17 Янв 2017
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ТЕРЕНТIЯ ТРАВНIКА: ОСЕНЬ С НАТУРЫ
Автор Ирина Михайловна Соловьёва

Осеннее, чтоб делал без тебя?
Чтоб чувствовал, коль не было б печали
Твоей? Коль смыслы ноября
Мной не искались бы? И душу б не терзали
Осенний снег, осенние ветра
И лист, такой забытый сразу всеми…
Т.Травнiкъ

Осень любима и воспеваема многими поэтами, художниками и композиторами. И всё же, она для каждого из них – своя. Почему так происходит? Разве осенью всем нам видится не одна и та же картина – картина увядания природы? Вероятно, так оно и есть, но вот восприятие её разное. Именно потому, что осень, как и любые другие проявления природы, каждый воспринимает по-своему, то и впечатление, производимое этим на душу художника, зависит от его конкретного темперамента, и это впечатление всегда глубоко субъективно и мимолетно. Стихотворения Терентiя Травнiка – есть выражение его душевного ощущения или настроения. Для эмоционального окраса своих произведений он располагает богатейшей палитрой образных средств, благодаря которой, созданные им поэтические полотна выглядят выразительно, рельефно и ярко.

В предлагаемой вашему вниманию книге «Мгновенья осени моей…» поэт делится с читателями своими мимолётными мгновениями, в которых мастер живо и естественно запечатлел не только реальный мир в его подвижности и изменчивости, но и передал в стихах свои осенне-сокровенные размышления, переживания, свои интимные чувства и ощущения. Грандиозный «мир невиданных картин» осени с разным настроением запечатлённый в стихах, предстает перед взором читателя. Словно поэтический импрессионист он, Травнiкъ, отражает в них свои жизненные впечатления, затронувшие самую сердцевину его внутреннего мира, тонко и умело передает мельчайшие подробности преображённой осенней природы и человеческой сущности в чувственной лирической форме. Что значит осень для поэта Терентiя Травнiка? Какие чувства вызывает она у него?

В одном из своих стихотворений поэт доверительно сообщает, что в это время года «случаются особые осенние стихи» и, раскрывая секрет, добавляет – «…особенною краской рисуют их – то хмарью, то дождём… с особой поэтической натаской под листопадным проливным огнём». Великолепная литературная образность создает в сознании читателя живую, наглядную картину листопада, от которой невозможно оторвать заворожённого взгляда и этот листопад действительной «проливной!» из опадающих желто-красных листьев, а речевое подчеркивание слова «огнём», безусловно, усиливает это восприятие. Не менее интересное и завершение у стихотворения, когда поэт буквально одним взмахом своего пера преобразовывает «осенние-особые стихи» в звонящие набатные колокола, тем самым многократно усиливая действие образа на душу читателя!

Когда коснутся тучи колоколен,
И ветер спутает верёвки и ремни,
То на Руси звонят набатным боем
В осенние-особые стихи!

Можно предположить, что осень – любимое время года для Травнiка, настолько много произведений он ей посвятил, да и сам он признаётся, что «…только осенью влюбляются поэты…». Вот и он «по-юношески» влюблён и в «сказочное кружево из опавше-летящей листвы», и в «терпкость августовских зорей», и в «осенний вечер – мир, окрашенный свечами», и в «полутона, полунамёки, полушептанья вечеров», и в «холодный тембр сентября»… Так из стихотворения в стихотворение нежно льётся с «особым звучанием» тихая мелодия любви, и поэт не скрывает, что ему «хочется прижаться к прохладному дыханью ноября и слушать-слышать осень…». И бередит его распахнутую миру душу осеннее «золото палое» и, конечно же, «мила…поздней осени печаль», и лечит он сам себя от этой печали «обычною прописью» своих стихов, зная что только «осенним» можно убрать нестерпимое, тяжкое в душе, осознавая при этом, что как ни «хороша рогожа, да носить её не гоже»:

До чего же осеннее хочется
Наносить на рогожу души
И латать им от дыр одиночества
Жизнь в московской – столичной глуши.

Начиная с 2010 года, в поэзии Травнiка все более и более угадываются черты импрессионизма, как основного, выбранного им, средства для передачи богатства повседневной действительности во всем великолепии ее красок, событий. Сам он поэтической строкой говорит: «Я левитановской строкой пишу стиха картину. Я цветом ляпаю слога, чтоб слова аромат вознесся к каждому из вас, прорвав дней стылых тину…». Известно, что импрессия – направление, зародившееся во Франции в конце XIX – начале XX веков. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Сам термин возник, когда в 1874 году на выставке молодых художников в Париже, Клод Оскар Моне – французский художник (1840–1926) представил свою картину Впечатление. Восход солнца (1872). «Впечатление» (impression) дало название новому направлению, которое в основном проявилось в живописи, а позже импрессионизм начал выступать в определенном наборе методов и приемов в создании литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений. «Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство», – так определили формулу импрессионизма братья Гонкур Эдмон Луи Антуан (1822-1896) и Жюль Альфред Юо (1830-1870), французские писатели, составившие творческий союз в истории литературы.


Импрессионизму свойственно отражение одной и той же действительности, но в разных состояниях души, она будет иметь новый образ, словно изменяется сама действительность. На самом деле действительность неизменна, меняется лишь наше внутреннее расположение. В зависимости от настроения, меняется и само восприятие осени у Мастера слова. Например, в одном из своих стихотворений Травнiкъ называет ноябрь «печальнейшим из всех миров», а в другом – читатель вместе с поэтом окунается в «ноябрьское лето». Причина этих поэтических метаморфоз становится понятной и очевидной – такое восприятие действительности зависит не от погоды и годового сезона, а от внутреннего ощущения и состояния автора. Бывает, что и погожий день, но с пасмурным настроением, воспринимается, как пасмурный. Очень часто можно заметить, что летом поэт пишет стихотворение о зиме, новом годе, а зимой, нет-нет, да и проглянет сквозь стихотворную строку тепло и свет летнего дня. Но стоит всего лишь отыскать «спасительный луч» в своей душе, который «откроет и впустит тебя и в тебя свой вселюбящий Свет», наречённый поэтом «светом души», тогда тот поведёт человека «сквозь непогоды, невзгоды и грусти… за собой на просвет» и всё вмиг преобразится вокруг.

Очень необычный, ёмкий образ осени, основанный на ярких, неожиданных и смелых ассоциациях, поражающий своей метафоричностью преподносит Травнiкъ своему читателю, определяя осень как «обычную кончину года». Сам поэт воспринимает этот образ без излишнего пафоса и патетики и как-то буднично поясняет «сойдя на шепот, не нарушать вселенной ход – с её нехитрою работой – закончить, начатый здесь год». Сначала душа замирает от такого ошеломляющего образа, переживает самый настоящий шок от сравнения осени с похоронами, «кончиной года», а позже неожиданно для себя, вдруг открывает, что это естественный и закономерный процесс, который совершается из года в год, из века в век. При этом возникает принятие и понимание, что осенью «природа год хоронит» и что это всего лишь «нехитрая работа». И каждый последующий год, в ожидании зимы, когда «ноябрь на подходе» будет, всё опять повторится, и вполне окажется «к месту грай вороний и перекошенный погост», потому что «природа нынче год хоронит». Терентiй воспринимает и показывает нам ноябрь, как пограничный месяц между осенью и зимой, между жизнью и смертью. «Ноябрь. С каждым новым днём всё ближе зимняя граница», перейдя которую природа умирает.

Не менее неожиданный и необычный образ осеннего дождя, поэт запечатлел в своём сердце и выразил в стихотворении «Осенние крестины». В завораживающей образной ткани стиха разворачивается, со всеми атрибутами широкомасштабное действо осенних крестин, в котором храмом становится сама природа:

Смотри, дождями небо крестит
Всё, что вместили ширь и даль.
Идут осенние крестины
И кистью спелою рябины
Октябрь-батюшка кропит
Природы скорбные картины –
Идут осенние крестины!

Вот так и «живёшь со множеством примет зимы, и все их замечаешь», – бросает на ходу Терентiй.

Поэт уверяет, что осень – это не только время года, но и возраст человеческой жизни, а ещё это время сбора урожая, «собирания камней», которые человек бездумно разбрасывает с юности. Это и время получения плодов своего жития-бытия, посеянных дел и поступков, это и время зрелости души, когда появляются вопросы-ответы о цели и смысле жизни. Это ещё и время переосмысления прожитых дней, именно тогда загорается «лампадка сердца» и, разгораясь, этот духовный свет, пусть он «в полтона и в полсилы», но

Такой желанный этот свет,
Когда жизнь достает картины
Из погребённых ею лет.

Осенью, «листая памяти страницы» происходит встреча с самим собой, со своей совестью. «У совести девятый вал не топит, но несёт – спасенье!», он возвращает «требуя прощенье» всего того, «что изгонял, что избегал» и приводит к искреннему покаянию души за всё то, что уже невозможно исправить. Здесь содержание зрительного словесного образа грозного «девятого вала», созданного метафоричностью слов Травнiка, заключает в себе также и слуховой образ, порождённый звуковыми ассоциациями. Вы слышите грохот «девятого вала»?

О свойствах и влиянии стихов Травнiка можно писать бесконечно. Одним из секретов является его умение передавать наши психологические состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. По признанию самого мастера, с самых первых строк задается и ритм, и мелодия стиха, он изначально слышит именно мелодию еще не рожденного стихотворения и только потом появляется ритм, размер, тема. Мелодичность звучания восхищает, увлекает и мягко вливается в сердце своего читателя, преображая его изнутри. Травнiкъ создает «целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных и слуховых восприятий».

Со свойственной Терентiю манерой размышлять, наблюдать и чувствовать жизнь, сердце поэта каждый раз откликается на окружающую его действительность, отражая в новых стихотворениях черты эпохи, общественные и социальные отношения, при этом гармонично сочетая в каждом своём творении авторское начало с внешними условиями реальной жизни. Вот один из примеров: как-то Терентiй увидел по телевизору сюжет о разорвавшемся снаряде вблизи детского садика. Больше всего его поразило то, что над грудой искорёженных обломков и комьев земли, во время репортажа, за спиной ведущего взлетал обычный детский мячик – это дети играли, «войне прощая зло». Своё ощущение от этого сюжета поэт выразил в стихотворении «Детям Новороссии», назвав «детство – государством без границ», где «легко сбываются желанья, повсюду сказка, всюду чудеса». Торжество детства поэт завершил строками этого же стихотворения:

Какие детству не снести преграды,
Когда оно войне прощает зло
И над разбомбленною садика оградой
Взлетает мячиками всем смертям назло!

Много стихотворений посвятил поэт событиям, происходящих в наши дни на Украине, среди них «Сначала власти воспаленье…», «Nota pacific», «Забыты имена былых героев», «Сегодня в Советском Союзе война…», «Киевская Русь», «Летнее солнцестояние» и другие.

«Талант – это только руки души, а вот гениальность это и есть ее глубины», – поделился как-то со мной Травнiкъ. Интересный образ предстаёт внутреннему взору, давая пищу для размышления. Талант даётся каждому человеку от Бога, но чтобы он проявился, нужно воплотить родившуюся в душе идею, материализуя её – написать картину, построить дом, сыграть на инструменте, сочиненную мелодию… Часто можно услышать выражение талантливый художник, писатель, врач… и гораздо реже – гениальный композитор, поэт… Терентiй определяет гениальность, как глубины души. Как и в чём проявляется глубина души? Как можно распознать и почувствовать её?

Говоря о человеческой душе, Святые Отцы выделяли особую способность к познанию Бога, называя её духом. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души. Святитель Феофан Затворник ((1815-1894), в миру Георгий Васильевич Говоров) – епископ Российской Православной Церкви, богослов и публицист-проповедник, расширяет понятие человеческого духа: «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни – сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу…». Не из этих ли глубин соединения духа человека с Духом Божиим и рождаются стихи Травнiка, которые духом каждого читателя распознаются, как духовные? Читая такие стихи, внутри всё замирает, затем преображается, сосредоточенно внимая содержанию стиха, в этот момент как будто раскрываются все створки души, вмещая в себя ту Божественную благодать, которая по капельке наполняет её:

А вот душа все капли сводит
В одну. Ни в этом ли любовь? –
Суметь соединить в единый
Аккорд звучание трёх нот –
Отца, Святаго Духа, Сына…
Блаженны те, кто так живёт.

«Поэзия – она в любви признание Тому, кто в этот мир любовь принес...». Бог есть Творец «всего видимого и невидимого» и Бог есть Любовь – известные аксиоматические положения жизни. Может именно поэтому ключевые глаголы «любить и творить», являются основой всей жизни Травнiка, позволяющие ему в этом состоянии наслаждаться игрой «восторгов души» и, посвятив всю свою жизнь творчеству, он «хвалит дыханием Бога», потому что создан по образу и подобию Его. Духовные стихотворения оказывают большое влияние на душу своего читателя, они образовывают, облагораживают, питают её. В стихотворении «Душа истины» есть такие строки:

Не плоть, но Дух животворит –
Соделывает плоть живою.
Любовь – предшествует Любви
И продолжается – Любовью!

Несмотря на то, что человеческий дух есть разумное начало, он в силу своей природы, ограничен и конечен. А вот соединение духа человеческого с Духом Божиим, позволяет творить поэтические, музыкальные и художественные шедевры без границ, которые восхищают и волнуют умы, души и сердца людей через века. В момент этого соединения совершается величайший акт сотворчества человека с Богом, именно в этот момент произведение одухотворяется Духом Божиим и оживотворяет его, именно в этот момент появляется то, что мы называем глубиной произведения. Быть может в этом и есть сила поэзии Травнiка, подмеченная многими и многими, кто к ней прикасается, и сила её воздействия на душу. Не в этом ли тайна личности самого поэта, его способности творить по нескольку разноплановых, разнохарактерных не только стихотворений, но и музыкальных и художественных произведений в один день, не в этом ли разгадка его творческой плодотворности. Сам он как-то признался: «Мое творчество, это аккорд из великой симфонии вечности. Три ноты, да всего три простые ноты – музыка, цвет и слово, единозвучащие во мне, и позволяющие в полноте, доступной, а точнее позволенной мне Господом создавать подобное. Молчание хотя бы одной из нот привело бы к частичной глухоте души моего читателя и зрителя, не позволило бы ему прикоснуться к красоте и правде Бытия. И в этом нет моей заслуги, моей какой-то значимости, это просто такова воля Божия, воля природы. Почему-то именно так она решила загнуть и направить мою веточку на своем дереве. Я это понимал и чувствовал с юности, но в полной мере воспринял это в слове, когда за спиной остались годы живописи и музыки». Краткий миг пережитых мгновений сотворчества Травнiкъ запечатлел в своих духовных стихах, опубликованных в новом сборнике, вот некоторые из них: «Сие есть», «Весенним утром…», «Божий мир», «Свет из моей души не мой…», «Многие лета», «Сумей безмолвие построить…», «Всё с Богом»…

Стихотворением «Всё с Богом» поэт завершает книгу «Мгновенья осени моей». Это самое объемное и самое, пожалуй, торжественное стихотворение из всего нового собрания работ, вошедших в эту книгу. И добавлю от себя – оно главенствующее по своему содержанию, глубине и силе воздействия и, без сомнения, является событием в поэтическом наследии Травнiка. По признанию самого автора, он и сам был под сильным впечатлением от созданного, работая над ним три часа! В эти три часа работы, по словам автора, он успевал только записывать приходящие мысли, которые сами собой складывались в поэтические строки, а затем в строфы. Многим известно, что Травнiкъ не пользуется черновиками, а музыку, картины и стихи создает мгновенно в текущий момент времени, отводя этому ровно столько, сколько отводит на это его муза – Вдохновение. В написание этого стихотворения были вовлечены все силы его души и всего организма. Психологический накал и сила нервно-эмоционального напряжения в процессе работы были настолько велики, что Травнiкъ еще долгое время был очень возбуждён и взволнован, произошедшим событием.

Ключевая повторяющаяся фраза «всё с Богом», усиливает психо-эмоциональную выразительность этого стихотворения, вызывая «лирический восторг» в душе читателя. Многократный рефрен её на протяжении всего стихотворного ряда, подчеркивает огромное значение этой фразы и для самого автора, его отношение к Богу, тем самым эмоционально выделяя и усиливая её. Красной нитью через всё произведение проходит главная мысль поэта о том, что всё, чтобы не происходило в нашей жизни с нами, всё происходит только с Богом! И по-другому быть не может!

Всё с Богом – всё, что было, будет,
Что есть, что Словом нареклось.
Всё с Богом! Знайте это люди!
Всё с Богом – даже то, что врозь.

Верно говорит друг поэта, его литературный редактор и учитель, московская поэтесса Лариса Чернышёва: «Сказать, что Травнiкъ талантливый поэт, талантище, значило бы ровным счетом ничего не сказать. Даже его стихи – не совсем стихи, но явно что-то большее, выходящее за рамки общепринятого понимания поэзии. Может, именно поэтому я не берусь определять оные, да и можно ли свободу и силу духа заключить в какое-либо пространство. Травнiкъ – это Травнiкъ и этим все сказано. Читайте, слушайте, смотрите, это действительно всё очень, очень красиво».

В своей новой книге стихов поэт делится бессчётными мгновениями своей жизни, открывая для читателя безграничный мир окружающей нас жизненной реальности. Его пронзительные стихи, как своеобразные проводники будоражат и ведут по жизни нас, предостерегая и направляя. Пережитые мгновенья, открытые им и запечатленные в нашем сердце, как яркие маячки указывают правильное направление движения для возрастания души, чтобы не сбилась она на бездорожье, чтобы правильно распорядилась своей жизнью, пройдя сложный путь от низшей части своей души к высшей и последующему духовному преображению, зная, что впереди ждёт – вечность. Чтобы там «с тишиною умолкая, молчаньем Вечности служить…».

Статья размещена в книге Терентiя Травнiка «Мгновенья осени моей»
Ноябрь. 2014 год
Публицистика / 695 / irinamihaylovna / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов