Вместо предисловия
Идея написать историю о кукольном театре возникла ещё пару лет назад. Время от времени на внутреннем киноэкране мелькали блёклые, никак не связанные между собой эпизоды. И неизвестно, сколько бы ещё они варились в голове. Не исключено, что выварились бы до безвкусия, как капуста в борще... если бы однажды Санкт-Петербургский театр «Мими-гранты» не объявил конкурс. Не знаю, кого как, а меня дедлайны очень стимулируют. Тут уж неважно, займет ли произведение призовые места или нет. Если успеешь закончить работу в срок, значит, как минимум победишь свою лень и научишься контролировать время.
В театре я была от силы пару раз, и то в дошкольном возрасте. Но впечатления остались, глубоко запали в душу, чтобы спустя много лет – прорости. И принести неожиданные плоды: «Театральная история» стала лауреатом II степени, уступив пьесе Надежды Птушкиной, по произведению которой был снят фильм «Приходи на меня посмотреть» с Ириной Купченко и Олегом Янковским в главных ролях. Столь успешному драматургу и проиграть не стыдно, а почётно. Тем более, что председателем жюри в этом конкурсе был известный на всю страну писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Для дебюта это больше, чем успешно.
Ну а дальше – процесс пошёл. И самое удивительное, что персонажи начали буквально жить на сцене, подчас разворачивая сюжет не туда, куда изначально и планировалось. Если уж герои удивляют даже автора, то и читателей, скорее всего, удивят. Год Театра уже наступает на пятки Году Экологии. Слышите? Это третий звонок. Занавес открывается...
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Пьеса-сказка в 3-х действиях
Приурочено ко дню поэзии
и дню кукольного театра.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА*
Кукольник – человек средних лет, в штанах с заплатами и пиджаке (или куртке) с чужого плеча**;
Муза – босая девушки в прозрачном дождевике поверх гимнастического трико;
Конферансье – полный человечек в костюме с галстуком-бабочкой;
Паяц – растрёпанный молодой человек с нарисованной улыбкой на выбеленном лице (во втором акте грим смывается, брюки и рубашка дополняются плащом);
Принцесса – девушка в платье с рюшами и с бумажной короной поверх одного или двух конских хвостиков;
Мудрец – человек неопределённого возраста в очках на пол-лица,
Зверь – антропоморфный Щенок, Кот или любой другой зверь от Мыши до Бегемота;
Спящая красавица – девушка с полураспутившейся косой и длинной ночной рубашке или платье в бельевом стиле;
Принц – худосочный молодой человек инфантильного вида с короной на голове.
Ленивый король (постаревший Принц) – сгорбленный старик с тростью, возможно с накладною бородою и той же короною что у Принца
Судья – сутулый человек в мантии с вечно брезгливым лицом.
Секретарь – молодая женщина в строгом костюме, застегнутом на все пуговицы, и гладко зачесанными волосами.
Немолодая нищая, два солдата, вооруженные саблями в ножнах.
Танцующие деревья, безмолвные марионетки, дворник с метлой;
* Некоторые роли могут быть исполнены одним актёром (или актрисой). Как то: Принцесса и Спящая красавица, Секретарь и Зверь, Мудрец и Судья, Принц и Ленивый король.
**Костюмы не являются обязательными. Всё, кроме выделенных деталей, зависит от возможностей конкретной труппы.
ДЕЙСТВИЕ 1
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Комната Кукольника.
Постель на матрасе не заправлена, на краю стола немытая посуда,
там же – cвинья-копилка в бабочке
кукла-марионетка со сломанной рейкой,
катушки ниток,
обрезки ткани, ножницы карандаш и лист бумаги.
Под столом батарея пустых бутылок.
КОНФЕРАНСЬЕ прячется за столом.
Актёры-МАРИОНЕТКИ неподвижно сидят или стоят вокруг.
Из-за кулис спотыкаясь выходит КУКОЛЬНИК, падает на стул вполоборота к зрителям, но спиной к кулисам, бережно берёт в руки марионетку Потерпи, сейчас тебя починим! (меняет сломанную рейку, с довольным видом любуется результатом) Ну вот теперь другое дело! Ты, видно, думаешь, где наш старик столько времени пропадал? У лекаря, будь он неладен. Сказал, капли сердечные три золотых монеты стоят. Я ему: «А если нету золотых?» А он: «Тогда пишите завещание» (Вытаскивает из кармана флягу, делает глоток) Вот оно, (потряхивая флягу) моё «лекарство» (откладывает флягу и берёт копилку, трясёт её, роняет на пол). А и мне и завещать-то почти нечего! И некому. Лучше уж песню сложить напоследок. (откладывает марионетку на стол, расправляет лежащую на нём бумагу).
МУЗА выходит из-за кулис
КУКОЛЬНИК
На острие карандаша,
поэтам заменившем шпагу,
дрожит усталая душа,
стекая кровью на бумагу.
На острие карандаша
нависли мысли тяжким грузом,
А за спиной, едва дыша,
стоит невидимая муза.
МУЗА встаёт за стулом КУКОЛЬНИКА, кладёт одну руку ему на плечо
другой чертит в воздухе буквы
КУКОЛЬНИК (записывая)
На острие карандаша
миры рождаются и судьбы.
Вернуть бы лёгкость малыша,
постигнуть мирозданья суть бы… (хватается за грудь и падает со стула)
МУЗА обходит стол,поднимает копилку,
ставит на пол за столом
Когда МУЗА проходит мимо, из-за стола появляется
КОНФЕРАНСЬЕ
МУЗА
Ушёл артист. И всё его наследство
не стоит пары ломаных грошей.
Но представленья скрашивали детство
оборванных крестьянских малышей.
МУЗА обходит МАРИОНЕТОК, касаясь каждую рукой, те от прикосновения начинают шевелиться
На сцене куклы жили понарошку.
Но в каждой словно часть души живой
пригрелась бесприютной серой кошкой,
что спит среди камней на мостовой.
МАРИОНЕТКИ собираются вокруг КУКОЛЬНИКА,
перекладывают его на носилки
И вот проснулась. Сбросила усталость.
Зря, критик, точишь ржавые ножи...
Ушёл творец. Но часть души – осталась.
Его творенья будут вечно жить.
МАРОНЕТКИ уносят КУКОЛЬНИКА под траурную музыку.
Занавес.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Занавес опущен.
С одного края сцены – столик, на нём – стопка папок.
МАРОНЕТКИ выстроились в шеренгу.
КОНФЕРАНСЬЕ с важным видом обходит строй, заложив руки за спину, идет к столику, начинает перебирать папки.
з-за кулис с противоположного края сцены, пригибаясь и на ходу надевая колпак, бежит ПАЯЦ. Марионетки украдкой машут ему руками, мол, давай быстрее. ПАЯЦ пристраивается с краю шеренги, но оказывается выше стоящего перед ним.
КОНФЕРАНСЬЕ идёт назад, с одной из папок в руках и останавливается около Паяца Почему не по росту?
ПАЯЦ Так у меня ж роль самая маленькая. ли вы не про творческий рост говорили?
В шеренге слышен сдержанный смешок.
КОНФЕРАНСЬЕ Ох и дошутишься ты у меня! Лучше бы на сцене дурака валял.
ПАЯЦ Ну если вы настаиваете, могу вам навалять (наступает на конферансье, закатывая рукава).
КОНФЕРАНСЬЕ взвизгнув, заслоняется папкой и пятится
ПАЯЦ (делая вид, что стряхивает пылинки с пиджака Конферансье) Только костюмчик жалко, вываляется в пыли (незаметно вытаскивает из кармана Конферансье кошелёк).
КОНФЕРАНСЬЕ визгливо Молчать! (снова начинает расхаживать вдоль шеренги) В общем так. Мне надоели его (тыкает пальцем в Паяца) выходки. Поэтому ты, ты и ты (поочередно тыкает пальцем в Мудреца, Принцессу и Зверя) будете оставлены без жалования.
ПАЯЦ делает шаг назад и зажимает рот ладонью,
а руку с кошельком прячет за спину
ЗВЕРЬ МУДРЕЦ и ПРНЦЕССА (хором) Но почему именно мы? Мы-то в чем виноваты? Это несправедливо!
КОНФЕРАНСЬЕ А то я не знаю, что вы всё надо мной за кулисами потешаетесь! Загадочки загадываете про хвост крючком нос пяточком. этим... как его там?... Свинтусом! прозвали.
ЗВЕРЬ Не Свинтусом, а Свином.
КОНФЕРАНСЬЕ Вот я вам покажу Свина! (грозит марионеткам кулаком, те пятятся). Всех жалования лишу!
КОНФЕРАНСЬЕ Завтра у нас (открывает папку) первое представление, которое мы играем без старика. озвучивать вас теперь некому. Так что учите роли! (раздаёт каждому лист с текстом). И чтобы вечером на репетиции были без опозданий! Захлопывает папку и гордо удаляется.
Шеренга распадается.
Марионетки расходятся за кулисы по одиночке и группами.
ЗВЕРЬ, МУДРЕЦ и ПРНЦЕССА уходят последними и останавливаются на полпути.
ПРНЦЕССА Жаль старика. Он к нам марионеткам относился по-человечески, как к живым.
МУДРЕЦ А этот солдафон в бабочке из нас живых своих марионеток хочет сделать! Да чего мы вообще его слушаем? Раньше он вообще свиньей-копилкой был!
ЗВЕРЬ Ну почему был? Он и сейчас тот ещё Свин.
ПРНЦЕССА Да хватит вам! Услышит, ещё больше озвереет.
МУДРЕЦ как такое вообще могло получиться? Копилка-то маленькая была (показывает руками примерный размер) и пустая почти. А человек солидным вышел.
ПРНЦЕССА Зато он выкупил эту гостиницу, чтобы театр устроить. И где мы бы жили сейчас, если б не он? На улице? Это куклам ни еда, ни крыша над головой не нужна, а людям без денег никак.
МУДРЕЦ Н-да... на что теперь жить прикажете?
ПАЯЦ (идёт навстречу из-за кулис, текстом роли в руке) А вот на что! (показывает вытащенный у Конферансье кошелёк, роняя текст роли).
ПРНЦЕССА Ой!
ПАЯЦ (высыпает монеты из кошелька на ладонь) На троих тут с лихвой хватит. А не хватит, так могу добавить. з своих.
МУДРЕЦ Да не нужны нам твои. краденные тем более. И вообще молчал бы! Из-за тебя ведь
ПАЯЦ виновато отводит глаза, ЗВЕРЬ отталкивает его с дороги, монеты рассыпаются, пока ПАЯЦ их собирает МУДЕЦ, ПРНЦЕССА И ЗВЕРЬ уходят.
ПАЯЦ Вот так всегда: хочешь другим помочь, а они... (поднимаясь с колен, пересчитывает собранное, прячет назад в кошелёк) Да денег у него даже побольше, чем лишних кг. А вот таланта ни на грош! Нет, ну какой из него конферансье, если он даже собственное прозвище не помнит? мена актёров вечно путает. Зато с других требует (передразнивая) Учите роли! Учите роли! (подбирает с пола лист с текстом, сминает швыряет бумажный ком в сторону зрителей). Да было бы там что учить!
Незамысловата роль паяца:
пой, пляши, играй и веселись.
Отчего же многие боятся
этих пудрой выбелённых лиц?
Жизнь щедра на горькие курьёзы:
на подмостках, словно на плацу.
глаза переполняют слёзы,
но улыбка приросла к лицу.
(стирает тыльной стороной ладони нарисованную улыбку, размазывая грим по лицу) Эх, хоть бы раз дали принца какого сыграть... Хотя... Я ж теперь при деньгах! (подбрасывает кошелёк и ловит) С этим можно недурно прожить. А представление и без меня сыграется.
Убегает.
ДЕЙСТВЕ 2
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Хрустальный лес.
По сцене разбросаны бумажные листья.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА спит на матрасе, сложив руки на груди.
Вокруг ТАНЦУЮЩЕ ДЕРЕВЬЯ
Звучит романс
«Вот и кончилось юное лето»***
з-за кулис выходит ПРИНЦ
ПРНЦ и КРАСАВИЦА
танцуют, при этом она не открывает глаз.
после танца ПРНЦ подводит КРАСАВИЦУ
к матрасу. Она снова укладывается спать
Он - уходит
Появляется МУЗА
подходит к СПЯЩЕЙ КРАСАВЦЕ пытается разбудить, тронув за плечо,
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА отворачивается на другой бок.
МУЗА
Ты крепко спишь в лесу хрустальном.
Душа по-прежнему юна,
блуждает в мире нереальном,
застыв ладьёй на гребне сна.
А жизнь твоя проходит мимо,
подобно старенькой арбе.
лишь бездарной пантомимой
реальность кажется тебе.
Но время вовсе не целитель,
а красоты бесстыдный вор.
принцы нынче в дефиците,
найти хотя бы одного.
Но чтоб под маскою паяца
увидеть сына короля,
самой придётся просыпаться
под звон осколков хрусталя.
За сценой раздаётся громкий звон хрусталя.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА широко открывает глаза и встаёт.
ТАНЦУЮЩЕ ДЕРЕВЬЯ в панике бегают по сцене беспорядочно
размахивая руками. МУЗА незаметно отступает за кулисы.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (зевая) Что случилось? Откуда звон?
ТАНЦУЮЩЕ ДЕРЕВЬЯ (наперебой) Кто-то вошёл в лес! Он так переломает нам все ветки!
СОЛДАТЫ (из-за сцены) Держи вора!
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Кого-кого? (идёт на голос)
з-за кулис выбегает ПАЯЦ прижимающий к груди корону ПРИНЦА
столкнувшись со СПЯЩЕЙ КРАСАВЦЕЙ от неожиданности роняет корону.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Вы кто?
ПАЯЦ А вы?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Я первая спросила!
ПАЯЦ Ну я простой Паяц. з погорелого, точнее прогоревшего... то есть сгоревшего – в прямом между прочим смысле! – театра.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Вы шутите?
ПАЯЦ Рад бы сказать, что да, но театр и вправду сгорел. Просто привычка у меня такая (подбирая слово) странная. Смеяться, даже если не смешно.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Мне жаль. Глаза у вас – печальные. Словно у пса, который потерял хозяина. Даже сейчас, когда вы улыбаетесь, улыбка всё равно выходит виноватой.
ПАЯЦ Если подумать, каждый в чем-то виноват. я отнюдь не лучшая марионетка кукольника Так почему тогда я – здесь, а их нет?! Никого из них нет. Нигде нет. не будет. Никогда не будет. Понимаете?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Кого нет? И почему не будет?
ПАЯЦ Да не важно
Длинная пауза.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (хватается за лоб) Я так давно спала, что позабыла даже, как меня зовут.
ПАЯЦ (приподнимая голову) Такие спящие красавицы обычно просыпаются от поцелуев принцев.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Мой принц, похоже, заблудился.
ПАЯЦ Так, может быть, помочь его найти? (с улыбкой, но натянутой) Я, как собака, возьму след и...
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Нет! Я сама. Или вы снова шутите? В том и беда с вами паяцами, что не поймешь, когда смеяться, когда плакать. Бывало, слушаешь такого, думаешь: ну что за чушь несёт? А потом в смысл вдумаешься и понимаешь, а ведь правду говорит! И смеяться от такой правды совсем не хочется. Я не про вас сейчас. Просто память понемногу возвращается, обрывками. Сейчас вот вспомнился один... Старый придворный шут. А вы меня сейчас и, правда, разбудили. Не только тело, но и душу, когда заставили её сочувствовать. И корона эта вам к лицу (поднимает корону и надевает её на Паяца).
з-за кулис вновь раздается звон стекла.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Кто здесь?
ПАЯЦ (берет её за руку, отступает к середине сцены) Не бойтесь! Я знаю, где можно спрятаться!
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Я вовсе не боюсь! А просто… Просто холодно становится. Должно быть, к вечеру.
ТАНЦУЮЩЕ ДЕРЕВЬЯ окружают их кольцом.
Входят СОЛДАТЫ за ними СУДЬЯ
СУДЬЯ Вы видели, куда он побежал?
1-й СОЛДАТ (указывает в сторону зрителей) Туда, Ваша честь!
2-й СОЛДАТ (указывая в противоположном направлении) Нет, Ваша честь, туда!
СУДЬЯ (смотрит под ноги, расшвыривает ногами листву) Остолопы! Вы что не видите, следы ведут туда, в чащу? (указывает на Деревья)
2-й СОЛДАТ Там даже тропы нет...
СУДЬЯ Так значит, надо прорубить тропу!
ДЕРЕВЬЯ переступают на месте, шелестят руками-ветками и расступаются
ПАЯЦ (кидает свой плащ СПЯЩЕЙ КРАСАВЦЕ, та надевает его, путаясь в рукавах) Не самая хорошая идея, ваша милость. Да и сабли у ваших солдат заржавели давно. Ещё сломаются ненароком.
СУДЬЯ Схватить болтуна!
2-й СОЛДАТ безуспешно пытается вытащить застрявшую в ножнах саблю.
ДЕРЕВЬЯ испуганно вскрикивают
СУДЬЯ (замечая, отступающую за кулисы СПЯЩУЮ КРАСАВЦУ) А там кто ещё?
ПАЯЦ вырываясь из рук 1-ГО СОЛДАТА, толкает его. СОЛДАТ падает.
ПАЯЦ (одновременно указывает руками в разные стороны, заслоняя СУДЬЕ обзор) Там? ли там? Ну, может, птичка померещилась на ветке. Такие звонкие деревья только здесь растут. Они живые, а вы – рубить?! Но это же убийство! Преступление! (намеренно переигрывая) Получается, это вас судить надо!
1-Й СОЛДАТ пытается подняться, но ДЕРЕВЬЯ мешают ему это сделать
2-й СОЛДАТ бросает саблю и помогает 1-му бороться с руками деревьев.
СУДЬЯ Меня?
ПАЯЦ Ну меня-то судить не за что.
СУДЬЯ О, не волнуйтесь, найдётся за что! Дел нераскрытых у нас пруд пруди. Вот кто корону королевскую украл?
ПАЯЦ Эту что ли? (снимает корону и вешает её на ветку (руку) ближайшего Дерева) Да кто ж его знает? Я её в реке нашёл, куда ваш солдат уронил.
1-й СОЛДАТ Неправда ваша! Не пойман – не вор!
ПАЯЦ (оглянувшись) Так поймай!
Убегает в противоположную от Спящей Красавицы сторону.
1-й СОЛДАТ и СУДЬЯ – за ним
Занавес.
ДЕРЕВЬЯ
вовлекают в круг 2-го
СОЛДАТА, который безуспешно пытается снять корону с дерева
и снова начинают танцевать.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Кабинет СУДЬИ
На сцене письменный стол.
СУДЬЯ сидит за ним и перекладывает бумаги
из одной большой стопки в маленькую.
Достает из ящика стола потёртую тетрадь без переплёта.
Открывает её наугад, бегло просматривает
СУДЬЯ Чушь! Бред! Вздор! Кладёт тетрадь поверх маленькой стопки. Берёт бумагу из большой стопки, читает про себя.
Входит СЕКРЕТАРЬ с папкой в руках
СЕКРЕТАРЬ Прошу прощенья, Ваша честь...
СУДЬЯ (недовольно откладывает бумагу) Что у вас?
СЕКРЕТАРЬ (протягивает папку) Дело о поджоге.
СУДЬЯ Конкретней! Каком именно?
СЕКРЕТАРЬ Три дня назад гостиница сгорела. То есть бывшая гостиница. Там театр пытались открыть. Но за билеты дорого просили.
СУДЬЯ Театры – вздор! А что за пьесу давали?
СЕКРЕТАРЬ Сказку какую-то. Про то, как кто-то там хотел украсть с неба звезду, чтобы она желания исполнила.
СУДЬЯ сказки – вздор.
СЕКРЕТАРЬ На днях легенду вспомнила. Про лес хрустальный, который раз в полвека появляется на пустыре. Говорят, деревья там танцуют и поют. А на ветвях их палочки волшебные растут.
СУДЬЯ Не на ветвях растут! А из ветвей тех делаются. Легенды – тоже вздор!
СЕКРЕТАРЬ В народе ходят слухи, что солдаты, с караула убежавшие, в тот лес намедни забрели. Один ветку случайно сломал, да из леса не вышел. Пропал из виду вместе с лесом.
СУДЬЯ Так вот куда он... (осекается) кто ж тот слух пустил тогда, раз караульный сгинул?
СЕКРЕТАРЬ Да сослуживец, что из леса чудом выбрался.
СУДЬЯ Сослуживца – ко мне. Но тайно! подготовьте указ о запрете слухов. Любых, – я подчёркиваю, любых! – слухов. Все слухи вздор!
СЕКРЕТАРЬ Слушаюсь, Ваша честь. Можно идти?
СУДЬЯ Нет, стой! Что там с отчетом по поводу краски? Той, которой листовки с призывами в духе «долой короля» рисовали, а буквы потом исчезали?
СЕКРЕТАРЬ Нарисованные этой краской на тюремном заборе мыши оживают и разбегаются. Точнее бегут в камеру художнику. А оттуда к тюремному коменданту, докладывать, о чем там арестанты говорят.
СУДЬЯ Мыши... Вздор. художники тоже. Но краска нам, пожалуй, пригодится (потирая руки) Огласите народу указ о бесплатном ремонте домов в самых бедных и недовольных кварталах! Пусть краской этой нарисуют на домах... нет, не мышей, ... а крыс, к примеру. Надо, чтобы у каждой стены в королевстве были уши.
СЕКРЕТАРЬ Король ещё не подписал этот указ. даже не читал. Лень, говорит. А почему бы вам самому (понижая голос) трон не занять? Уверена, вы были бы идеальным правителем, сильным, умным и дальновидным!
СУДЬЯ А-а, оставь эту лесть! Всё равно я не повышу жалования. в должности не повышу. Любовь народная мне при такой политике не светит. А ненависть пусть достаётся королю, которому лень даже выглянуть в окно, чтобы узнать, что о нём люди думают. Впрочем, большинство и не думает ни о чем, кроме хлеба насущного. Если они и недовольны властью, то лишь потому, что на столе у власть имущих белый хлеб и с маслом, а у черни черный с плесенью. Ну так на то она и чернь, чтоб чёрный есть. Но даже те, кто сочиняет антикоролевские призывы, не догадываются о том, кто истинный правитель государства. Ну, свергнут они Ленивого короля. И дальше что? А ничего! Ничегошеньки не изменится! Найдётся другая марионетка, которую можно будет на трон посадить. Мудрец из погорелого театра, например. Ещё не старый, и вполне сгодится на роль короля. Он, кажется, единственный, кто из артистов выжил в том пожаре?
СЕКРЕТАРЬ Можно и так сказать. Но об этом не знает никто.
СУДЬЯ не должны узнать. А кто театр-то поджег? Узнали?
СЕКРЕТАРЬ Сам хозяин, Конферансье, и поджег. Думал, что ему компенсация будет положена как погорельцу, и налоги можно будет не платить. Но когда он от пожара через окно удирал, в лужу плюхнулся да в свинью превратился.
СУДЬЯ что свинья? Большая? Жирная?
СЕКРЕТАРЬ Так себе. Её в королевский зверинец забрали.
СУДЬЯ Ну и пускай пока там отъедается. А к празднику зажарим поросёночка. Компенсация ему теперь и не к чему. так считай на государственных харчах. Жаль, обвиненье в поджоге свинье не предъявишь. Негоже дело нераскрытым оставлять.
СЕКРЕТАРЬ Говорят, из театра артист перед самым поджогом сбежал.
СУДЬЯ Отбегался уже.
СЕКРЕТАРЬ Живой?
СУДЬЯ Более или менее.
СЕКРЕТАРЬ Тогда зачем преступника искать? Если поймали уже...
СУДЬЯ А это мысль! Ладно, ступай! Мне тут работать надо.
СЕКРЕТАРЬ уходит
СУДЬЯ чего это я тут разоткровенничался, а? Старею что ли? Или магия какая? Жаль, секретаря придётся поменять. Толковая девица. Но такие у нас долго не живут.
За сценой раздается стук в дверь
СУДЬЯ Ну кто там ещё?
СЕКРЕТАРЬ (возвращается к столу) Простите, я папку забыла отдать (кладёт папку на стол и поворачивается уходить).
СУДЬЯ Нет точно, менять надо.
СЕКРЕТАРЬ (оглядываясь) Что менять?
СУДЬЯ Ничего-ничего... Это я так... Мысли вслух.
СЕКРЕТАРЬ Вас там девушка в приёмной ждёт.
СУДЬЯ Какая ещё девушка?
СЕКРЕТАРЬ Не знаю. Никогда раньше её не видела. Говорит, подруга юности. Позвать?
СУДЬЯ Подруга юности? Значит... не померещилось... (осекается)
СЕКРЕТАРЬ Не померещилось? Что именно? (в сторону) Забыл? Задумался? ли не слышит? (повысив голос) Так позвать? Я про девушку.
СУДЬЯ Кого? А-а... (с нервным смешком) Не стоит! Ну сама подумай, разве может быть у старика молодая подруга юности? Это шутка, скорее всего. А шутки – вздор. На вот (передаёт маленькую стопку бумаг) это сожги.
СЕКРЕТАРЬ (опускает взгляд, читает первый лист тетради)
Разъели душу ревность и тоска
Любовь ушла в слезах. Ей нет возврата.
Перо сломала нервная рука
Душа осталась между строк распята.
Это что? Стихи?
СУДЬЯ Так... Юнец один прыщавый накропал. Поэт придворный помнится, сказал, что это не стихи. А сопли на бумаге. что автору надо карандаши ломать об стол, а ещё лучше об голову. Чтобы, говорит, все сопли сразу вылетели.
СЕКРЕТАРЬ Это какой такой поэт? Тот самый, что лет тридцать пять назад был обвинен в крамоле с клеветой?
СУДЬЯ казнён. А сейчас поэзия вообще не в моде.
з-за кулис выходит МУЗА
останавливается позади СЕКРЕТАРЯ, но так, чтобы СУДЬЯ её не видел
МУЗА Поэзия выходит из подполья.
СУДЬЯ Что? Что ты сказала?
СЕКРЕТАРЬ Я? Я ничего...
МУЗА отходит в сторону, показываясь СУДЬЕ
СУДЬЯ (вскакивает, опрокидывая стул) Опять ты!
СЕКРЕТАРЬ Я?
СУДЬЯ) Да не ты! Она! (трясущейся рукой указывает на Музу)
СЕКРЕТАРЬ (оглядываясь) Кто она? Я никого не вижу!
СУДЬЯ (выходит из-за стола) Дверь заперта!
СЕКРЕТАРЬ Конечно, заперта. Вы не волнуйтесь так...
СУДЬЯ (Музе) Как ты вошла?! (срывается на истеричный крик) Как ты вошла, я спрашиваю?!!
СЕКРЕТАРЬ Да нет здесь никого!
СУДЬЯ (Музе) Пошла вон! (хочет стукнуть кулаком по столу, но промахивается)
СЕКРЕТАРЬ Уже иду! (в сторону) За лекарем.
Торопливо уходит
МУЗА
Поэзия выходит из подполья.
Оборванная, грязная, в крови.
Давно смирившись с незавидной ролью,
она махнёт рукою: «Се ля ви…».
Но никого улыбкой не обманет.
Гримаса это, как ты ни крути.
Пусть серебро звенит в её кармане,
но им нельзя за водку заплатить.
СУДЬЯ зажимает уши ладонями, пытается уйти от Музы.
Но ходит по кругу Она – за ним
Свет гаснет.
Занавес
ДЕЙСТВЕ 3
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Дворцовый парк. На сцене – скамья,
кадки с искусственными (или живыми) пальмами.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ медленно прогуливается под руку с СЕКРЕТАРЁМ
Останавливаются неподалеку от скамьи, где сидит СПЯЩАЯ КРАСАВЦА в плаще Паяца и солнцезащитных очках в розовой оправе и нервно вертит в руках яблоко
СЕКРЕТАРЬ В общем, лекарь сказал, Судье необходимо отдохнуть. Лучше всего на пенсии.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ М-да... Придется нового судью где-то искать (пристально всматриваясь в СЕКРЕТАРЯ) А вы ведь со всеми его делами знакомы! Сможете их принять?
СЕКРЕТАРЬ Разумеется. Как прикажете, Ваше Величество.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Думаю, вы сможете занять и его должность.
СЕКРЕТАРЬ Я не заслуживаю такой чести Ваше Величество.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Не скромничайте, милая. Кандидатуры более достойной я не вижу.
СЕКРЕТАРЬ Лекарь, кстати, сказал, что вам давно пора проверить зрение.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ (хватается за спину) Ох, старость не радость! Давайте-ка присядем где-нибудь (поворачивается к скамье но, заметив Спящую Красавицу, останавливается, потрясённый). Не может быть!
СЕКРЕТАРЬ (бросаясь к нему) Что случилось? Вам плохо?
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Всё в порядке, милая. Подруга юности, говорите, судье мерещится?
СЕКРЕТАРЬ Нет, вы немного не правильно поняли! Простите Ваше Величество... Кто там ему мерещится, мы с лекарем так и не выяснили. Судья лепечет что-то совсем уж бессмысленное. Музы якобы души ушедших поэтов. А эта девушка Судью в приёмной ожидала, представившись подругой юности. нтересовалась судьбой Паяца, который театр поджег, помните?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА замечает ЛЕНИВОГО КОРОЛЯ
торопливо встаёт, поправляет прическу,
делает шаг навстречу ЛЕНВОМУ КОРОЛЮ.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ (Секретарю) Оставьте нас!
СЕКРЕТАРЬ Как прикажете, Ваше Величество! (кланяется и не разгибая спины пятится за кулисы).
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (делает ещё шаг навстречу королю) Ну здравствуй. Вижу, не забыл.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Невероятно! Ни капли не изменилась! (подходит к скамье, кряхтя усаживается)
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА А ты вот постарел... (забирает у него трость, прислоняет к краю скамьи, садится рядом)
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Что делать – полвека прошло.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Мог бы сразу разбудить (отодвигается подальше).
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Я собирался! Честно! Но мать так плакала, боялась, что я сгину там, в лесу... Да и отец счел риск необоснованным.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Можно подумать, для любви нужны обоснования... Вот уж не думала, что ты, оказывается, маменькин сынок.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Ну у всех есть свои недостатки. Просто любовь слепа и ходит в розовых очках.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (поднимает очки на макушку) Но жизнь их рано или поздно разбивает. И лучше поздно, чем никогда. (Снимает очки и кладет на скамью) Но настоящая любовь от трудностей и недостатков не бежит! Она прощает, принимает и в любой момент готова отпустить.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ где она, эта самая настоящая? Я такой за всю жизнь не встречал...
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА А сидя не перине и не встретишь! Любовь не вокруг искать надо! А в душе отыскать для начала. И делиться ею, ничего не требуя взамен.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ А Судья – его тогда только назначили секретарём судейским – всё порывался тебя искать. Вот и вчера, как донесли, что лес опять возник на пустыре, самолично отправился за тобой, хоть и не судейское это дело, по лесам бродить.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Ещё бы не отправился! Он же, когда мне про лес рассказал, рассчитывал, что я ему палочку раздобуду хрустальную. Но он свои желания, похоже, и без волшебства исполнил, раз так высоко взлетел.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ А помнишь, он стихи тебе писал?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Я за полвека многое запамятовала.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ А я одно припоминаю, кажется.
Поэзия – лекарство от любви,
которая, подобно малярии,
отравою свирепствует в крови,
апатию сменяя эйфорией.
мы то мерзнём, то горим,
живя, как будто бы без кожи.
А по ночам опять творим...
Финал забыл. Но... на стихи похоже.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Да, похоже. Разве что рифма любви – крови была банальной донельзя ещё во времена маминой юности, когда она стихи писала. И размер какой-то непонятный. Хотя я в них не шибко разбираюсь.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Так это ж ранние стихи... Все поначалу ошибаются. Бедный Судья всю жизнь душил в себе поэта. Вот нереализованный талант и свел его с ума.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Ну к критике надо критически относится. И даже если с поэзией не сложилось, можно себя в чем-то другом найти. Тем более, стихи дохода не приносят.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Вот он себя в судебном деле и нашёл. На допросах, говорят, ответы у подозреваемых аж от зубов отскакивали.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Вместе с зубами, судя по всему.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Ну это слухи... Их, возможно, запретят. Зачем, народ пугать неподтвержденной информацией?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (отсаживаясь ещё дальше, смотрит на яблоко в руке, качает головой и, пряча фрукт в карман плаща, меняет тон на подчеркнуто деловой) Я к вам пришла не о поэзии, и уж тем более не о судье поговорить.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ За скомороха своего просить?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Паяца! И не только за него.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Ой, да не все ли равно? Скоморохи, паяцы, шуты – всё это люди одного порядка. Среди творческих таких – каждый второй. Помнится, твой дед как раз шутом придворным был. Замещал короля, пока тот воевал, пока однажды насовсем на троне не остался. Понятно, что тебя в подобных людях привлекает. Но всё вот это вот (вертит рукой) ерничество и кривляние на публику, по сути, маска. Ты рискуешь вновь полюбить не реального человека, а тот образ, что сама себе придумала.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Вновь полюбить? Уж не ревнуете ли вы Ваше Величество?
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Не обольщайтесь, милая! Я и в юности в вас влюблен не был. А сейчас – тем более. Женитьба родительская идея была. Вы красавица, но все же не настолько хороши, чтоб абсолютно все мужчины падали к ногам, как груши с дерева. Да и вы любили не меня. А собственное представление обо мне, сложившееся по рассказам нянюшки. Она ведь меня тоже нянчила. Ох, да не вы одна такая! Видал я многих, и парней, и барышень, которые любили, а точнее полагали, что любили, не людей, а маски, которые сами на этих людей в своём воображении надевали.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА А, может, вы просто завидуете всем умеющим любить? Поэтому и отрицаете любовь? Хорошо! Допустим, все мы носим маски. А, может, и не одну. Но у каждого (и у паяцев в том числе) хотя бы раз в жизни бывает момент, когда нет сил маску эту держать. И вот тогда-то и становится видна вся сущность человека. И если я правильно понимаю, вы нового судью назначили?
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Нет пока что. Но кандидатуру присмотрел.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (вставая) Я на вашу власть не посягаю. Мне корона даром не нужна. Свобода важней и дороже. Хочу напомнить лишь, что по закону вами же подписанному сорок лет назад... (смеясь) Да не смотрите изумленно так, законы можно прочитать в газете! Но большинству людей не до того. Одни читать не могут, а другие – не хотят. Так вот, согласно вашему закону, при назначении судьи положена частичная амнистия.
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Вы думаете, я забыл? Но не могу ж я выпустить на улицу воров с убийцами!
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Я не про полную, а про частичную амнистию! У вас по тюрьмам больше трети заключенных – люди творческие, треть – кознокрады...
ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ Ладно. Будет вам амнистия (позади скамьи строевым шагом проходит СОЛДАТ) У меня обед уже, наверное, остыл. Ей ты! (Солдату) Проводи-ка даму до ворот.
Уходят. ЛЕНВЫЙ КОРОЛЬ – в одну сторону.
СОЛДАТ и СПЯЩАЯ КРАСАВЦА – в другую.
Занавес.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Площадь перед дворцом.
На сцене – постаменты с бюстами.
У одного из них сидит НЩАЯ с протянутой рукой.
Ближе к центру пустой постамент
за ним прячется МУЗА
ДВОРНК, неторопливо расхаживает вдоль сцены за постаментами и, махая метлой, делает вид, что сметает листву.
ПАЯЦ и СПЯЩАЯ КРАСАВЦА
выходят навстречу друг другу с противоположных концов сцены
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА идёт медленно, задумчиво, глядя вниз, расшвыривая разбросанные под ногами листья.
ПАЯЦ – чуть более растрепан, чем обычно, рубашка заправлена кое-как и застегнута не на все пуговицы. Рука на перевязи. дёт медленно, с любопытством оглядываясь по сторонам. Останавливается неподалеку от пустого постамента, замечает СПЯЩУЮ КРАСАВИЦУ, приветственно машет здоровой рукой.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА ускоряет шаг, подходит к Паяцу, осматривает с ног до головы
ПАЯЦ О, знакомые всё лица! Рад, что вы из леса выбрались. Впрочем, я всему сегодня рад. (показывает здоровой рукой в потолок) Глядите-ка, и солнце вышло! (спохватываясь неловко пытается застегнуть той же рукой пуговицы рубашки).
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА А что у вас с рукой? (помогает застегнуть рубашку).
ПАЯЦ Земля, видать, в лесу притягивает (беззаботно) Ерунда! До свадьбы заживёт.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Смотря когда вы собираетесь жениться.
ПАЯЦ Не раньше, чем смогу самостоятельно снимать и надевать штаны.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Ну не на площади же...
ПАЯЦ Боитесь, что советами замучают?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА шутя замахивается за него
ПАЯЦ смеясь отскакивает в сторону
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА По камере скучаете?
ПАЯЦ (прикидываясь перепуганным) Боже упаси! Я и свободой насладиться не успел...
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Ну так и наслаждайтесь. Молча.
ПАЯЦ Всё молчу. Молчу (картинно зажимает рот ладонью).
МУЗА поднимается на постамент.
ПАЯЦ Глядите! Сейчас что-то будет... (подходит ближе к постаменту, но так чтобы не закрывать Музу).
МУЗА
Всегда есть те, кто за свободу
с улыбкой радостной умрут,
пройдут сквозь всё: огонь и воду
и лабиринты медных труб.
«Свобода, равенство и братство» –
звучит пощечиной властям.
Но каждый отдаётся в рабство
своим же собственным страстям.
ухмыляется лукавый:
как грешен человек и слаб!
Один слуга минутной славы,
другой – искусства вечный раб.
Тот служит глиняным богам,
а этот молится исусу…
Дана одна свобода нам:
ярмо себе найти по вкусу.
Уходит за кулисы в полной тишине
ПАЯЦ (устало прислонившись к постаменту) Да-а... Кратко. Точно. , увы, правдиво (кивает головой при каждом слове).
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (садится на постамент) А мне казалось, что свобода только здесь (касается своего лба) и здесь (кладет ладонь на грудь). Свобода чувствовать и думать – вот единственная свобода, которая есть.
ПАЯЦ Ну да. Свобода есть. пить. И спать. Мы несвободны даже от потребностей желудка. И прочих потребностей организма. Но жить ради того, чтобы набить, брюхо как-то (подбирая слово) ну по-свински что ль. Хозяйка навалит в корыто отбросов, а свиньи хрюкают от радости, и не подозревая, что откармливают их на мясо.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Так что теперь вообще не есть? (вытаскивает из кармана плаща яблоко, подбрасывает на ладони).
ПАЯЦ (ловит яблоко) Ну почему не есть? Но человеку голова не только для того, дана, чтоб думать об одной еде. Даже свиньи ещё и о поросятах заботятся.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА И поросятам кушать надо.
ПАЯЦ Надо. Только ни одно животное не съест больше необходимого. А люди часто предаются всяким там излишествам. Лишь потребляют, но не создают. А свиньи цирковые вон картины пишут.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Но деньги, за картины вырученные, не только хрюшкам тем на корм идут.
ПАЯЦ (протирает яблоко торчащим подолом рубашки) В тюрьме вообще питание трехразовое.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Это как?
ПАЯЦ Да кормят раз в три дня. Я не шучу. тот покрытый плесенью сухарь, который выбросил рабочий, проходя под стенами тюрьмы, начинает казаться королевским угощением. И понимаешь, что в действительности нам не так уж много надо. (Подносит яблоко ко рту).
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (пытаясь вырвать яблоко из рук Паяца) Дай сюда! Ты же не хочешь оказаться в колыбели?
ПАЯЦ (пряча яблоко за спину) А говорят, что молодильных нет давно.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА В лесу хрустальном есть. Всё есть. Кроме волшебных палочек.
ПАЯЦ Так может, это потому что каждый может стать волшебником? (возвращает яблоко) Короля что ль угостить хотели?
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (скрещивая руки на груди) Теперь не хочу! А вы с чего решили, что мы виделись? Ну, с королём...
ПАЯЦ Мышка нашептала. Нарисованная. Уши у неё – слонам на зависть. з кустов торчат.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА Где?
ПАЯЦ вновь забирает яблоко из её рук,
подходит к НЩЕНКЕ отдаёт яблоко ей
НЩЕНКА (прижимая к груди яблоко) Спасибо, мил человек. Вы ведь из здания суда вышли?
ПАЯЦ Скорее уж из-под здания.
НЩЕНКА Там дочь моя работает, в секретарях. Она мне деньги каждый день передает, я потому здесь и сижу. Вы там не видели её, дочку мою?
ПАЯЦ (догадываясь) Это та, которая... (осекаясь) Простите, нет.
Возвращается к СПЯЩЕЙ КРАСАВЦЕ и протягивает руку, чтоб помочь слезть с постамента. СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА демонстративно смотрит в сторону.
ПАЯЦ Да нет там никаких ушей! Я пошутил.
СПЯЩАЯ КРАСАВЦА (спрыгивает с постамента) Да как вы можете ещё шутить после всего и глядя на все это вот? (обводит сцену рукой и останавливает взгляд на НИЩЕЙ)
ПАЯЦ (разводит руками, вскрикивает и хватается за перевязь) А что прикажете? Рыдать? (подходя к краю сцены) Но слезами тут уж точно не поможешь. А смех... Как говорят, жизнь продлевает. (Зрителям) Ну так смейтесь! Смейтесь. Пока можете. Ведь мы за этим здесь и собрались.
Занавес.
*** Романс
Вот и кончилось юное лето.
Лист сухой облетает с ветвей.
Ты с тоской провожаешь карету,
запряженную тройкой коней.
Вот и кончилось юное лето...
за тучами скрылась луна.
Соловьиные песни допеты,
и в округе стоит тишина.
Вот и кончилось юное лето...
Расставаться настала пора.
Были дни эти солнцем согреты,
а теперь на пороге ветра.
21.03.2018