06 Ноя 2018
Подземные ходы
Монастырские пещеры. Лезть в историю не хочу, хотя, наверное, надо бы о них сказать с исторической точки зрения хотя бы пару слов. Итак, пещерный монастырь – самая древняя часть обители, он включает два яруса сооружений в меловой скале. Архитектурными памятниками являются церковь Св. Иоанна Предтечи и храм Св. Алексия.
Пройти по монастырскому подземелью считают своим долгом почти все паломники. Раньше, лет двадцать назад, когда монастырь был «великой здравницей», и в его стенах находился санаторий Артёма, а в Успенском соборе располагался самый обыкновенный кинотеатр, в который можно было попасть за 25 копеек, подземные ходы были открыты. Можно было бегать по ним сколько душа пожелает. Пионеров толпами водили на экскурсии. Пробежаться по подземелью считалось обыденным делом. Устраивали даже некое соревнование: кто быстрее? Одни шли по меловому ходу, а другие, цепляясь за корневища деревьев, взбирались почти по отвесной горе. Лестница, которая вела к Николаевской церкви, была полностью разрушена, о ней напоминали остатки ступеней, торчащих из земли, и кое-где деревянные поручни в полусгнившем состоянии. Был, правда, один фрагмент лестничной галереи, но без крыши и пола: четыре стены с окнами. Почему упомянула Николаевскую церковь? Да потому, что она была как бы конечной точкой путешествия. Красота со смотровой площадки открывается неимоверная. Туда можно, конечно, попасть и по серпантину, дороге, выложенной огромными бетонными плитами, но очень долго идти, да и петляет она сильно. Так вот, самый короткий путь был по меловым ходам.
В скале вырублен проход высотой метра два. Длиннющий тоннель. У входа сидела бабулька и раздавала всем свечи, да, в те времена свечи раздавали. Это теперь всё поставлено на коммерческую основу: всё продаётся, удивляюсь, что святой водой ещё не торгуют. Получили мы свои свечки и двинулись под землю. Экскурсовод – бойкая девица – бежала впереди, а мы, кучка желающих ознакомиться с историей Славяногорска, трусили за ней. Не знаю, кому как, а для меня путешествие было не из приятных. Темно, холодно: на улице стояла жара, а здесь было царство холода, зубы клацали в такт шагам. Низкий свод потолков и какие-то ответвления, уходящие куда-то в стороны, полностью покрытые густым мраком. Меня всё время не покидало чувство, что вот сейчас я отстану и не найду выхода. По дороге попалось несколько зарешёченных келий, в одной из них при совсем тусклом огоньке лампадки монах или отшельник бил поклоны. На нашу гомонящую толпу он и внимания не обратил. На первом уровне была сделана остановка. Церковь в то время ещё восстановлена не была, хотя монахи из действующей монастырской обители водили сюда свою паству. И вдруг... Вы себе просто не можете представить, какой нечеловеческий вой разорвал подземную тишину. Стон, вопль, вой раненого зверя – я не знаю, с чем это можно было сравнить. Волосы встали дыбом, и мурашки не то что поползли, а начали носиться с невероятной скоростью. Оказалось, что местный преподобный отец водил сюда прихожан для изгнания бесов. Если судить по крику, то бесы действительно в ком-то из нас живут и очень не хотят покидать наши бренные тела. Экскурсовод быстренько завершила свой рассказ, и мы дружно двинули дальше: к теплу и свету. Какое же это было блаженство – оказаться на земле, под лучами нещадно палящего солнца!
А какая красота открывалась со смотровой площадки: ради этого можно было пережить сорок минут подземного заточения.
Второй раз под землю я попала совсем недавно. Сравнения с тем, что было и что стало, нет никакого. Всё цивилизовано, обустроено, действующие подземные храмы, проходят службы, по всему пути установлены иконостасы, можно помолиться и поставить свечи. Много сделано, жаль, что почти всё на коммерческой основе. Хотя, если подумать: государство денег на восстановление монастыря практически не выделяет, а построить заново то, что разрушалось десятилетиями – о-го-го сколько надо. А какую красивейшую лестничную галерею восстановили! Жаль, редко она открыта. Теперь и проход меловой почти всегда закрыт. Приходится гостей своих в обход по серпантину водить, да это не страшно. Природа замечательная, воздух целебный, а красота кругом – и говорить нечего.
Фото автора
|
Всего комментариев: 1 | |
0
Спам
| |
[Юрий Терещенко]
То,