Изреки: "Что есть истина?", и Христиане вспомнят об Иисусе Христе, а еще вспомнят о Понтии Пилате и вопросе, брошенном им всуе. К сожалению, прокуратор сразу же повернулся и вышел к Иудеям, и… велел распять Христа. Но в моем очерке речь идет не о духовной истине, а об истине, которую может познавать каждый человек.
Как объясняют понятие: "истина" Толковые словари? Если перевести философские "словечки" на нормальный язык, то в словарях довольно правильно истолковано, что истина – это достоверное понимание предметов, явлений и событий.
Нам очень часто кажется, что мы знаем истину, как знаем, что дважды два – четыре. Но такое самоуверенное знание похоже на "знание" слепого, который подержался за хвост слона и думает, что истинно познал слона.
Поэтому, говоря об истине, пусть даже не во всей ее полноте, но чтобы именно в действительном неискаженном виде понять то, что вы узнали, нужен Наставник, Который открыл бы правильное понимание. А кто может знать всё во всей полноте и правильно объяснить то, с чем вы познакомились исследуя? Только Тот, Кто все сотворил и по Чьему замыслу все это существует.
Нужно откровение Творца, откровение Свыше, озарение Свыше, чтобы понять в истинном свете то, что "пощупали" вы и, как чаще всего бывает, уже многие другие до вас.
Не буду здесь касаться духовного – это другая тема, относящаяся к вечному.
Но вспомните, сколько раз исследователи нашего материального мира признавались в том, что делали свои открытия после озарения Свыше, сколько раз поэты, писатели и художники упоминали то духовное состояние, которое называется вдохновение, даже обычные ремесленники и те, говорят: "Сегодня у меня все как бы само собой движется", а в другой раз сетуют, что бьются, бьются над простейшим заданием, а ничего не могут сделать.
И потом когда все эти люди, пережив откровение или вдохновение Свыше, предъявляют нам плоды своего труда, мы говорим: "Они отразили истину".
Но учтите, когда я говорю об озарении Свыше, о вдохновении, как непреложной части в познании истины, нужно правильно понимать, что на самом деле является вдохновением или озарением.
У многих – подавляющего числа людей – при словах: "озарение Свыше", всплывает в воображении что-то подобное яблоку, свалившемуся на голову Ньютона. А скажи: "Вдохновение", и в воображении предстанет, например, писатель, с отрешенным видом качающийся из угла в угол по комнате. Это абсолютно неверное представление об озарении и вдохновении. Но, к сожалению, у людей сложился и крепко впечатался в их сознании именно такой стереотип.
Озарение и вдохновение, вернее, переживание их исследователем или автором, а так же побуждающее их начало очень наглядно изобразил Константин Георгиевич Паустовский: "Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.
Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не дойдет до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда...
Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок…
Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него мысли." [1]
Познание истины – оно начинается с труда, со скрупулезного исследования, и размышлений, потом озарение – и лишь потом, как плод всего ранее сделанного и пережитого, возникает познание истины.
Если вернуться к простенькой аналогии со слепым потрогавшим хвост слона, то "скрупулезное исследование" – это ощупывание им хвоста и последующие воспоминания и размышления. Потом "озарение", – что хвост был не просто теплым и гибким (теплым и гибким может быть и шланг с горячей водой), а именно живым. И уже, как плод познания, как вывод из озарения, истинное заключение, что слон – он живой.
Что слон живой – это истина? Истина. Но истина далеко не во всей ее полноте, ибо тот слепой по-прежнему почти не имеет понятия, какой он – слон.
Во всей же своей полноте истина – она беспредельна, как Бог – Творец всего.
Вы же, уважаемые читатели, помните, что прилагая усердие и, главное, искренне желая, вы МОЖЕТЕ ПОСТЕПЕННО ПОЗНАВАТЬ ИСТИНУ – познавать, как дети познают этот мир, как они жизнь.
В познании истины важно не торопиться, чтобы в гордыне своей частичное познание не принять за всеобъемлющее.
И в заключение несколько слов о вечном, о духовном.
Иисус Христос сказал: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Ин.18:37)". Но, к сожалению, ни Иудеи, ни Понтий Пилат не придали значения словам Иисуса Христа и отвернулись от Него.
С печалью должен констатировать, что сейчас ситуация лучше не стала: подавляющее число людей интересуется лишь суетным знанием, даже не знанием, а так – сплетнями. Людям неинтересно даже познание истины о видимом, материальном мире, не говоря уже об истине о невидимом, духовном, вечном.
Не нужна людям истина! Они вполне удовлетворяются легкоусвояемыми клише, эрзацем, ничего общего не имеющим с истиной.