ДОБРЫЙ АВТОБУС

ДОБРЫЙ АВТОБУС

 

Весной в городе запустили акцию «Добрый автобус», по аналогии с московским. Он стал возить пенсионеров и малоимущих граждан по экскурсионному маршруту города, с обязательным посещением Благовещенского кафедрального собора, Петровского сквера и знаменитого памятника «Корабль-музей». Катина школьная приятельница Нателла работала экскурсоводом и с первых же дней старта акции сопровождала экскурсионные группы на «Добром автобусе». Как-то в перерыве между поездками, она забежала к Кате в агентство.

– Фух, сил моих нет, Катюшка. У тебя есть кофе или чай? Я сейчас просто окочурюсь, если не выпью чего-нибудь горячего.

– Тебе с сахаром? С мёдом?

– Лучше сразу с ядом, если есть.

– Яда нет, – как всегда спокойная Катя не отреагировала на выпад Нателлы. – Есть большая вкусная шоколадка с орехами, клиент подарил. Будешь?

– Давай шоколадку! Эх, прощай талия!
– А зачем тебе талия, если ты помирать надумала? – так же флегматично поинтересовалась Катя.
– Да ну тебя, Катька, – рассмеялась гостья, – что ты за человек? Ахать и охать не бросаешься, а у человека, может быть, трагедия.
– Жуй сладкое, сейчас тебе полегчает, вот тогда и расскажешь про свою трагедию.

Успокоившись и согревшись, Нателла смогла связно рассказать, что же её так выбило из колеи.

– Я же, Кать, сто лет уже на экскурсиях сижу, всякого навидалась. И отставших с  собаками по городу искали, и мужика из люка вытаскивали, куда он, зазевавшись, свалился, и ребёнка из-под колёс в последний момент выхватывала, и ругали меня, и хвалили. В общем, думала, ничем уже меня не удивить. Но этот бесплатный маршрут всё переплюнул. Ты, кстати, чего бабулю свою ни разу не отправила с нами? Позвонила бы, я бы местечко забронировала.

– Да она не любитель у нас по экскурсиям ездить, да и ходит баба Маня плохо, по двору сама передвигается, а уже в магазин выйти  – проблема.

– Ну так вот, о чём я. Поначалу всё было культурно и ажурно. Ленточку перерезали, начальство с нами по маршруту прокатилось, старички в камеру помахали: все довольны. А потом началось! У нас есть строгое указание: бесплатно возим пенсионеров, инвалидов, многодетных и малоимущих при наличии справки. Таких, к сожалению, как ты понимаешь, всегда хватает. Есть примечание, что если человек сам себя обслуживать не может, ну там колясочник, например, то с ним едет один сопровождающий, и тоже, разумеется, бесплатно.

Так вот, что тут началось. Изо всех щелей стали просачиваться вполне здоровые и дееспособные, желающие на халяву проехать. Вот, приходит, например, тётенька пожилая, с виду вполне интеллигентная, бодрая и шустрая, и сообщает, что с ней поедет дочка и двое внуков. Потому как дочка – сопровождающая, а внуков девать некуда. Или другая заявляет, что внучку на руки посадит (а девочке, на минуточку, лет тринадцать). Естественно же, что через пять минут она на отдельном сидении окажется. У нас всегда пара-тройка свободных есть: вдруг кому-то плохо станет, нужно будет положить больного.

Приходит мужик без пенсионного удостоверения, лет пятидесяти, не больше, и заявляет, что забыл все документы дома. Очередные гости города приехали всей семьёй из пяти человек, из которых только один пенсионер, и не могут разъединяться. С местным дедулей должна ехать вся татарская семейка, и их всех  нужно покатать, и именно на нашем маршруте.

В общем, это просто какой-то кошмар. Дело-то хорошее, старикам город показать, но сколько грязи из людей при этом вылезает, сколько хамства наружу прорывается. Хожу потом и отряхиваюсь от этой черноты. Ей Богу, легче три-четыре обычных экскурсии за день провести, чем одну на «Добром автобусе».

– И что, вот прямо все пассажиры такие?

– Нет, ну что ты! Обычных пенсионеров гораздо больше, но они спокойно ждут своей очереди, записываются заранее. Автобус ведь два раза в неделю ездит, по два рейса. Все желающие, как правило, попадают, если не сегодня, так в следующий раз. Радуются как дети конфетке. А мы, кстати, на одной остановке придумали экскурсантов чаем поить и печеньем кормить. Спонсор у нас появился, кондитерская «Пряничная», вот они нам перекус поставляют. Так, бабушки и дедушки так благодарят, и за экскурсию, и за внимание, и за уважение. Только ради них и езжу до сих пор по маршруту.

Знаешь, у меня одна бабулька есть, баба Стёпа. Она уже раза четыре с нами ездила. Причём, я сама её приглашаю, хотя вроде бы и не положено. Первый раз она попала, когда очередная скандальная бабка пыталась всё семейство «на борт» протащить. А моя Степанида тихонько так ко мне подошла и предложила место скандалистке уступить, мол, сама она и в другой раз поедет. Я, конечно, усадила бабу Стёпу на место, как-то ситуацию разрулила, а после экскурсии мы с бабулькой разговорилась.

Она одинокая, мужа и сына схоронила, внуки разъехались. С собой вроде звали, но она город наш любит, здесь родилась, здесь, говорит, и помрёт. Раньше много пешком ходила, все дворики знает, все скверики исходила за долгую жизнь, а теперь ноги плохо носят, вот она едет на трамвае или на троллейбусе в какой-нибудь район города, проезд-то у пенсионеров бесплатный, выходит и немного гуляет. Посидит на лавочке, потом дальше идёт, сколько сил хватает. А на нашем автобусе «душу отвела да согрела». И уж так благодарила меня и водителя, что я её телефон взяла и стала раз в месяц приглашать на экскурсии. Вот ради таких пассажиров-старичков (своих-то дедов у меня нет) и работаю. Хотя уже давно надо бы бросить и не тратить нервы.

– Ты большая умничка, Нателла. Наши старики – наши корни, наше прошлое, мы им столько должны тепла и заботы, хоть родным, хоть посторонним.

– Я наслышана, как ты дворы оформляешь инвалидам, Катюшка. Это ты у нас молодец!

– Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку, – рассмеялась Катя. – Пойдём лучше я тебе дизайн один покажу, может, что посоветуешь. Ты ж в школе лучше всех рисовала. На фантике из-под конфет могла такую карикатуру изобразить. Помнишь, когда ты математичку нарисовала, а она себя узнала? Вот смеху-то было.

– Помню, конечно. Кому смех, а меня к директрисе таскали, грозились родителей в школу вызвать. Наша трудовичка тогда меня спасла, сказала, что я ей зал к празднику оформляю, вот и рисую сказочных персонажей, а никак не учительницу математики.

– Вот не зарыла бы свой талант, может, известным художником была.

– Да какой там талант, так, баловство одно было. Вот дочка моя старшая, вот у кого талантище! – разговор плавно перешёл на детей, самую благодатную тему для любящих матерей.

 

 

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети