14 Дек 2017
Слышать сердцем
У него не было ни единого шанса. Джаник родился совершенно глухим. Судьба наградила его необычайно красивым окрасом, но лишила слуха. Вначале это было незаметно, он мало чем отличался от своих братьев и сестер, уютно посапывающих под материнским боком. Лишь многочисленные пятна, рассыпанные мелкими веснушками по белым ушам, спине и хвосту, делали его непохожим на остальных щенков. Даже мордашка была густо усеяна крапинами. И порода его называлась красиво – шотландский сеттер. Мама Зара носила титул чемпионки, на ее потомство была целая очередь.
Шли дни. Малыши потихоньку подрастали, их маленькие мутноватые глазенки только открылись, лапки дрожали при каждом робком шажке. Хозяйский сын Ромка все свободное время проводил возле щенков, ему очень нравились эти плюшевые малыши, но особенно вон тот – пестренький. Чаще других этот смешной симпатяга оказывался на коленях у Ромки, несмотря на запрет отца и ворчание Зары. Однажды Ромка даже попытался взять его к себе под одеяло. Кончилось это двухчасовой гауптвахтой в любимом Ромкином углу.
Прошел месяц. Щенкам уже было тесно в отведенном для них закутке, любопытство оказалось сильнее страха, и малышня расползалась в разные стороны. Со стороны было смешно смотреть, как люди передвигались по квартире, потешно подпрыгивая, или, наоборот, тихонько пробираясь возле дивана или кресла. Просто щенята засыпали порой, пройдя лишь половину намеченного маршрута. И часто то тут, то там приходилось подбирать мамино чадо и относить на место. Как гром среди ясного неба прозвучал приговор ветеринара - щенок глухой. Самый красивый оказался самым несчастным! Ромка и раньше замечал, что Джаник ведет себя не так как остальные щенки. И вот теперь все объяснилось… Малыш был обречен.
Размазывая по лицу слезы и сопли, Ромка шел, не разбирая дороги. Стало смеркаться. Холодный ветер пробирался под тонкую курточку, но мальчишка будто не замечал холода. За пазухой он нес ценный груз - маленького Джаника. Еще утром он услышал страшное слово «выбраковка». Сын заводчика, он прекрасно знал смысл этого слова. Его любимого пестрого хотят усыпить! Ромка уговаривал отца, плакал, умолял, но отец был непреклонен. Щенок глухой, мол, намучаешься ты с ним! И тогда пацан решился на отчаянный шаг. Когда мать с отцом ушли на кухню, он схватил шапку, кое-как напялил куртку и выскочил за дверь. Он не знал, что будет делать дальше, но сердце стучало – спасти, спасти! Джаник даже не проснулся, когда Ромка взял его от матери и сунул за пазуху. Пошел дождь. Стало совсем темно и холодно. Ромке было уже целых десять лет, теперь и ему стало страшно. За пазухой заскулил Джаник – есть захотел, наверное. Ромка огляделся вокург. Со всех сторон его окружали деревья, которые в темноте казались великанами. Мальчик понял, что забрел в парк. Ноги сами привели его сюда. Они часто гуляли здесь с отцом и Зарой. Куда дальше идти? Мальчик присел на мокрую скамейку, не зная, что делать .
– Эй, браток! И так мокро, а ты еще сырости добавляешь!
Кто-то тронул Ромку за плечо. Он поднял голову и увидел невысокого старика в смешной шляпе и мокром плаще. На поводке он держал кудлатую собачонку дворянского происхождения. От дождя шерсть ее слиплась и торчала клочьями. Собачонка подпрыгивала и тихонько повизгивала. Видно, учуяла за пазухой у Ромки живую, собачью же душу.
– Так, ну-ка вставай, друже, пойдем до меня. Посидим, чайку попьем, да все и выясним – как ты сюда попал, и что дальше делать будем.
Ромка поднялся с мокрой скамейки и тут собачонка громко залаяла.
– Что там у тебя под курткой-то? Или кто? Ну пойдем, дома все увидим. Старик

Данила Егорович жил в маленьком домике рядом с парком. Городок был небольшой, высоток здесь не строили, зато изб и избушек было во множестве. В одной из них и жил дед Данила. Жил одиноко – дети выросли и разъехались, жена умерла несколько лет назад. Собака Доська да кошка Марфа – вот и все его хозяйство.
Дом встретил пришедших теплом и запахом свежеиспеченного хлеба. Дед не любил магазинных булок, стрЯпней занимался сам. – Ну, так кто там у тебя? – спросил он мальчика. И тут Ромку будто прорвало – слезы полились рекой.
– Дедушка! Они его усыпить хотят! Дедушка, он хороший, только не слышит! Я не хочу, чтобы он умирал! Я не вернусь домой!
Ромка достал Джаника и положил на лавку. Щенок жмурился и смешно разевал рот.
– Ух ты, какой интересный! И породистый, однако. А звать-то его как?
- Это сеттер, дедушка! Я его Джаником назвал. Можно мы у тебя останемся?
- Ну вот что. Сейчас попьем чаю, согреемся, и я тебя домой отведу. Мать с отцом, поди, с ума сходят. А Джаник пусть живет у меня. Ну что ж что глухой,у меня не филармония, слушать шибко нечего. Разве можно живую душу губить? А ты приходи ко мне почаще, навещай своего друга.
Дома Ромку даже не ругали. Старик довел его до калитки, но в дом заходить не стал. Прощаясь, они переглянулись и улыбнулись друг другу. Теперь у них была общая тайна.
Шло время. Джаник рос, у него резались зубы. Приходя домой, дед Данила собирал разбросанные кругом драные тапки, рваную бумагу, все, что удавалось стянуть и обследовать щенку в отсутствие хозяина. Дед беззлобно ворчал, а Джаник, не слыша ничего, угадывал по лицу, что дед недоволен. Он забирался под кресло и виновато выглядывал оттуда одним глазом. Дворняжка доська была уже старенькой и в забавах щенка не участвовала.Но один случай запомнился особо. Дед Данила собирался отпраздновать свой день рождения. Ромка, который часто бывал в этом доме, был приглашен в гости. Больше, собственно. Дед Данила никого и не ждал. Утром, уходя по делам, он достал курицу из холодильника, чтобы разморозилась. Курица была большая – старик решил как следует угостить Ромку. Оставив курицу в одиночестве прозябать на холодильнике, дед спокойно удалился. Ближе к вечеру дед Данила вернулся. Переступив порог, он почувствовал неладное. Курицы на холодильнике не было… Зато пол был усеян обломками куриных костей. Под столом, закатив глаза и сыто икая, растянулся Джаник, а неподалеку довольно жмурясь и умывая лапкой мордочку, сидела Марфа. Заметив деда, щенок попробовал было по привычке заползти под кресло, но ничего не вышло – живот был туго набит съеденной курицей и не давал сдвинуться с места. Старик не знал – ругаться ли, смеяться ли. Сам виноват – оставил приманку! Но каковы! Видно, Марфа прыгнула на холодильник и помогла курице стать на мгновение парашютисткой. А на полу разговор с добычей был коротким. Дед Данила представил себе эту картину и расхохотался. Во дают! В тот вечер они с Ромкой пили чай с тортом и конфетами. Им было весело и без курицы. День рождения удался!
Дни летели за днями, распускались и опадали листья, жаркое лето сменялось холодной осенью. Прошло целых три года с того дня, когда Ромка спас несчастного щенка. Мальчишка сильно вытянулся, повзрослел. Да и нашего щенка было трудно узнать. Джаник превратился в красавца сеттера, на которого оглядывались прохожие. Они не подозревали, что собака ничего не слышит. Но надо было заглянуть псу в глаза! В них было столько гордости и достоинства! Дед Данила уже не называл своего подопечного Джаником. Это был Джан – удивительный пес, умевший понимать речь по губам. Он невероятно тонко улавливал любое изменение в настроении хозяина, видел, когда старику становилось плохо – сердчишко у того пошаливало. В такие минуты Джан скулил и старался прижаться мордой к руке деда. Он как бы говорил – не бойся, я с тобой, тебе сейчас будет легче! С Ромкой же у собаки были иные отношения. Это был его друг, лучший друг, ровесник по играм. Они подолгу носились по дорожкам парка, убегали на речку. Старик радовался этой дружбе, тому, что мальчик растет добрым, открытым, общительным и менно благодаря Джанику. Отец Ромки не догадывался о том, что щенок остался жив, вечные командировки не оставляли времени на воспитание сына. Мать была занята до вечера на работе, потом – бесконечные хлопоты по дому. Эх, родители!.. Вечно вам не до детей!..
Наверное все должно было произойти так, как и произошло. Ранним весенним утром дед Данила вышел на крыльцо дома, зевая и потягиваясь. Предстояли хлопоты в огороде, весна была в разгаре. Вдруг что-то сильно кольнуло под лопатку. В глазах потемнело. Падая, он успел увидеть, что к нему бежит Джан. Дальше – темнота… Пес лизал старика в лицо, скулил, тянул за воротник, но тот оставался неподвижен. Тогда Джан перемахнул через забор и побежал. Он не знал, где живет его друг Ромка, но он помнил дорогу в парк, ведь там они гуляли каждый день. Он должен его найти! Ромка спал и видел во сне своего Джаника. Тот лаял очень громко и как-то тревожно… Нет, это не сон! Пацан вскочил с постели. Да, это Джан! Он где-то недалеко, что-то случилось! Родители еще спали, когда Ромка выскочил во двор. Он бежал на голос своего друга, чувствуя неладное.
– Джан, я здесь! – мальчик увидел собаку и замахал рукой. Пес бросился к Ромке, лизнул его в лицо и быстро помчался к дому старика. Мальчишка едва поспевал за ним.
– Дедушка, дедушка, что с вами?! - Ромка подбежал к старику. Тот не шевелился. Мальчик бросился к соседнему дому и заколотил в окно. – Скорую, скорую! Дедушка умирает! –кричал Ромка. Испуганная соседка выскочила с телефоном в руке. Минут через двадцать машина увозила деда Данилу в больницу. Вот так Ромка остался хозяином в дедовом домике. Два раза в день ходил кормить Марфу, Доську. С Джаном же проводил все свободное время. К дедушке пока не пускали врачи. Дела были не очень. .. И вот наконец разрешили деда навестить. Не знали тогда ни Ромка, ни Джан, чем этот день закончится.
Субботнее утро выдалось солнечным, тихим. Будто природа тоже радовалась ! Дедушка шел на поправку! Мальчик намеревался взять с собой Джана. Не пустят разве? Он был настроен очень решительно. Прорвемся! Ведь Джан тоже скучает! Когда Ромка уже запихивал ноги в кроссовки, он услышал голос отца. – Ну что, конспиратор, пойдем к деду Даниле? - Откуда ты знаешь? – оторопел Ромка. – Ну, эта тайна давно всем известна! Возьмешь меня с собой? – отец улыбнулся и подмигнул Ромке. Так… Джан отменяется… О собаке мальчик не сказал ни слова. Да отец и забыл, наверное… Вот и больничный скверик. Отец и Ромка вошли в воротца и направились ко входу в корпус. – Эй, дружок, не меня ли потеряли? – раздался знакомый голос. Ромка повернул голову и увидел недалеко сидящего на коляске деда Данилу. Старик был очень рад видеть мальчика, он улыбался и протягивал к нему руки. Тут вдруг Ромка увидел рядом с коляской… Вот это номер!.. По левую руку от старика восседал наш красавец сеттер. Чуть наклонив голову, он рассматривал человека, который пришел вместе с мальчиком, не зная, как себя вести.
– Постой, постой… Это ведь… Да нет, быть не может! Ведь ты сказал, что он умер, что его нет! – отец смотрел на собаку широко раскрытыми глазами.
– А он есть! Папа, познакомься, это дедушка Данила, а это Джан – мой самый большой друг! Мальчишка обнял собаку за шею, а Джан прикрыл глаза. Он все понимал, и ему было хорошо и спокойно. Отец подошел к старику, крепко пожал ему руку.
– Спасибо вам за сына!
- Это не мне, это ему спасибо скажите! Это ничего, что он не слышит ушами, он слышит сердцем!
Отец подошел к собаке и протянул псу руку. – Ну здравствуй, Джан! Прости меня, если сможешь! Спасибо за Ромку!
Пес наклонил голову, как бы говоря – ну конечно, давно уже простил! Эх люди, люди!..Смешные вы создания! Все чего-то выясняете, куда-то торопитесь… А ведь что нужно любому живому существу – иметь рядом родную душу, дружить и любить. Ведь это так просто!
Прикрепления: Картинка 1
Рассказы / 594 / matresha / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2025. Художественная литература современных авторов