Дети апокалипсиса Часть III гл.3
Альфред Дешабо
Дети апокалипсиса
Часть III гл.3
Опять мы перевернули страницу истории, и началась новая эпоха горбачевизма. На смену старым лозунгам приходит новый - куй железо пока Горбачев.
Весной я выехал с пчелами в лес. Весна восемьдесят пятого выдалась теплая, расцвели кустарники, цветы, запах пьянит и вносит в жизнь романтику. Утром пробегаю километров десять-пятнадцать и напичканный эндорфинами приступаю к работе. Все складывается хорошо или лучше сказать - все в норме. Мы уверены в завтрашнем дне, потому что так будет всегда, ученье Ленина верно - потому что оно вечно или наоборот.
В мае начинается "борьба с трезвостью", водку продают с одиннадцати часов утра, по этому поводу масса анекдотов, Би-би-си передает сто способов приготовления самогона, включая использования морозильника. На производствах организуют общества трезвости, берут взносы и выпускают журнал. В колхозах и совхозах уничтожают сады, виноградники и другие плодово-ягодные деревья и кустарники, выкорчевывают эту заразу из земли. На заводах режут в утильсырье уникальное оборудование из нержавеющей стали, стеклянные бутылки давят бульдозером с участием пионеров и лично докладывают Горбачеву – мы эту гидру алкогольную победили. Ну, как? - спрашивает Горбачев, обступивших его женщин - Хорошо, Михаил Сергеевич - говорят они. Горбачев не читал Аверченко, иначе и слепых отправили бы в кутузку. Интеллект Горбачева на уровне председателя колхоза и не просто колхоза, а дотационного колхоза, в котором постоянно просят денег на затыкание дыр.
Люди будущего утвердились у власти и заработали на всю катушку. Впервые произнесено слово перестройка. Теперь с этим словом мы будем ложиться спать и вставать. Это слово должно войти в каждую извилину нашего мозга. Появляются анекдоты на эту тему. Коршун падает с неба на курицу, ломает себе шею и оправдывается перед ней, - понимаешь, скорость то я набрал, а перестроится не успел.
Теперь нас не пугают атомной войной, но подробно описывают тяготы ядерной зимы. Горбачев даже процитировал Джона Стейнбека, как автора слов "Зима тревоги нашей", видимо, и он не читал в детстве Шекспира в подлиннике, когда работал на комбайне. Но в целом мы приступаем к строительству социализма с человеческим лицом, вернее он у нас был построен, как заявил еще Хрущев, окончательно и навечно и нам не нужно его строить, а следует просто развернуть в сторону человека. И тут же появляются прорабы перестройки, которые закатывают рукава. А как быть с империалистами, они ведь люто ненавидят социализм? Нужно нанести им сокрушительный идеологический удар и тут появляется человек с шестой авеню, в лице бомжа из Нью-йоркских трущоб и делают из него пламенного борца с капитализмом. Мало того, в Париже находят среди людей будущего парочку, мамашу с сыночком, которые, не выпив с утра даже кофе, тоже негодуют против и ругают империалистов - на чем свет стоит.
А в это время Горбачев много говорит, очень много, складно и хорошо, а когда начинаешь вслушиваться, то понимаешь, что это белый шум. Борского секретаря наверно уже давно перевербовали, а с таким идеологическим войском Горбачев похожий и сам на шута. Видимо на Россией висит проклятье Ленина, что кухарка будет управлять государством и если Сталин был повар-мясник, то слава Богу, Горбачев вегетарианец и он предложил ликвидировать все атомное оружие, в принципе хорошо бы ликвидировать любое оружие, оставив одни рогатки.
Но как бы там не было, Новый 1986 год мы справляли так же в достатке, опять заготовили с полтонны меда, яблок, закупили картошку, лук. Я продаю зимой на базаре мед, берут в день рублей на семьдесят, иногда на сто. Жить можно. Старушки пенсионерки, долго приценяются, качают своими головками и жалостно говорят - а я не могу позволить купить себе медку, вот отработала пятьдесят лет медсестрой, а пенсии не хватает, маленькая она у меня.
Зимой мы ходили с сыном на курсы шоферов, и я готовился к весеннему выезду с пчелами. Но в марте, во время облета я понял, пчелы не выжили, нужно было что-то предпринимать. Нефть 10 долларов за баррель, бензин 30 коп. литр.
В конце апреля по телевизору передали, что на Чернобольской АЭС произошла авария. Опять Горбачев врал - эта была катастрофа. И причина этой катастрофы является продолжением тайны.
Журналист Юрий Щербак возвестил со страниц «Юности», мол, уже «Третий ангел вострубил…», но митрополит Филарет осадил его, сказав, что человечество на протяжении двух тысяч лет неоднократно примеряло на себе одежды Апокалипсиса, да сроков ему не дано знать, и процитировал известное выражение из Библии, сказанное Христом, о том, что срока не знает никто, кроме отца моего.
Я поступил в автобазу "Турист" инженером по снабжению. Мне дали громадную машину без амортизаторов, которая за месяц всего меня вытрясла и я уволился, месяц я не спеша искал работу. На свой день рождения я сделал себе подарок, пробежал малый марафон, 23 километра. Мне исполнилось пятьдесят. К этому времени люди достигают больших высот в карьере, в славе и еще в чем ни будь. Я же каким был, таким и остался, мы вместе с женой карабкались как тараканы из ванны, что бы вылезти из нищеты, но так там и остались, хотя по меркам советского человека, были на уровне всех.
К концу июля я нашел работу, ту которую искал, в строительно-монтажном управлении, экономистом, на место ушедшей в декрет женщины. Она должны была выйти в марте следующего года, а я в марте собирался опять выехать с пчелами. Так оно и получилось, зиму я просидел в тепле, составляя простыни из цифр. Продуктов в магазинах стало еще меньше, выдавали их в основном инвалидам, участникам ВОВ, но мы особенно не беспокоились, холодильник был по-прежнему забит, мед оставался с прошлого года, запаслись морковью, картошкой, сына проводили в армию и начали зимовать и перезимовали. «Зима тревоги нашей позади, нам солнце Йорка лето подарила», - Шекспир.
Кругом разговоры о кооперативах. Поголовно все собираются бросить работу и начать печь пирожки, на другое - фантазии не хватает. Постановление СМ СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» дало начало образованию частных предприятий.
Заговорили о мафии, которая что-то контролирует и где-то организует съезд, не то в Ростове, не то в Одессе. Кооперативы в основном начали шить штаны и сумки. Мода сразу изменилась, если сказать, что на штанах прибавилось карманов, это ничего не сказать. Карманов стало до неприличия много.
С пчелами я выехал в апреле, было уже тепло, мы стояли в лесу и опять тишина, цветущая природа. Я неделю стою, на неделю уезжаю домой. Лето выдалось неудачным, меня на пасеке обворовали. Со мной стоял сосед, кормил пчел самогоном и те обчищали чужие ульи, мы ничего не накачали, взяли всего двадцать пять килограмм. Пора бросать пчел, я поставил их в сентябре на зимовку. В середине октября нашел работу замдиректора на швейной фабрики. Директриса взяла меня зам. директора по снабжению и я должен был курировать пасеку. Когда продукты стали исчезать из магазинов, то есть система уничтожения продуктов и товаров народного потребления вышла за заданную мощность, Горбачеву пришла великолепная идея, каждое предприятие должно иметь что ни будь; свиней, телят, коров или на худой конец пасеку. Подсобное предприятие на каждый завод, фабрику, в каждый НИИ или проектный институт и мы решим продовольственную проблему. Горкомы и райкомы внимательно следят за исполнением решений постановлений партии и правительства. Порой мне кажется, при любом нашем вожде сидит какой-то хохмач и предлагает то сажать кукурузу в Ленинградской области, то при металлургическом заводе или НИИ –научно-исследовательском институте кибернетики разводить свиней или коров. И Ленин и Сталин преследовали цель построения социализма, светлого будущего, строя справедливости, этакая вершина, пик, куда должна стремится страна. Человек человеку друг, товарищ, брат, и это при том, что путь был выстлан костьми. Хрущев пошел еще дальше и выше, построение коммунизма, свобода, равенство, братство. Обеспечение базы строительство коммунизма предполагало доступное, бесплатное образование высокого стандарта, развитие науки, медицинской помощи, так же бесплатно и других социальных благ, доступных каждому. И Горбачев впервые перевел цели и идеалы в плоскость, каждая семья будет иметь к 2000 году квартиру. Это был сильнейший удар по идеалам, по стремлениям к высоким целям.
Опять у меня пошли командировки, Москва, Иваново, Ростов... Я бываю на многих предприятиях, все они работают на полную мощность, в три смены, а полки магазинов пустеют. На душу населения выпускается масса продукции и она куда-то исчезает. Наш ситчек очень качественный и недорогой и он, и масса других товаров уплывают за границу, вывозят все, а на внутренне потребление, на каждый гвоздь есть наряд, каждый гвоздь контролируется кипой бумаг, и никто не знает - куда его вбивают. Но главная поголовная занятность, мы очень нужны государству, мы должны сами себя кормить и еще выдавать продукцию, которая куда-то отгружалась.
Весной поехал в Москву на ярмарку, все есть на стендах, но все отпускается по нарядам. Ярмарка по - советски. Можно всю эту круговерть чиновников рассматривать как издевательство над здравым умом, а можно как юмор, зарплата идет, командировочные платят, надувай себе щеки и делай вид занятого человека. Жил я в Тарасовке, в общежитии технологического института, там же проходил первый съезд кооператоров. Многие из них вышли из подпольных цехов, из тени на свет. Налоги небольшие, мафия еще не поделила сферы влияния и не поставила производство и территорию под жесткий контроль. Съезд больше похож на комсомольский актив, много планов и не взятых рубежей. Восемьдесят восьмой год похожий на хрущевскую оттепель, та же расслабленность, умиротворенность. Может быть - власти во второй раз в этом столетии полюбили свой народ. Единственный неприятный штрих на радужном фоне, трудно что либо купить, все надо по случаю или доставать. Уже не спрашивают где купил, а говорят где достал. Но достают все и все. Страна вступила во второй этап перестройки, многие читают Кафку.
Коротая время до поездки в аэропорт, сходил для разнообразия на ВДНХ в кино, коих открылось великое множество, потом купил газету «Эхо Вселенной». Это было нечто неожиданное для бывшей советской печати. Редактор Петухов писал о населении Вселенной, которая кишела инопланетянами, видимо он был с ними на короткой ноге. Они сообщали ему все свои новости, были многочисленные, разные, и обладали здоровым чувством юмора.
• В начале августа директриса говорит - пришла разнарядка из Горкома, какое-то совещание или семинар в Ставрополе, послать некого, езжай ты. Так я попал на последний в истории краевой комсомольский съезд. Собирала пропагандистов краевая комсомольская организация, было много молодежи, но были и люди моего возраста. Стоял один вопрос - идеологический кризис, как его преодолеть. Показали "Маленькую Веру", первое советское откровенно-сексуальное кино. Пришли к неутешительному выводу, старых героев заездили, новых не создали. Решили принять активное участие в перестройке, заняться коммерцией и в переводе предприятий на хозрасчет. Ни Павка Корчагин, ни Зоя Космодемьянская, ни Олег Кошевой никогда не занимали достойного места в торговле, видимо, с героями нужно подождать, хотя прорабы перестроек уже гремели и не хотели "поступиться принципами".
• Таким образом, сделав из Брежнева овощ, и тем самым развязав себе руки ЦРУ и КГБ нанесли последний удар по СССР, начав войну в Афганистане, после которой подняться и возродиться сильной державой уже не получится. С разрушенным сознанием люди не будут понимать, что они делают и не только будут разрушать города, заводы и фабрики, но и начнут друг друга убивать. Так мы и разъехались после очередной болтовни. В Афганистане продолжается война, в Сумгаите погром армян. Между прочим, мир кипит, постоянное высокое давление под крышкой, возможно скоро взорвется. Постоянные перевороты в Африке, Южной Америке, Азии, войны, столкновения. Овечкины угоняют самолет, а Нина Андреева не может «Поступится принципами.» Наверное, до нее дошло, что Горбачев приступил к активному разрушению страны. В Польше бурлят, многотысячные забастовки рабочих кораблестроительных заводов. 8 мая в СССР основана ультралиберальная политическая партия Демократический союз во главе с Валерией Новодворской. Комики на сцене смешно, в политике грустно.
Перед Новым 1989 годом я съездил в Узбекистан, в город Пап, нашумевший криминальным делом с крупными взятками и рабами. Я был на комбинате, выпускающим синтепон. К тому времени следователь Гдлян уже раскрутил множество дел. Подозревались все вожди среднеазиатских республик, секретари крайкомов и горкомов. Я то думал, что ворует один Петя, вынося через заводскую проходную краску, нет, оказывается воруют все и чем выше тем больше. Эпидемия клептомании поразила весь Союз и приобрела хроническую форму. Такого не может быть, что бы все воровали, и это продолжалось долго. Кто-то должен поставить все под контроль и разделить на сферы влияния. И, действительно, я заметил, что по подъезду престали носить сливки и шоколад. Как-то встретив знакомого охранника с молзавода, спросил его, - что перестали воровать?
- Да - ответил он - поставили жесткий заслон, теперь воруем узким кругом, дирекция и охрана.
Из Узбекистана я привез дыню, и мы встретили новогодний праздник с экзотическим плодом.
В середине января я написал заявление и уволился с фабрики.