Светофоры.
В одном доме на краю города жил мальчик. Ходил он в школу за три светофора. Когда провожали родители, то возле каждого перекрёстка останавливались со словами: «Красный свет – дороги нет, а зелёный – путь свободный». И мальчик точно запомнил, что на красный свет нужно не торопиться и остановиться, а на зелёный идти «по зебре» внимательно озираясь по сторонам.
Идёт он как-то, а у перекрёстка старушка головой крутит, по зебре идти боится. Подошёл он поближе, смотрит, а светофор-то жёлтым горит. Как дорогу переходить? А на то есть правило: посмотри налево, нет машин, переходи до середины; потом посмотри направо, и, если на тебя не едут, иди дальше. Подошёл мальчик к старушке и говорит:
– Хотите, я вас на ту сторону переведу?
А старушка поглядела на него через зеркальные очки, отвечает загадочно:
– Никогда со мной не случалось, чтобы светофоры жёлтым служили. Значит пришло время отдавать как получила. Веди, мальчик… - И решительно подала сухонькую руку.
Взял мальчик старушку и повёл через дорогу. Водители увидели их, остановились разом, пропустили. Поднялся мальчик на тротуар, и старушка за ним. Отпустил мальчик старушкину руку. А та поглядела на светофор и крепко держит. Говорит:
– Добрый мальчик, не мог бы ты перевести меня через перекрёсток направо, – и показывает на другую зебру.
Посмотрел мальчик направо. Отчего же не помочь старушке ещё. И повёл её через второй переход. Перевёл, уже хотел вернуться. А старушка посмотрела на жёлтый светофор и говорит:
– Я совсем забыла, мне нужно в другую сторону. Не поможешь мне перейти ещё раз? – И направо тычет.
Пожал мальчик плечами и повёл старушку через третью зебру перекрёстка. Добрались они до тротуара. Снова старушка на жёлтый светофор посмотрела. И опять руку мальчика не выпускает. Закачала головой, говорит жалобным голосом:
– Ох-ох-ох… Теперь назад нужно вернуться. Переведи меня хороший мальчик назад.
Подумал мальчик, что зря он с этой старушкой связался: «Она сама не знает, чего хочет. С ней так в школу опоздаешь!» – но повёл направо. И только встали они на тротуар, как в светофоре что-то щёлкнуло, клацнуло, цокнуло и перестал он жёлтым гореть. А загорелся зелёным в сторону школы. Обрадовался мальчик, бросил старушку и побежал учиться. А та ему вослед:
– Спасибо, мальчик. Пусть послужат тебе светофоры, как мне век служили…
Перебежал мальчик дорогу и подумал, что невежливо он старушку бросил. Оглянулся – а на той стороне никакой старушки и нет. «Наверно уже ушла» – подумал он и тут-же забыл про этот случай, потому что много разных дум витает в юной голове у перекрёстка.
И всё бы ничего, да заметил мальчик, что светофоры с тех пор ему не просто так светят, а со смыслом. Например, приготовит он дома уроки, идёт на занятия и светофоры, все три, светят зелёным. Быстро мальчик добегает до школы, не опаздывает. А стоит залениться, утром как на зло, все три красным глазом на перекрёстках подолгу держат. Пока не опоздает в школу. А как опоздает – весь день наперекосяк. Мальчик не из отличников, не на высоком контроле родителей. Но случалось, домашка с ленцой, а светофоры красным не горят. Углядит зелёный на последнем – списать дадут. Загорелся на среднем – не вызовут. А уж если первый остановит машины, мальчика пропустить, значит или парты мыть, или грядку копать во дворе вместо урока!
Вот как-то назначен контрольный опрос: все загодя сидят, волнуются, переживают как будет? А мальчик не переживает вовсе – ему три зелёных светофора горели! Знай себе, гоняет прыгуна, резиновый шарик, в коридоре. Спрашивает его староста класса:
– Ты почему не готовишься к опросу? Показатели снизятся, мы школьное соревнование не выиграем, придётся спортплощадку мести, а не в футбол гонять.
Он отвечает:
– Не будет сегодня опроса. А если и будет, то по другому предмету, где я всё знаю.
И вправду. Приходит к ним другая учительница, говорит:
– Сегодня опроса не будет. Учитель заболел. Идите на музыку, песни петь.
После уроков подходит к мальчику староста с активистами. Окружили его:
– Откуда ты знал, что учительница заболеет и опроса не будет?
Мальчик сделал загадочное лицо, думает: «Если им всё рассказать, будешь каждый раз виноват, как не сбудется». И решил соврать:
– Я видел, как её скорая забирала.
Активист слева ему отвечает:
– Не ври, учительница от тебя в другом районе живёт.
Справа тут же залепили мальчику подзатыльник:
– Не хорошо врать своим товарищам. Мы ведь тоже можем гадость сделать, на период контрольных включим тебе все общественные поручения. Ты не справишься… Уж мы позаботимся. И прощайте ништячки. Все в кино на халяву, а ты за мамины деньги. Все на экскурсию в хладокомбинат морожено есть, а ты не поедешь. Все к лётчикам на аэродром вертолёты смотреть, а ты дежурный. Оно тебе надо?
Подумал мальчик, что с активистами лучше не ссорится и решил рассказать, как на духу. Лучше бы соврал. Не поверили активисты, что светофоры так зажглись. Насовали подзатыльников и пообещали дежурство по классу назначить в эту же субботу.
Спустился мальчик в раздевалку. А там одна его курточка висит. Последняя. И в углу одноклассник с задней парты возится, рыжий. Говорит:
– Хочешь яблоко? У меня два.
Взял мальчик яблоко. Сидят жуют. А мальчик с задней парты достаёт ещё:
– Хочешь печеньку? У меня две.
Взял мальчик печеньку. Прожевал. А одноклассник спрашивает:
– Я дежурным сегодня был. А тебя чего активисты мариновали?
– На субботу дежурство назначили…
– В субботу дежурить западло. Уроков мало, а генералить с мылом только после шестого разрешат. Сиди жди.
– Тебя оставляли? – С надеждой на сочувствие спросил мальчик.
– Ага. С активистами лучше не спорить. Дороже выйдет. Стуканут завучу, будешь каждый день на каждом уроке отвечать. А тебя в дежурные за что?
Расчувствовался мальчик от яблока с печенькой, да и рассказал про светофоры, про контрольные и про заболевшую учительницу. Одноклассник послушал, потёр затылок и говорит:
– Это хорошо, что активисты не поверили. Меньше вопросов. Я тебе дежурить помогу – вдвоём сподручнее. А ты у светофоров спроси какой предмет тебе первым отвечать придётся?
– Э… – Задумался мальчик, - Я таких вопросов не задавал. Много раз придётся туда-сюда ходить.
– Это да… – Усмехнулся одноклассник, – С дурной головой и ногам покоя нет, смотри сюда. – Он достал черновик и обрисовал три клетки, – Это три светофора. Если загорится первый, а два других нет – это русский. Если второй, а первый и третий нет – это иностранный. Если третий, а первые два нет – это чтение…
– Это ты хорошо придумал, – удивился мальчик, за раз три предмета спросить можно.
– Смотри ещё, – загадочно произнёс одноклассник, – если первый и второй загорятся, то спросят по математике. Если второй и третий, то по окружающему миру. Если первый и третий, то сдавать нормативы по физре, а если все три – сиди за партой и не рыпайся, ждёт тебя двойка по поведению.
– Класс! – Загорелись глаза у мальчика, – А три зелёных, значит не вызовут?
– Точно!
– А если опросы по двум предметам?
– А для того, чтобы узнать это, мы обращаемся к условию задачи, нами уже решённой.
– Не понял.
– Проще простого! Тебе придётся ходить до трёх зелёных светофоров.
Мальчик с горящими глазами подскочил с места:
– Я так и сделаю!.. – И хотел побежать домой, но остановился в дверях, – Хочешь, я и про тебя спрошу у светофоров, мне не трудно!
– Не надо про меня спрашивать, лучше сначала спроси будет ли тебе везуха от светофоров или одна головная боль? А то, может забыть и в пыль растереть?
Так мальчик и сделал. Спросил светофоры – и все три показали ему красным. Вернулся он в раздевалку печальный, говорит однокласснику:
– Ничего хорошего…
– Не дрефь, всегда есть способ превратить минус в плюс.
– А как это?
– Зеркалом. Смотри, – одноклассник нарисовал на листочке линию – слева «минус» справа «плюс», в центре точка, – Понял?
– Не-а…
– Идём… – Они подошли к зеркалу. Одноклассник согнул листок пополам и приставил его к стеклу. В отражении появился «плюс». – Я буду твоим отражением. Не против?
Мальчик не был против помощи с дежурством. И история со светофорами теперь показалась какой-то неизвестной, увлекательной игрой, где ему отводилась очень важная и ответственная роль.
На следующий день мальчик как всегда вышел из дома и увидел девочку с косичками, соседку из подъезда рядом. На этот раз она искала кошку и печально вздыхала:
– Никогда не вернётся моя кошечка…
Мальчику девочка нравилась, но он никогда не пытался заговорить, даже не смотрел в её сторону, ведь она училась в «а», а он в «г». А тут такой случай! Побежал мальчик у светофоров спрашивать. Показали светофоры одиннадцать дней ждать и вернётся кошка. Обрадовался он и решил при случае ей сказать. Да тут одноклассник вопросы шлёт в телефон: «Узнай про футбол по телевизору. Кто выиграет?» Мальчик узнал. «Узнай про приз для сбора макулатуры – экскурсия или книги?» «Нужно про географичку уточнить, выйдет на этой неделе?»
Мальчик по запросам бегать уже упарился, а тут одноклассник подходит:
– Про футбол точно наши дома проиграют? Они же в гостях вничью свели!
– Проиграют… Я дважды переспрашивал.
– Надо, чтобы точно. Давай про счёт вопрос зададим? – И за рукав на улицу потянул.
Смотрит мальчик, а на улице печальная девочка, соседка. Хотел он к ней подойти, обрадовать, а одноклассник тянет к светофорам:
– Надо насчёт футбола, чтобы точнее некуда!.. Ну ты чего?
– Я ей про кошку узнал. Надо сказать, что кошка сама придёт через 11 дней, чтобы не расстраивалась.
– Мы же договаривались! Сначала дело, потом кошка, пойдём…
Вздохнул мальчик и поплёлся уточнять про футбол, да так и не увидел девочку в этот день. И на второй не увидел. И на третий… А на четвёртый подзывает одноклассник мальчика к себе и говорит:
– Всё. Я договорился, чтобы тебя с дежурства по субботам сняли.
– Правда? А как?
– Староста географичке доклад про Мадагаскар задолжал. Я твоё дежурство у него и выкупил. Мол, отвечу про Мадагаскар на этой неделе за него. Пятница сегодня – географички нет! – Одноклассник довольно поднял кулаки с большими пальцами вверх. – И в субботу драить ему полы – хочешь посмотреть?
– На что?
– Как староста полы драить станет. С мыльцом! А я специально останусь…
А в понедельник встретил мальчик девочку с косичками. Та за ручку с одноклассником топала в школу. И грызла яблоко. И улыбалась! Мальчик сначала растерялся заговорить с ней, а потом думает: «Подойду с одноклассником поздороваться и, между делом, скажу ей про кошку».
Подошёл, а та уже всё знает. Ей ещё на той неделе сказали – и смотрит с благодарностью не на мальчика, а на его рыжего одноклассника!
Рассердился мальчик, расстроился. Под видом, что линейку забыл во двор вернулся. Думает: «Сейчас родители на работу пойдут, отругают, что не в школе»… А тут сообщение от рыжего в телефон: «Срочно! Географичка пришла! Старосту про Мадагаскар спросит или нет?» А мальчик темнее тучи от обиды, решил не отвечать. Вышел со двора, а все светофоры ему красным. И не переключаются. Постоял мальчик, подостыл, достал телефон – решил ответить: «Сам!» И стоит на зебре, потому что красный свет – дороги нет.
А одноклассник уже наобещал с-три-короба старосте, сидит, ёрзает. Отдача уже сейчас прилетит за обещания! Подскочил, да и побежал из школы к светофору. Ему ж написали: «Сам»! Добежал до первого светофора – красный, а второго не видно. Глянул он по сторонам – вроде нет угрозы, да и кинулся через дорогу. Тут откуда-то мотоциклист его и зашиб. И красный сменился.
С тех пор мальчик решил никому больше не рассказывать про светофоры.
Так и пошло. Узнает он, по какому предмету вызовут. Сядет учить – пятёрка в дневник. День так, два – неделя. На вторую неделю поймали его активисты снова. Говорит староста:
– Не знаю, как ты это делаешь, но, если не хочешь дежурить по субботам, карауль опросы. Как узнаешь про опрос или контрольную, говори мне. И будешь в шоколаде.
Кому хочется снова на дежурства по субботам и за успеваемость класса не получать абонементов в кино? И ведь ничего же не стоит – знай светофоры подсчитывай! Кто стенгазету рисует, кто с докладами выступает, кто песни, кто танцы, кто на турнике подтянется или гол забьёт – а мальчик в ответе за коллективную успеваемость. Скажет активистам, когда опрос и в ус не дует. Те уж проследят, чтобы все учили.
Узнала про то классная учительница. Оставила мальчика после у роков и спрашивает:
– Правду про тебя говорят, что ты знаешь, когда я контрольную выдам?
Мальчик, наученный горьким опытом, сказал не всю правду:
– У меня общественное поручение, отвечаю за успеваемость. Моя работа в том, чтобы предупредить класс о контрольной или опросе.
Подумала учительница, что ей чего-то недоговаривают, но не стала допытываться. Говорит:
– Хорошо. В последнее время класс поднялся по успеваемости на первое место. Если мы победим, то получим хороший приз. Чтобы не вышла осечка, я сейчас план опросов оставлю открытым и выйду. Ты меня понял?
Подумал мальчик, что его стараниями учительнице премия вырисовывается. И ещё, что теперь светофоры для службы ему вовсе не нужны – знай, радуйся!
Но к тому уже пошёл слух по школе, что мальчику вперёд известно. И стали просить его по разным делам. Чаще девочки про какого-нибудь мальчика – кого из девочек любит? Или мальчики про футбол или кто-кого побьёт. Когда нужен разным людям, сразу почтительная важность нападает. Стал мальчик ходить медленнее, смотреть с-прищуром, говорить, да не договаривать. Даже учительница пения как-то спросила, какую песню на хор лучше. Подходят к нему как-то старшеклассники. Говорят:
– Пошли-ка с нами.
Привели его к целому председателю школьного совета, тоже старшекласснику. А там уже староста на стуле сидит, в пол уставился. Спрашивает мальчика председатель:
– Правду про тебя говорят, что ты контрольные предсказываешь?
Мальчик посмотрел на старосту. А у того уши красные, не смотрит, не помогает. Подумал мальчик, самому выкручиваться. Лучше получить за малое, чем за всех:
– Я в тетрадке с планами подсмотрел…
– А кошку где подсмотрел?..
Тут мальчик понял, что председателю доложили всё, что было и чего не было тоже.
– Так я видел её, – попробовал соврать он.
– Какого она цвета?
Какого кошка цвета мальчик не знал вовсе. Но точно помнил, что предсказал соседке ровно одиннадцать дней. И через одиннадцать дней кошка явилась через форточку.
Насупился мальчик. И председатель молчит. И активисты. И староста как в рот воды набрал.
– Так, – сказал председатель, – попрошу всех выйти. Мне с нашим молодым товарищем поговорить надо.
И, когда все вышли, медленно, глядя в упор продолжил:
– Решили мы тебя повысить за выдающиеся успехи во внешкольной работе.
У мальчика от неожиданности глаза округлились. Из огня да в полымя! Он, так испуганный, совсем потерял слова в ответ.
– Есть предложение, сделать тебя первым заместителем председателя школы по успеваемости… Та же самая нагрузка, как в классе, но теперь послужишь для всей школы! Ну как, согласен? – Торжественно произнёс председатель и широко улыбнулся.
Затем для убедительности встал из-за стола, подошёл к мальчику и дружески похлопал его по плечу. Наклонился к самому уху и проговорил тихо:
– Вытянем школу, поедем с тобой на море в лагерь школьного актива! А там знаешь кто? Со всей страны активистов – поллагеря. А вторая половина – дети разных руководителей государства, директоров, управляющих и владельцев всего, что только есть в нашей стране!
Говорил он вдохновлённо и мечтательно, невольно заражая своим настроением и мальчика:
– И мы с тобой будем там! Там! Понимаешь! – Председатель указал пальцем куда-то вверх. – Ты должен понять одну простую истину – они, – он снова указал вверх, – Они уже всё имеют – всё!.. И через несколько лет их дети станут как родители – владельцами, руководителями и директорами. И как думаешь, они сумеют дать ладу всему имуществу?
Мальчик неопределённо пожал плечами.
– Вот именно! – Председатель снова поднял палец вверх, затем с силой сжал кулак и крепко опустил на стол, – Вот именно! Все эти сынки привыкли лишь исполнять папочкины указки за цацки, за развлечения, за то что бы оставили их в покое! Они и учатся ради этого. Убери папочку – мусор убирать лентяев не возьмут! Это я тебе как председатель говорю – у меня таких пять! – Он раскрыл ладонь, – Пять таких заместителей! Пока не разжуёшь им по пунктам, что делать – с места не сдвинутся! Знания в них есть – да пустые, не добытые, как в тумбочку их заложили! А управлять они станут, потому что сынки О кого! Вот увидишь, поставят их! А теперь и подумай, если этих поставят, кто должен, будет за них работать?
Мальчик от таких слов вжался в стул ни-жив-ни-мёртв. Но кивнул в ответ.
– Вот мы-то и будем за них, мы с тобой! Хочешь выбиться в люди – держись за меня. Поможешь мне попасть в лагерь актива, я о тебе не забуду. Ну как?
Мальчик не знал как. Потому на всякий случай втянул голову в плечи и молча снизу-вверх взглянул на председателя.
– Пойдёшь ко мне в команду замом по успеваемости? – Нетерпеливо сузив глаза уточнил председатель.
– Пойду, – чтобы вырваться из-под напора тихо выдохнул мальчик.
– Не слышу, – нахмурился председатель.
– Пойду, – повысил голос мальчик.
– Не слышу инициативы! – Ещё грознее сдвинул брови председатель.
- Пойду, конечно пойду!.. Благодарю за доверие!.. – И неведомая сила подхватила мальчика со стула и бросила к председателю руку жать.
– Ну всё… – Председатель внезапно обмяк, вынимая ослабшую ладонь, вяло произнёс, – Твоя главная задача – готовить выпускные классы. Узнаешь про опросы – тут-же собирай старост. Остальное не твоя забота. Если что, обращайся!
Пришлось мальчику снова по светофорам бегать. Да недолго. Классная другим всё объяснила и те быстренько планы перед мальчиком раскрыли. А кто не раскрыл, у того показатели на фоне прочих вид потеряли.
Важным стал мальчик в школе. Старосты старшеклассников его по имени зовут, за руку здороваются. В классе своём без поручений. Староста – тише воды сделался.
Поднялись показатели школы, да в передовики! На линейке дали грамоту и мальчику, да с ценным призом!
Подзывает его после линейки завуч и говорит:
– Хорошая успеваемость у наших выпускников. Вижу я, сможем мы первое место в городе взять. Как думаешь?
А за спиной у завуча окно на светофор. Как раз зелёным.
– Возьмём! – Бодро отрапортовал мальчик.
– Мне нравится такой настрой. Но только вот что я тебе скажу. Твоими успехами все классы выбились вперёд по успеваемости. Школьная программа то одна и та-же. «А» и «б» сравнялись с «в» и даже с «г». Становится некого выделить, дать грамоту, а остальных пожурить пробелом. Ты меня понимаешь? А в «а» у нас дети видных родителей, которые приносят немало помощи школе. И тебе ремонт, и тебе обустройство, и мероприятия разные за свой счёт ради грантов школе. А гранты – это и автобус на экскурсию, и кислородные коктейли, и ценный приз к грамоте! Ты меня понимаешь? А если ценные родители увидят, что их дети перестали играть важную роль, как они на это поглядят?
Мальчик молча пожал плечами. А завуч между тем продолжила:
– Они подумают, что здесь плохо учат и перестанут нам помогать. И даже переведут детей в другие школы. Ты хочешь, чтобы сильных учеников перевели в другие школы?
– Нет.
– Так вот. Теперь, прежде чем подавать сигнал старостам, заходи ко мне. Понял?
Как не понять завуча? Но завуч – то взрослый человек, он далеко! А школьные активисты везде – и в раздевалке, и на лестнице, и в столовой. Подведёшь, мало не покажется!
И вот, как договорено, зайдёт мальчик к завучу, та ему планы подкорректирует, чтобы «в» и «г» не нагружать лишними знаниями, а лучше пусть в футбольчик сыграют. Мальчик на то кивает, а сам старостам «в» и «г» намёк. Те своих «троечников» в оборот – и тянут.
Поздравляет мальчика завуч в новой четверти снова. Позвала и говорит тихо:
– Что-то не пойму, почему «в» и «г» вместо, чтобы дома мультики глядеть, да в игрушки на компьютере шпарить, вчера в школе геометрию повторяли? Кто им сказал про олимпиаду?
– Не знаю, – с честными глазами пожал плечами мальчик, – сам в шоке!
– Ладно, – прищурила глаза завуч, – иди пока. – А сама всё поняла. И мальчик понял, что завуч ему больше не верит.
Приходит мальчик после разговора с завучем домой. Включает радио, а там начальник светофоров говорит:
– В городе стало много машин и светофоры нужно отрегулировать…
Доступно только для пользователей (24.11.2017) Книгу можно приобрести у автора (Пишите: vladypfcset@mail.ru)