Главный калибр

Главный калибр

А это каркас всей задумки.

____________________________________________-

Четырехтомник
«Православных парусных клубов имени святого праведного воина,
адмирала флота Российского, Феодора Ушакова»
Содержание томов и несколько глав из тома первого

Том I: Художественный. Рассказы и бортжурнал-повесть о плавании.
Том II: Путешественный. Описание маршрутов всех плаваний.
Том III: Чудесный. Документальные рассказы-свидетельства о всех чудесах.
Том IV: Методический. Учебная программа, методика, рабочая тетрадь, тонкости преподавания.

__________________________________

Том I
«Познакомься: это ты»
Содержание

Часть 1. «Хочу туда!!»
Рассказ-прелюдия об одном из мальчиков будущего экипажа, возможно от его же лица. Какая у него была жизнь, чем он жил, о чем мечтал. Встреча с ППК. Впечатления от занятий. Мотивация на подвиг. Первый раз под парусом - на «Ласточке», маленькой фанерной яхточке. Мечта о дальнем плавании и крутых подвигах. Рассказы о других сторонах медали.
По беседам с нашими парнями и по их сочинениям.

Часть 2. «А там-то - ого-го»
Да, все описанное на занятиях в ППК в той или иной мере было; вахты, румпель в руках и дрожь в коленках, прокладка курса, мели и снятие с них, шлюзы, яхт-клубы, поломки и аварии, усталость и победы.
Путь в пространстве и времени. Вкратце о маршруте и о яхте, но главное - ощущения конкретного подростка.
По реальному бортовому журналу яхты и дневнику подростка - члена экипажа

Часть 3. «Это я?!»
Психологизмы. Цепочка изменений в самосознании мальчика в процессе плавания:
Я центр мира -- мир вокруг меня -- мой экипаж со мной -- мы экипаж в этом мире.
От лица автора и капитана ППК.

Часть 4. «А все-таки она вертится!»
Снова от лица пацана, но уже прошедшего плавание. «Ступив на пирс родного яхт-клуба, я снова погрузился в хаотично движущуюся массу всяких дел... Через какое-то время уже стало привычным слышать восторженные и удивленные восклицания людей, узнавших о моих подвигах... Школа! Товарищи, учители, родители. Но вот настал момент проверки на прочность - моей веры и моей воли....(описание случаев, событий, действий)...
По рассказам самих парней.
_____________________________________
Том I
Часть 2.
«А там-то - ого-го»
Путь матроса Дана
Глава первая.

<мой дневник>
«01.07.2016. Наконец-то сплав! Вышли из Моремана в 15:30. Состав экипажа: Капитан, Мак, Матрон, Арсенал, Янус и я - Дан /имена временные/. Скорость ветра 4 метра в секунду. Меня посадили за румпель. К ночи хотели включить мотор, но в него попала вода и ночью шли по буям под парусом (разошлись с 2 теплоходами). Моя вахта с 20 до 0 часов и с 4 до 8 утра. Прошли 80 километров. Настроение изначально хорошее....»
Ни свет ни заря проснувшись в то утро, я не мог и помыслить, что через двенадцать часов моя дрожащая и вспотевшая рука будет сжимать короткое, своенравное древко - румпель легендарной двухмачтовой яхты «Цесаревич». Я - рулевой настоящего парусника?! Пять человек доверили мне свои жизни. «Ты гонишь, чувак...». Как они рискнули на это пойти, наш кэп совсем псих, кто ему доверил нас, беспомощных наземных детенышей! Вокруг же вода!
Свежий ветер запихивал мне в капюшон плюшевых зверьков, бизань-фал исподтишка постукивал по моей прическе, матросики-соучастники делали вид, что всецело мне доверяют. Паруса, свеженькие и гладкие мешки на обеих мачтах, бодренько наклоняли наш корабль, подталкивая его вниз по течению матушки-Камы.
В этот день все было как во сне: волшебные солнечные искорки на воде, шипение и плеск разрезаемой «Цесаревичем» воды, небесная молитва перед отходом, резкие и быстрые команды капитана, беготня с веревками по палубе , прощание с родными. Прикольно, когда я впервые ступил на плавно подавшуюся палубу и с ухмылочкой спросил всего лишь «А где тут лежат таблетки от морской болезни...?», злодей капитан гаркнул - все вещи на пирс! Задача матроса - знать, где что лежит. После часа пыхтения и таскания мы разогнули спины и выпали в осадок: вдоль 9-метровой яхты на пирсе высилась 12-метровая гора всякой всячины. Думаешь, мы что-то запомнили, запихав кучу обратно?! Нам понадобилось еще раз вытягивать все на пирс, а потом обратно это засовывать. Руки и ноги изрядно просили пощады! Не так я представлял себе героические кадры из фильма «Великий Дан - морской волк».
Плеск и мокрые зайчики на волнах. Живая яхта, палуба как спина лошади - шевелится, ерзает.
Как смена вахты?!? Я еще хочу!!!
Э! А где моя мобила с чатами?! А комп - я ж завтра на «Прохоровке» в WoT ` е зарубиться должен был! И куда меня понесла моя головушка.
Фиг вам, я дойду.

<логбук яхты «Цесаревич»>
«02.07.2016. 13:00. 1 м/с З-С-З. +23. Кливер, грот, бизань. Таборы.
Всю ночь и утро штиль, мотор не заводится. 2 человека поймали тоску по дому до слез. К полудню раздуло до 6-7 м/с С-З»
«С-З» - это «ветер с северо-запада». Догадайся, что значит «Ю-В-Ю»?
Сухарь, кто написал «поймали тоску до слез». Не тоска - бездна космическая, волком выл, фрицам такую бы тоску, когда шли по Советскому Союзу!! Знаешь, какая она? Пасть проглотистая, жадная, хлопает губами, заглатывает душу. Высасывает мозг.
Прошли какую-то Усть-Нытву. А оно мне надо?

<мой дневник>
04.07.2016.
«Каждые сутки с 22 до 9:00 нету ветра. Идем 0,5 км/ч. Случайно выронили за борт перчатку и провели «спас.операцию» над «утопленником». В 19:30 пришли в Чайковский. Я и Капитан пошли в магаз. Вечером вышли к шлюзу. Шлюзовались 20 минут. К ночи починили мотор. Янус ревет уже 2 суток»
Потрясная видуха: этот шлюз, он же огромадный, я никогда не представлял себе что люди могут такое замутить! Ты в ванне плескался? Прикинь, масенькая такая ванночка 250 на 30 метров, заплываешь такой в нее на реальной яхте, за тобой из-под воды выезжает толстенная заслонка, и вода начинает куда-то уходить. Метр, два... пять... десять! Да хорош уже, страшно, стены корявые, черные, склизкие, с них капает как в фильме ужасов и водоросли свисают. Пятнадцать метров... двадцать два!! Небо далеко вверху где-то, мы в колодце, нет, в шахте, железо здоровенных ворот издает тяжкие, замогильные звуки: металл ворочается под страшной нагрузкой, земля давит со всех сторон. По стенам в вертикальных желобах движутся вместе с нами вниз толстые железные бочки с крюками - это «плавучие рымы» для швартовки судов, мы за них цепляемся, чтобы не унесло водоворотами. Цепляемся! Я, вчерашний «виртуальный герой» WoT ` ы, теперь сам как в танке - грубом, страшном, стальном. Это прямо в душу задвигает, ору от реальности, адреналин прет, круче на стопятьсот, чем виртуалка!
От меня жизнь зависит. Людей, я в лицо им смотрю.
Двадцать минут....
Вот люди, что только не придумают, чтобы переделать планету под себя: каких только конструкций не понастроят. Прикол.
Выдохнул: вышли из шлюза. Отставить бояться.
Но Янус снова ревет. Да, тоска по дому...
А я шагнул за пределы после этого шлюза.
Как это, быть мужчиной? Мне рассказывали, теперь проверим сами.

<злодей капитан>
Итак, в последний раз заглянув на берегу в глаза родителям этих подростков, я с портфелем в руке шагаю на наш неказистый, но крепко скроенный «Цесаревич». Мы с ним прошли уже более 20 тысяч километров, что по меркам простой речной яхты является приличным достижением. Ни секунды не сомневаюсь, что не моя в этом заслуга: Бог хранит нас по молитвам наших батюшек и родителей. Хоть каким бы ты ни был атеистом или мерчендайзером, а в море без Бога не получится обойтись - Его сила, сочувствие и помощь ощутима как нигде больше, слепоглухонемой услышит и увидит Его. Или вы просто врете себе... но я не верю, читатель, что это вы.
В глазах родителей было разрешение делать с их детьми, что посчитаю нужным. Никаким образом такой карт-бланш не соответствует ни моему малому стажу работы с живыми детками, ни моим духовным или умственным способностям. Это великий аванс... очень большой... драгоценные детские души я теперь обязан пронести сквозь все, что встретим. Нет, должен пройти с ними рука об руку; куда деваться с тесной яхточки? В этом и соль всего дела: ВМЕСТЕ.
Яхта «Цесаревич» является вторым крупным вещественным подарком нашим Клубам от Господа Бога, после первой - «Архимеда». В обоих случаях дело обстояло так, что нам в руки буквально «падали с Неба» старые, но крепкие яхты, требующие серьезной реконструкции. Да, мы доделывали их сами; около 50 процентов их окончательной ценности составляла наша работа, а первые 50 процентов - работа Всевышнего. Это называется в Православии «синэргия», от древнегреческого «син» - вместе и «эргон» - работа. Точнее, чем модное «синергия» (как бы «совместная энергия»). Настоящее со-работничество, со-трудничество мельчайшей пылиночки Человека и бесконечного Отца Небесного.
Яхточка - переделка из деревянного корпуса распространенного класса «Дракон» ( девять на два метра габарита, поменьше двух тонн веса, одна мачта, никаких кают, чистые «классические» линии, винтаж и грация хода) с грот-мачтой от старой «четвертушки» «СТ-25» и поворотной бизанью из обрезанной мачты катамарана класса «В». После семимесячного ремонта и переделки «Цесаревич» - композитная крейсерская двухмачтовая яхта-кэч весом две с половиной тонны, с отдельно стоящим рулем, массивной рубкой, каютой на 6 спальных мест, колодцем для подвесного мотора, камбузом и крошечным (но отдельным!) гальюном. Время показало, что из данного корпуса было выжато все. Да, поведение на воде у нас оказалось неторопливым, а внешний вид у эстетов вызывал грустный вздох, зато управляемость - надежнейшая, остойчивость крепчайшая, «спальная» вместимость в самый раз, прочность корпуса танковая, в общем - почти идеальная яхта для начала работы с детскими экипажами дальнего плавания. Крейсер!
В этот раз в бой идут почти «одни старики»... поразительно для внешних людей. В прошлом году мы с ними проделали очень, очень сложный путь в Севастополь. Было аномальное штормовое лето, причем мы шли от Перми «вниз» до морей сугубо навстречу ветрам в 10-16 (а на усилениях и 25!) метров в секунду - кто ходил, тот поймет, каково на небольшом паруснике с небольшим моторчиком денно и нощно идти в очень крутой бейдевинд встречь полутораметровой волне - а после недельной отдышки в Крыму напоролись на опять встречный ветер той же силы, но с каждым днем все более холодный.
И эти-то детки, которые год назад плакали от усталости и назойливых многосуточных ударов во встречную волну, от кровавых мозолей на ладонях, от утомительных мокрых вахт - все напросились на повторный подвиг. Этого не понять снаружи! Надо ступить на борт маленького крейсера и взять в руки штурвал, только через месяц-другой что-то проснется в душе.... как знать, может это - Взрослый мужчина зашевелился? Наши парни, по словам из родителей, после таких плаваний взрослеют сразу на год-два, начинают выносить мусор, здороваться со старшими, крепче оценивать все жизненные ситуации, ценить свое слово и время. Сами...
Сам, только сам человечек может развернуть свою душу в нужном направлении. Но силы наши ничтожны перед лицом зла, нам трудно, а крейсерство, как показала жизнь, укрепляет такие силы радикально. Конечно, идем с молитвой, потому что Бог коснулся меня и уже не могу жить без Него, Он стал необходим как воздух; то же познали и многие наши родители - и, надеюсь, через мощные чудеса Божии в плаваниях увидели наши дети. Вот и вняли наши мозги простой арифметике: один человек плюс ничего - равно один; плюс другой - это два; а плюс тот и плюс Бог - БЕСКОНЕЧНОСТЬ («ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. 18:20) Ничто не может свернуть того, кто с Богом, пока сам будет держаться Его!

<мой дневник>
05.07.2016.
«Весь день не было ветра. Ходим весь день под мотором, чтоб догнать график. Днем зашли в город Набережные Челны. Купили бензин, набрали воды и двинулись дальше.»
Ниче такой город, понравился их яхт-клуб: там нас радостно встретили, как давно знакомых. И у них много пацанов на яхтах самостоятельно ходит по водохранилищу. Я боюсь еще, а они как рыбки там каждый день. И в шторма тоже!
Злодей капитан гоняет меня как таракана. Кричу уже, как гоняет! Всех гоняет. А сам дрых первые пять дней! Говорит, две недели не спал перед плаванием, так как делал яхту. А сейчас отрывается наверно, выспался.

<злодей капитан>
Дождесся еще у меня. А нечего было лялякать всю ночную вахту над ухом!!!

<мой дневник>
06.07.2016.
«Идем под мотором, в ср. за сутки проходим 260 км. В широких водах сели на мель. Хотели меня с Матроном посадить на фал и поднять, чтоб сойти с мели, но закренились и подул ветер и мы сошли. Вечером на вахте сделал фото.
Янус задрал засыпал на вахте каждые 5 минут (ревел каждый день).»

<злодей капитан>
Герой не тот, кто не ревел - а тот, кто все прошел.

<логбук яхты «Цесаревич»>
07.07.2016.
«...Я забыл вчера записать бортовой журнал. Мы впервые пересекли Камский разлив Куйбышевского водохранилища. Мне очень было страшно. У Януса ускакала вахта.»

<злодей капитан>
....чево ускакало?!

<мой дневник>
07.07.2016.
«Пришли в Казань на лод. станцию. Местные подарили нам чак-чак. Было вкусно! :-) Сходили в душ, помылись. Потом нам один человек провел экскурсию по своей яхте. Нам бы такую! В моторе поменяли масло и сразу стало ощутимо тише и перестал издаваться этот ужасный скрип»

<злодей капитан>
Скрип очень нервировал меня - свеженькую четырехтактную «Ямаха-20» нам благословил родной монастырь, и конечно я опасался ее загубить, а тут третий день изнутри этого дорогого чуда нерегулярно раздается такой противнейший скрип или визг, как от проскальзывающего ремня генератора. А ремня-то там нет! А визг есть! Что думать?...
(забегая вперед, скрип сей остался понемножку до самого конца путешествия, хотя и стал значительно реже и тише после замены масла в «ноге». Сколько нервных клеток погибло от этого. Зато без скрипучей «Ямахи» мы точно заскрипели бы сами, и не раз! Выручила здорово! С ней также было связано одно из чудесных вмешательств)

<логбук яхты «Цесаревич»>
«08.07.2016. 18:00. 2 м/с Ю-В. +23. Грот, мотор. Козьмодемьянск.
Утром мы шлюзовались поднимали грот и мне защемило палец мы его сразу обработали все стало хорошо»

<злодей капитан>
Отчаянный крик резанул по ушам сразу же после инструктажа по правилам безопасной работы с фаловой лебедкой. Один из моих ребят, желая помочь другому поднять грот, схватился за барабан лебедки - и очередной рывок сильно прижал два пальца правой руки туго натянутым фалом. Бегом туда, раздали, отмотали, отлепили растопыренные пальцы... выглядели они ужасно. Раздавленные, белые, кривые.
Но все было уже давно отработано: ощупать, плеснуть антисептик, покрыть противоотечной и обезболивающей мазью, потом шина, бинт, пацана в каюту, кружку чая и конфету.

Глава вторая.

<мой дневник>
08.07.2016.
«Прошли уже почти полпути. Днем пошел дождь. Под вечер приглушили мотор и шли под парусами. Открыли банку с шампиньонами, наелись досыта».
Это мне сейчас смешно, что «наелись досыта», проглотики! А тогда было не очень смешно, потому что готовили-то мы сами - матросы - и из всех нас это умел делать только Мак. Поэтому наш обед в первые дни выглядел так: сто граммов несоленой жидкой или недоваренной гречки, криво отрезанный ломоть хлеба, плюс стакан еле теплого чаю. Всё! А капитан съедал свою такую порцию и говорил: «как поработали - так и поели». Через недельку наши животики уже умоляли научиться готовить. И мы присосались к Маку и выпытали из него все мыслимые рецепты. Тут и шампиньоны попались на глаза, и вообще с этой поры жить стало веселее )))
А раздавленные пальцы Арсенала я успел мельком увидеть до забинтования. Вздрогнул. Мне кажется, что я буду их видеть во сне еще много дней - страшные. Не буду и близко подходить к барабану лебедки, когда на ней работаем! Лучше слушаться старших, ведь капитан предупредил всех, что так делать не надо было.

<логбук яхты «Цесаревич»>
«09.07.2016. 10:53. 2 м/с Ю. +25. Грот, мотор. Подходы к Нижнему.
Ночью мы встали на мель. 7 часов работали 2 часа спали. Мы очень сильно устали. Мы сбрасывали 4 раза якорь. Сбросили на воду тузика. Встали на мель потому, что не послушали старшего. Нас предупредил старший, то что через 3 часа будет поворот, а мы упрямо пошли дальше. Из-за непослушания встали на мель. Мы еще помолились, тогда уровень воды поднялся. Мы снялись с мели.»

<злодей капитан>
Меня разбудил сильный кивок яхты вперед. Воткнулись в мель. Полночь. Вылезаю, осматриваюсь: тишина. Вода. Темнота. Навигационных буев не вижу - где мы? Стоим под гротом с приличным креном на правый борт, вылезли сантиметров на 15 из воды - это признаки посадки на мель с полного хода.... хорошо шпарил рулевой, азартно.

Аврал! Обе вахты наверх, поспим завтра, надо сниматься - время идет, от графика движения отставать не стоит!
Рулевой сначала сидел возмущенный, типа «а чо я, я ничо».
Знаю, что это любому сильному парню лакомый кусок - посидеть ночью на руле без взрослых, самостоятельно. В твоих руках три тонны грациозного парусника, под тобой спят те, кто доверил тебе свои жизни, тебя слушаются матросы твоей смены, вокруг кучи опасностей - другие корабли, подводные камни, острова - а тебе доверили это преодолеть и выйти победителем.
Знаю и как стыд начинает мучить, когда оплошаешь. Кажется, что весь мир на тебя рухнул и нету нигде никакого прощения (это если парень нецерковный, а если воцерковленный - то плач ко Господу и молитва ко всем святым людям криком кричать в тебе начинают, и правильно делают). А тут такой явный косяк у рулевого: ему все объяснили, на карте показали, другим матросам смены тоже разжевали, а он... все наоборот.
Сонный экипаж ожил довольно быстро, потому что я сразу разогнал всех работать. Сначала - раскачивать яхту: всем вцепиться в подветренные ванты (с того борта, который сейчас ниже), вывесить филейные части над водой и по команде «раз...два!» начать двигать телом поперек лодки в такт ее собственному периоду колебаний. Тогда яхта получает больший крен, чем был в момент посадки на мель, и ее фальшкиль может приподняться вбок и сойти с мели. В это время надо дать полный газ мотору и работать рулем, направляя струю от винта попеременно в разные стороны.
Ноль эмоций.
Поскольку яхта вылезла из воды, приподнялась на мели, то и винт мотора оголился и «хватал воздух», потеряв тягу.
Вторая попытка снятия: разворачиваем яхту лагом к ветру (на пятке фальшкиля яхта под мотором еще может кое-как повернуться носом в нужную сторону) ставим все паруса и повторяем пункт первый. На подветер, качаем, мотор на полную. Под парусами даже при слабом ветерке яхта добавляет несколько градусов крена, и к тому же паруса тянут вперед, помогая мотору.
Ноль.
Слышно сопение матросов. Начали уставать.
Третий вариант.
Продвинутый.
Тузик на воду! Тузик - это прозвище разъездной и рабочей лодки, которая должна быть на борту всякой уважающей себя яхты. У нас тузик был двухместный «надувастик», чисто гребной (без возможности ставить мотор), простой и удобный в сборке.
Собрали, надули, сбросили. В него сажаем двоих матросов, одному даем тяжелый якорь с якорным концом, а второму приказываем грести в нужном направлении максимально далеко вбок от яхты. Второй кончик якорной веревки привязан к стаксель-фалу, который в свою очередь идет на топ мачты, а оттуда вниз на фаловую лебедку (ту самую, которая иногда плющит пальцы). Якорь бросается как можно дальше от яхты, зарывается лапами в грунт, фал набивается лебедкой, а поскольку он проведен через блок на самой макушке мачты - он тянет ее в сторону якоря и таким образом легко закренивает яхту намного больше, чем это может сделать наш детский экипаж своим мышиным весом.
Начали! На лебедку встаю я, поскольку ее надо будет крутить из всех сил, и фал будет натянут как струна, что опасно. Незадействованных на тузике матросов прошу снова повисеть на подветренных вантах, увеличивая крен. Фал выбран, всхлипнув поднимается из воды далеко справа по борту, налегаю на рукоять лебедки всем телом, веревка начинает позванивать, яхта вздрагивает.... это я вздрагиваю. Увы.
Якорь уполз к яхте, перестав держать.
Ноль.
На тузике уныние. Соль в том, что я - растяпа - забыл весла для этой лодочки дома, и матросам приходится грести... тарелками! А это прикольно, но неэффективно. Сил тратится много, толку мало. И грести надо далеко. Мои уши горячие от стыда.
Но сниматься-то надо!
Повтор кадра. Тузик притянули обратно к борту, ободрили (строго-настрого!), показали куда грести второй раз, и усугубили им задание: теперь надо было завязать на середине якорного конца особую петлю, привязать к ней тузик, и самим повиснуть на конце, как только он натянется. Это для того, чтобы весом парней и тузика еще больше натянуть фал, одновременно опустив направление тяги на якорь, чтобы тот меньше вырывался из грунта вверх.
Пошел! Лебедка крутится все медленней, фал звенит, яхта закренена уже градусов на 30, с тузика доносятся взволнованные восклицания, в каюте что-то сорвалось и загремело на пайолы, матросы висят и пыхтят на вантах...
Якорь неторопливо выполз из грунта и крен сразу уменьшился.
Ноль.
Но идти - надо.
Ночь. Светает.
Повторяем все как в прошлый раз, но удлиняем фал дополнительной веревкой еще метров на 20, чтобы он подходил к якорю еще ниже, под меньшим углом к горизонту, не выдирая его из грунта.
Хоп! Лебедка, ванты, крен, пыхтенье, матросы на тузике повисли всей тяжестью на якорном конце...!!
Плюх!!
Смачный бултых в предрассветную воду указал на то, что экипаж тузика очень хотел искупаться. Или не хотел, но пришлось.
Но мы не оставляем попыток! Итак, в исходную позицию, лебедка, тузик, ванты, крен....
Якорь уполз.
Вот попа.
Собрались мы, тяжело дышащие, в кокпите, и посмотрели друг другу в глаза. Тот, кто лихо впилился в мель, уже не возмущался.... слезы тихонько капали с ресниц. Понял.
«Искупанты» переоделись в сухое, развесили мокрую одежду, все отдышались.
Смайнали паруса, кроме грота (а его оставили, чтобы не пропустить усиление ветра, которое помогло бы сняться).
Я объяснил, как мог, ситуацию еще раз (непослушание, самомнение, результат), мы взаимно попросили все друг у друга прощения, и встали на молитву. «Царю Небесный... Пресвятая Троица.... Отче наш...». К Пречистой Божией Матери, ко святым Николаю Чудотворцу, Иоанну Кронштадтскому, к нашему любимому адмиралу Феодору Ушакову воззвали всем экипажем.
Скомандовал отбой на один час, а потом (это будет уже восемь утра, начало новых вахтенных суток) - подъем, и что Господь даст, то и примем.
Через час просыпаюсь и первым делом ощущаю легонькое такое покачивание. Разогнул затекшие суставы, заглянул под мотор, что висит у нас в колодце на корме: винт все еще висит наполовину в воздухе? Ого! А воды-то прибавилось как раз на те самые 15 сантиметров, на которые мы вылезли! Ни больше, ни меньше!
Общая побудка, показал всем на уровень воды, утренняя молитва, запуск мотора, втыкаю передачу и - яхта бодренько вильнула кормой! Поворот мотора, полный газ! Вильнули в другую сторону! Опять поворот, газ! Пошли-и-и!!!

Впереди Нижний Новгород. Город - сердце России.

Глава третья. ....... и т.д.
__________________________

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети