Зеркало с древнейших времён считается одной из самых загадочных вещей. Естественно, этот предмет не мог не найти отражение в культуре и литературе. Причём под зеркалом далеко не всегда понимается стекло с металлическим покрытием. Например, в мифе о Нарциссе это водная гладь, в мифе о горгоне Медузе — отполированная поверхность щита.
В современном мире зеркало прочно вошло в наш быт https://av-steklo.ru и занимает в нём важное место. Но и магический образ этого предмета не теряет актуальности, он, как и много лет назад, интересен писателям.
Безусловно, в первую очередь литераторов интересуют именно волшебные свойства зеркала. Ханс Кристиан Андерсен, например, «дьявольское зеркало» из сказки «Снежная королева» наделил способностью отражать всё в искажённом виде — утрировать недостатки и скрывать достоинства. Разбившись, зеркало разлетелось на множество мелких осколков, сохранивших свойства целого предмета. Один из таких обломков, попавший в сердце Кая, и стал виновником всех злоключений героев.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина зеркало обладает голосом и умением говорить исключительно правду. Со своей хозяйкой, злой царицей, оно не идёт ни на какие компромиссы, сообщая всё о её падчерице, вплоть до местонахождения. У Пушкина зеркало — полноправный персонаж сказки, благодаря которому читатель приходит к выводу, что истинная красота заключается в доброте и открытости миру.
У Льюиса Кэрролла зеркало становится своеобразным порталом между двумя мирами — реальным и Зазеркальем, куда попадает Алиса и где её ожидают многие чудеса.
Таким же свойством перемещать человека обладает и зеркало в сказке Виталия Георгиевича Губарева «Королевство кривых зеркал». В отличие от Алисы, девочку Олю в зазеркалье встречает не шахматный мир, а мир-наоборот, где всё меняется местами: правое с левым, правда с ложью, добро со злом. Приём симметрии, предложенный Губаревым, показывает не только зеркальность двух миров, но и введён автором для оценки персонажей. Даже имена героев, когда их прочитываешь задом наперёд, характеризуют их и помогают понять Оле и её зеркальному двойнику Яло в том, кто есть кто в Королевстве кривых зеркал. И именно отражение, позволившее увидеть себя со стороны, помогло главной героине разобраться в самой себе и избавиться от недостатков.
Практически теми же свойствами наделяет зеркало и Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Все мистические события, происходящие в романе, совершается либо при помощи зеркала, либо в непосредственной близости от него.
Этот список можно продолжать долго, ведь писатели часто используют в своих произведениях образ зеркала. Причём не только потому, что оно издревле считается волшебным предметом, но и потому, что помогает раскрытию идеи книги и характеров её героев.
|
Всего комментариев: 0 | |