«Я напишу этот стих для себя.
Знаю, что никто не поймет, кроме меня.
Я же душою творю, ты пойми уже это мой милый друг.
Не загоняй меня в рамки, а то сотру.
Вам не понравился мой шедевр? А почему? Плохая рифма? Ритм хромает? Да что вы все меряете этими законами стихосложения. Какая разница складно или нет, если написано душой. А всякие там ритм, рифма и другие непонятные звери просто загоняют настоящих поэтов в рамки, которые не позволяют творить душой!»
Знакомая ситуация? Ваша позиция или вы сами сталкивались с таким мнением? Давайте подискутируем.
Стих (стихотворение) - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.
По законам стихотворение должно быть с рифмой и с гладким ритмом. Т.е. читатель не должен при прочтении спотыкаться. Стихотворение обычно льется как ручеек, оно певучее и легко запоминается.
Соответственно, если вы пишете душой, не взирая на законы стихосложения – это не стихи. Это ваши размышления в письменной форме, которые можно записать в строчку, положить в стол, записать в дневник или блог, но не обозначая, что это стихи.
Очень нравится мнение, что законы стихосложения загоняют в рамки. Что настоящий поэт должен писать душой.
Хотелось бы спросить у тех, кто разделяет это мнение – как много известных поэтов, по вашему мнению, вошли в историю творя только душой без огранки своих строк? Вы читали в школьных учебниках ломаные стихи, в которых рифмовки «брат – двоюродный брат; кровь – тобой; тебя – без тебя» и тд…, или по вашему мнению, в стихи, отточенные до блеска не вкладывалась душа?
А вообще, давайте поразмышляем, что значит «вложить душу».
Вкладывать душу - отдаваться чему-либо целиком, полностью, делать что-либо увлеченно, с любовью.
Мне кажется, что «Вложить душу» в стихотворение – это написать, потратить пару ночей на то, чтобы отредактировать, и уже после этого предоставить на суд критикам. Получить разнос, разочароваться, еще раз переработать и убедиться в том, что теперь действительно оно дозрело.
Очень часто слышала и читала от авторов, «Как я могу править стихотворение, если оно мне надиктовано свыше! Я просто не имею право редактировать слова бога». Интересное мнение. А почему вы не имеете право править текст бога, а публиковать под своим именем – всегда пожалуйста?
Неужели бог настолько вас не уважает, что готов очернить ваше имя перед литературным сообществом?
Мне кажется, что если надиктовано свыше что-то вроде:
За окном моим березка разветвилася,
Я смотрю за ней и ввек не налюбуюся.
Ах когда еще такое б мне приснилося
Как не в этот понедельник.
отредактировав так:
За окном моим березка разветвилась.
На нее смотрю и ввек не налюбуюсь.
Ах, когда б еще такое мне приснилось,
Как ни в этот чудный понедельник.
вас не постигнет наказание в виде 7 кругов ада. Вы не нарушаете смысла послания, вы просто приводите его в более читаемый вид.
Вот читаю я работы на конкурсе «Союзники», и большая часть – хороши! И сюжет, и мощный финал, и техника. Значит все-таки могут вкладывать душу, записывать надиктованное и не выходить за рамки основ стихосложения.
Сейчас в сети можно найти все. Можно найти черновики известных поэтов и наглядно увидеть, как работали над своими стихами великие, как из беспомощных строк получались настоящие шедевры, как вычеркивались целые четверостишия, как из поэм на 10 листов оставалось 4 четверостишия, которые в итоге вошли в учебники.
Неужели вы считаете, что неправы вокруг все, кроме вас? Что только ваше мнение истинно-верное?
Если это так, я предлагаю объединиться и создать новое течение в литературе. К примеру «Душеписы». И тогда уже не будет необходимости объяснять свою позицию критикам. У вас будут свои душеписные конкурсы, будут выпускаться книги душеписок, номинировать их на премии «Душепис года», можно даже открыть союз душеписов мира. По-моему, это отличная идея! Бери и делай!
Да… возьму и сделаю. Только до конца этого года прием заявок в союз не облагается членским взносом :) подавайте заявки в комментариях.
P.S. Автор статьи не использовал в примерах реальные произведения. Все строки надиктованы внутренним голосом автора статьи.