Конечно, конечно.

Договорились встретиться в понедельник на этой же остановке.

***
В пятницу Леон пришел на работу не выспавшийся. Клиентов не было. В десять должен был прийти Макс, друг детства,- молодой, но уже известный юрист, имеющий устойчивую клиентуру и солидные перспективы.

В запыленное окно было видно большое озеро среди пологих холмов. Леон протер табличку над столом : ”Nasz klient – nasz pan”*.

Вошел Макс. Леон взглянул на часы:» Действительно, десять.
Они закрыли двери и решили отметить встречу. Макс пожаловался Леону на усталость.
Леон посоветовал:

- Отдых — смена деятельности. Отвлекись чем-нибудь.
- Чем?
- Ты готов к нестандартным решениям?

Макс кивнул.

- Побудь недельку у меня директором. Для солидности фирмы.
- Не понял. А кто у тебя обычно директор?
- Я, конечно. Но это как-то несолидно.

Максу идея понравилась. Он достал из дипломата бейдж советника юстиции и уселся
за стойку в первой комнате.

В нише стола он увидел потрепанную книгу. Раскрыв ее на вложенном туда проводке,
он прочитал:

«Усни, засыпай, дорогая.
Ты легкой скользнула тенью.
Еще ты не спишь, я знаю.
Ты где-то в ночи весенней.
Усни. Ты — одна на свете.
Твое не назвать мне имя.
Ты — словно прохлада летом,
Пристанище — ночью зимней.
Ты — счастья весенний ливень
и летнее утро в поле.
Шепни мне:»Усни, любимый».
Тоской без тебя я болен...»**

***
Леон снова глянул на часы и помчался к окну в мастерской. По кривой улочке, размахивая свободной рукой, быстро шла какая-то креолка с полосатой сумкой. Пучок непослушных волос
почти на макушке качался в такт шагам. Леон проводил ее влюбленным взглядом и вернулся к Максу. Креолка проходила здесь каждый день в одно и то же время. О существовании Леона
она, конечно, не подозревала.

В субботу утром Леон вышел на остановку троллейбуса. Стоя в толчее и зевая в кулак, он увидел впереди полосатую сумку. Креолка разговаривала с невысокой женщиной. Леон пробрался
поближе и встал за их спинами. Речь шла о поломанном магнитофоне. Леон проснулся. Нерешительно обойдя вокруг них, он вздохнул и обратился к женщине:

- Извините. Я слышал, у Вас проблемы с бытовой техникой.

Креолка замолчала. Леон предложил свои услуги.

- Конечно, конечно,- ответила за креолку женщина.

В понедельник они встретились на остановке и пошли в мастерскую.
Макс уже сидел на месте. Леон вопросительно сказал, указывая на Мирославу:

- Я обещал помочь... Как Вы на это смотрите, шеф?
- Постараемся. Идите работайте, Леон. Фамилия?- обратился он к Мирославе.
- Koscinska.
- Имя, отчество?
- Мирослава Брониславовна.

Макс поводил ручкой над листом, ленясь писать.

- Оставьте Ваш магнитофон. Но учтите: быстро не получится. Нет запчастей. Свет отключают. Мастер очень загружен работой. Кроме того, у нас есть срочные заказы коллегии... мастеров.
И вообще, в городе эпидемия; у мастера явные признаки температуры.

Мирослава, подозревая в его словах намек на дополнительную
оплату, сказала с иронией:

- В таких условиях вряд ли вообще можно работать. А кто будет отвечать за качество? Коллегия? Нет уж, я спрошу с Вас, уважаемый... - она ткнула пальцем в бейдж на его груди,- Максимилиан.
«Советника юстиции» она не заметила.

- Пожалуйста, - он прикрыл глаза на порозовевшем лице и развел руками.

«Ну, Леон, привел скандалистку на мою голову!»- подумал Макс и бросил ручку.
Мирослава ушла, на пороге еще раз оглянувшись. Макс кукольно улыбнулся ей, и, едва захлопнулась дверь, повертел пальцем у виска.

- Леон!
Из мастерской показалось сияющее аргентинское чудо.

- А когда ты сказал ей прийти?- перламутровые белки Леона
влажно блеснули.
- Через год!- заорал Макс.- Сам будешь разбираться со своей Кармен.

Через день магнитофон Мирославы был в полном порядке. Она, видимо, не спешила его забирать: беседа Макса подействовала.
Уже три дня Леон торчал у окна, спрятав руки в карманы черного халата, и пялился на кривую улочку. Клиентов не было. Третий день шел дождь.
Макс читал газету и пил чай. Вдруг из мастерской раздался грохот падающего стула и тихий вопль; по гнилым доскам загрохотали быстрые шаги Леона.

- Идет!
Макс поставил стакан на тумбочку, взял в руки прейскурант и рукой велел Леону убраться.
Мирослава, проскочив ступеньки, влетела в полутемную комнату:

- Dzien dobry, panu. Jaka dzic okropna pogoda!***
- A, to pani!.. Dzien dobry**** ,- ответил Макс, не отрываясь
от прейскуранта.
- Мой заказ готов?

Макс посмотрел на нее изумленно, как бы услышав непристойность.

- Я же Вам сказал: не спешите. Вчера не было света.

Мирослава покосилась на портьеру:

- А пан мастер уже выздоровел?
- Нет, - Макс удивился, потому что почти забыл об этом.

Мирослава отвернулась.

Портьера в мастерской дрогнула. Леон улыбался.

«Дитя природы», - подумал Макс и за спиной у Мирославы стал грести ладонью, пытаясь загнать Леона в мастерскую. Тот нехотя скрылся.

- Приходите завтра.

Назавтра в приемной была очередь. Мирослава встала за пенсионером в очках. Через пять минут из мастерской вышел Леон с темно-красным лицом и прошел к стойке, не глядя на очередь. Мирослава обрадовалась, что можно спросить, как идет ремонт, но Леон с таким же видом прошел мимо нее обратно, не поднимая головы.

Когда очередь разошлась, Макс посмотрел на подошедшую Мирославу и покачал головой:

- Да, плохи дела с Вашей техникой...
- Что-нибудь серьезное?
- Да. Там сгорела... презумпция.
- Да Вы что? И как теперь быть?
- Надо ехать искать запчасти.

Мирослава понимающе кивнула.

- Завтра?
- Да, приходите завтра. Или нет, лучше — послезавтра.

Она ушла.
Из-за портьеры вышел Леон.

- Ты бы еще сказал ей, что у лентопротяжки сомнительное алиби.

Послезавтра Макс решил провести следственный эксперимент.
Он поставил в мастерской стул спинкой к выходу в приемную
и велел Леону сесть. Леон сел, с интересом наблюдая, что будет дальше.

Макс посмотрел на него с сомнением:

- Нет, так ты снова все испортишь. Разувайся.

Леон разулся. Макс убрал его туфли под стойку. Оглядев мастерскую, он переставил
маленький телевизор на подоконник напротив Леона и включил его.

- Сиди и смотри. Все.

Обойдя озадаченного Леона, Макс отодвинул портьеру в сторону, закрыл обе половинки двери со стеклянными вставками и замкнул их.
Силуэт Леона хорошо просматривался сквозь рифленое стекло.

По ступенькам застучали каблуки. Макс сложил за спиной руки и встретил Мирославу суровым взглядом. Она, почуяв неладное, спросила:

- Что случилось? Мой магнитофон совсем сгорел?..

Макс прошелся по комнате и бросил:

- У Вас одна забота. Есть дела поважней. Мастера проверяют.
- Кто? - у Мирославы кровь отхлынула от сердца.

Макс сделал «страшные» глаза:
- КРУ.
Мирослава взялась за спинку стула.

- Да Вы присаживайтесь,- указал он ей на заранее приготовленный стул. Мирослава села
и увидела силуэт Леона.

Макс впился в нее взглядом. Подозреваемую ее вид выдавал с головой. Он начал допрос.

- Ваш магнитофон — краденый?
- Что?- Мирослава не сводила глаз с силуэта.

Леон, услышав голоса, завертел головой, пытаясь оглянуться в стекло.

- Да... Нет... - Мирослава глянула на Макса, как на палача.

Леон изогнулся на стуле и прильнул глазом к стеклу. Мирославе показалось, что черный глаз ясно проявился между арабесками рифления.

Голос из телесериала сказал в тишине за дверью:

- Вам хорошо известно, чем караются подобные действия.

Леон, устав вертеть шеей, опустил голову.

Изнемогая от жалости и нежности и полностью игнорируя присутствие жестокого Макса, она встала и подошла к стеклу.

Услышав шаги, Леон повернулся и, едва не упав с шаткого стула, оперся ладонью о стекло. Мирослава, подозревая, что его уже приковали к стулу, медленно приложила свою ладонь к силуэту ладони Леона.

Макс решил, что допрос окончен, и громко сказал:

- Мастерская закрывается до окончания работы комиссии.

Мирослава, пряча мокрые глаза, пошла к выходу.
- Приходите в понедельник.
Она молча вышла.

***
В понедельник Мирослава прибежала к одиннадцати. Дернув дверь под жестяной крышей, она убедилась, что пришла не вовремя. Поискав глазами табличку, прочла время работы:»С 8.00 до 16.00. Перерыв с 12.00 до 13.00». Недоумевая, почему никого нет, она стала ходить мимо крыльца, тревожно выглядывая за угол дома и проходя обратно. Через полчаса со стороны короткого крутого проезда появился Леон. Увидев Мирославу, он отвернулся и судорожно вздохнул.

Она бросилась ему навстречу:

- Пан мастер! Вашего шефа нет!
Леон что-то пробормотал и стал отпирать дверь.
Мирослава вошла за ним.

- Готов мой заказ?
- Там осталось припаять пару диодов.
- Мне подождать? - Мирослава положила сумку на стойку.
- Да, пожалуйста. Только не здесь. Сюда сейчас придут... белить.

Мирослава забрала сумку и остановилась.

- Посидите в мастерской, - Леон уже отодвигал портьеру и ставил
стул у своего стола.
Она вошла и села.
Он взял наугад с полки плату и стал сосредоточенно выпаивать
какой-то резистор.

Мирослава посмотрела по сторонам. «Сколько хлама!» Леон молча паял. Она покачалась на стуле. Леон хотел сказать, что стул — не кресло-качалка, и она рискует; поднял глаза безо всякого выражения и уставился на нее. «Нахал!»,- подумала Мирослава и спросила:

- Долго еще?
Леон молчал, припаивая резистор на место.
Мирослава встала и оттолкнула стул.

- Ничего себе порядки! Сначала я жду Вас полдня за дверью, потом у Вас оказывается ремонт, а теперь я вообще сижу здесь неизвестно зачем! Вы снова ничего не сделали. Я все поняла!

- Что Вы поняли? - Леону захотелось ей нагрубить.
- Все! Отдайте мой магнитофон, и я уйду. Хватит.

Леон встал, презрительно глядя на нее:
- Все?
- Да.
Они посмотрели друг на друга враждебно.

Леон опустил голову и качнулся к ее уху:
- Я очень устал. Я не спал всю ночь. Я только что приехал.

Мирослава глянула на него сочувственно:
- Я сама сплю на ходу.
«Это интересно»,- подумал Леон.

Мирослава посмотрела ему в глаза и растерянно сказала:
- А... Максимилиан... болеет?
- У него жестокая ангина.

Мирослава закивала.
- До свиданья.
- До свиданья.
Она ушла.
Леон стоял посреди мастерской.

Через минуту дверь снова распахнулась, и вошла Мирослава.
- Пан мастер!..
Леон вежливо подошел.
- Когда мне прийти?
- Шеф должен сейчас звонить Я бы спросил у него, когда он привезет запчасти. Тогда определили бы срок.

Мирослава озадаченно молчала.
Леон предложил:
- Посидите еще немного; я спрошу, и определимся.
Она села.

Леон снова взял плату и стал выпаивать провода. Усмехнувшись,
сказал:
- Знаете, у меня на старой квартире была соседка — дочь генерала. Она с утра до... утра играла гаммы. Спать было невозможно.

- У меня тоже соседский мальчишка иногда бренчит. Но это мелочи. Когда я сплю, я ничего не слышу. Но днем спать не хочется, а ночью не получается.

Леон молчал.
- Вот и выходит, что у меня один сплошной день — только то белый,
то черный.
- Вам повезло: у меня сплошная ночь, только то черная, то белая.

Они посмеялись. Леон паял. Мирослава продолжала:
- Видите ли, меня кормит один автогонщик. За это я должна его очень поздно встречать и очень рано будить.

Леон оторвал проводок. В уме рисовался образ хищного шоферюги. Она снова качнулась на стуле, явно забавляясь его досадой.

- Я могла бы рассказать Вам, что происходит между этими двумя моментами.

Краска поднималась по шее Леона, как уровень вина в граненом стакане.
Шоферюга терзал безвольную Мирославу.

Выдержав паузу по системе Станиславского, она подождала, пока краска затопила голые
уши и стриженую макушку.

- Но я Вам не скажу, потому что не происходит ничего.

Он отдал ей свой беспомощный взгляд. Она покачала его на ресницах и
отбросила в сторону.

Шоферюга сгорбился и оброс белой бородой. Догадавшись об этом,
Мирослава уточнила:
- Это Залесский.

Леон уронил паяльник.
Красавцу Валентину Залесскому было примерно двадцать семь. Он был известен своей филантропией и дерзкими авантюрами. О его личной жизни никто ничего точно не знал. Говорили, что он очень рано женился на ревнивой богатой старухе. Еще говорили, что после аварии в Познани Валентин стал сильно религиозен.

Мирослава встала.
- Ладно, мне пора. Я приду в понедельник.
В окне мелькнула ее стройная тень.
***
В понедельник, когда уже стемнело, Макс проходил мимо мастерской. В окнах горел
свет. Макс поднялся по ступенькам и открыл дверь.

В приемной было пусто. Посреди стола валялась раскрытая книга регистрации заказов.
На стойке лежала полосатая сумка.

Из мастерской доносились чарующие и всепобеждающие звуки аргентинского танго.

Макс прошел за стойку, пододвинул книгу регистрации и написал в графе «Принято»: «Adios, muchachos»***** . Потом погасил свет, придавив выключатель, как клопа на обоях. Стараясь не шуметь, вышел на крыльцо под резной жестяной крышей, с которой свисали
цепкие лианы дикого винограда.

Тонкий месяц пушинкой слетал с небес, догоняя светящуюся, как точка на радаре, звезду.
Макс зачем-то открыл большой зонт, поднял его над головой и пошел по кривой улочке размеренным шагом солидного юриста.
(Рассказ из сборника "Влюблённое зеркало":
https://books.google.com.ua/books?id=KGc_CwAAQBAJ&lpg=PT1&dq=%D0%B8%D
1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B6%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD&hl=ru&pg=PT1#v=
onepage&q=%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B6%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD&f=false)
_________________________________________
* Наш клиент - наш господин (польск.)
** Очень вольный перевод автором рассказа стихотворения
Константы Ильдефонса Галчинского "Письмо пленного".
*** Добрый день, господин! Какая ужасная погода! (польск.)
**** А, это Вы!.. День добрый. (польск.)
***** "Прощайте, ребята!" (исп.)

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети