Глава из сборника «Забытый разговор, диалог тридцать восьмой»
Родным, соседям, близким и не только… посвящается.
Дела-дела…
дела – лишь пыль.
Слова? Слова…
хранят нам быль,
а с нею мысль
и нашу жизнь!..
…– А скажите, уважаемый, – хмурит брови представительный молодой человек, предъявив грозную бумагу из соответствующего органа, для проведения проверки предприятия. – Кто вам дал право увеличивать сумму договора в пять раз?
– Так ведь это же стоимость услуг «едисточника»? – устало удивляется полный, среднего возраста мужчина с повсеместно седеющими явно не по возрасту кудрявыми волосами.
– Ну и что, что государственный монополист? – наседает проверяющий. – По закону можно увеличить только на десять процентов, – улыбаясь, трет руки. – Нужно было новый договор заключать в марте, как положено, а не в конце года.
– Так ведь средства от вас поступили лишь в декабре? – жмет плечами полный.
– И что с того?
– Согласно существующему регламенту вашего же учреждения, – оживает проверяемый, – без наличия средств на счету договора даже с «едисточником» заключать категорически запрещено.
– Ну, хо-ро-шо, – несколько озадачено тянет представительный. – Тогда почему в декабре не заключили новый договор?
– Во-первых, – заводится усталый, – на заключение такого договора потребовалось бы сорок пять суток.
– И что?
– Как что? – откровенно возмущается. – Времени на его заключение без нарушения регламента не хватило бы.
– И что с того?
– Договор бы не был заключен, и оплатить полученные услуги почти, что за год стало бы вообще невозможно, а это неминуемо привело бы наше предприятие в суд, который назначил бы штраф вместе с пени, что увеличило б данную выплату почти вдвое.
– По-нят-но, – тянет, сердито сощурив глаза молодой. – А что, во-вторых?
– А, во-вторых, – выдыхает с ненавистью опытный, – заключение договора задним числом за оказанные услуги влечет не только штраф, но и полную административную, а иногда… и прочую ответственность.
– И в результате вы…
– И в результате мы, – бесцеремонно перебивает проверяемый, – в этой, невыносимой для нормальной работы государственного и весьма, кстати, прибыльного предприятия, принимаем единственно возможное решение: продлить существующий на два месяца договор на период с марта до конца года.
– Нарушив тем самым…
– Нарушив тем самым, – снова перебивает, – разрешающую на то статью по объему превышения, за что предприятию грозит в случае отсутствия других правовых решений, лишь один процент штрафа от уплаченной суммы.
– И административное наказание руководящему составу, – ехидно улыбается молодой.
– И административное наказание, – успокоившись, машет рукой не по возрасту седой, – с персональным штрафом каждому.
– Так и зачем вам это надо?
– Затем! – устало удивляется опытный, – что альтернатива этому нарушению – полная остановка предприятия. Как результат – недополучение прибыли, невыполнение плана по доходам, убытки в бюджете государства.
– И кто виноват? - в свою очередь дивится молодой
– Хороший вопрос! – пристально смотрит в глаза уставший. – Если честно, то вы, ваше учреждение, так как несвоевременно, с задержкой почти на год переводите деньги по утвержденным вами же лимитам.
– Но, это же не мой профиль, – теряется проверяющий. – Моё дело проверять законность.
– Понятное дело!
– Но, а… что же делать? – виновато смущается представительный, испуганно заглядывая в глаза опытного.
– Отличный вопрос! Знакомый! – снисходительно, даже, пожалуй, доброжелательно разводит руками опытный. – Нанимать адвокатов против вашей проверки за свой личный счет, кстати, и доказывать вам, что принятое нами решение – это наименьший из возможных ущербов бюджету предприятию и государству.
– Да и не ущерб это… вовсе, – облегченно, даже можно сказать радостно, выдыхает молодой, и с жаром жмет руку седому.
…
15.11.2018г.
Автор благодарит критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения за возможное совпадение диалогов, потому как рассказ является художественным, вымышленным, хотя и подслушан в разговоре с ЦСЕ.