14 Янв 2025
Диалектика выживания
Однажды из окна увидев, до сих пор удивляюсь врождённому инстинкту самозащиты потерявшегося котенка. Нескольких дней отроду, взъерошенным комочком, он, размером с цыпленка, отчаянно шипел и размахивал своей лапчонкой перед носом большой собаки, на помощь которой с любопытством подбегала уже другая, тоже с кровожадными привычками. Котенок отстоял свой сомнительный суверенитет и тем сам себя спас - собаки озадаченно подивились на крошку и убежали! В генах и у нас таится много чего удивительного и душеспасительного... - Хоть с богом можешь ты не быть, но мистик быть в тебе обязан! Весь свод религиозных представлений в веках и тысячелетиях переплетен с практикой мистического восхождения от физического (телесного) к духовному оздоровлению, а, возможно, и спасению. Почти все без исключения национальные лидеры были и остаются потенциальными целителями и чудотворцами, обретя реальную форму вожделенного бессмертия. В переложении набора мотивов с многостраничной кальки той исторической последовательности на ход духовного развития уже нашей страны можно уловить, что и князья, и богопомазанники царской России, в своём большинстве ведали и цель, и смысл, и путь общественного сосуществования. Не простого любопытства ради и нам хотелось бы взглянуть на разнообразие акцентов в генезисе формирования христианства. Тут сразу озадачивают откровения Клемента (гл.1 ст.60) о том, что это знаменитый Иоанн Креститель фактически и есть мессия, а не Иисус, - по статусу учителя, да и по популярности. С легендой о Христе тоже не всё так просто и однозначно, как следует из фрагментов несторианских рукописей пещерного монастыря Цяньфодун (IV век), получивших название «Сутры Иисуса». В начале прошлого века эту веру ещё исповедовали около 100 тыс. человек в небольшой общине мандейцев на территории Ирана. На всё можно взирать с духовным умилением! Наделяя и возвышая обыденное, мы прежде черпаем божественную благодать в себе, а затем и в других, ибо - своя божественная рубашка естественно гораздо ближе к телу, нежели чуждая. Казалось бы универсальное - "Найди одухотворение в себе, и ты познаешь мир прекрасным"- звучит актуально навсегда, как норма и истина, не требующая доказательств, да ещё и записанная в генной памяти народов. Увы, не все так очевидно. В базовой глубине предыстории могучими пластами улеглось многогранное язычество с его мистицизмом. Ранние гностики, найдя отражения в подоснове наблюдения скрытых "диалогов" между "Я"-"Ты" в себе, а с опытом, контролируя "Он"-"Оно" у других, тщетно стремились к полноте молитвенного общения с высшей благодатью на уровне как сознания, так и интуиции. Популярный Мартин Бубер в исследованиях практик еврейского мистицизма напоминает, что истина не столько открывается, сколько нарабатывается умом и сердцем в сакральном "диалоге" постепенно. По тем представлениям (Клементины, сказания от Петра) Христос нёс бога не единолично в себе. Даже поцелуи его были в равной степени и плотские, и духовные. (Евангелие от Филиппа) Следом за Иоанном Крестителем уже Симон (Волхв) Маг (Деяния апостолов, гл.8, ст.9) в первую половину того столетия проповедовал учение о преимуществах и благосклонности двуединого бога для сынов Израиля, на фоне давно укоренившегося триединого, предлагая в этой роли именно себя. Симон Волхв есть прям Дух Божий в мужской ипостаси, по собственному утверждению, но только в паре с женской, в виде падшей и прощенной Елены (в параллели с Марией Магдалиной у Христа). В то же время многомудрый и знаменитый Аполлоний Тианский вовсе не противился греко-римскому многобожию. А Симон Бар-Кохба (самопровозглашенный "сын звезды, потомок царя Давида") - новый "князь Израиля", возомнил тогда себя настоящим мессией, но взывающим не к милосердию и любви, а к особой жестокости, побеждающей и изгоняющей римлян из Израиля. (125 -132гг). Император Адриан некстати воздвиг в Иерусалиме храм Юпитеру на месте еврейской святыни, и город взбунтовался. Несмотря на блестящие победы и популярность по всей Иудее (чеканятся монеты, где Бар-Кохба - спаситель и мессия), то упрямое воинство было истреблено римлянами, но с немалым трудом. (135-138г.) Известно, что непокорные евреи вместе с предводителем шли в решающее сражение с отрубленной фалангой пальца на руке, соглашаясь на "чудовищный грех членовредительства", и жертвуя собой ради вовсе не христианской, но иудейской веры. Само убийство всегда было в порядке вещей, но в строгих рамках дозволенного - этакий укоренившийся оксюморон верований... Тут и культ Митры, мужской секты, в новом представительстве повторял многое из истории о Христе, но служил большему числу самих римлян, чем Христос христианам конца второго столетия. Скачущий на быке и его поражающий, он проливает и свою жертвенную кровь, что символически отражается в разных литургических обрядах и поныне... А с весеннего равноденствия 200 г. возобновился Культ "Звезды моря" - Изиды, как царицы небесной, безмятежной матери Божией - запрещен христианами к середине тысячелетия. Всем этим кумирам ставили храмы по всей империи, многие из которых сейчас немо свидетельствуют уже в облике христианско-мусульманском о наших духовных метаниях и мировоззренческой неуравновешенности. Все они, творя неописуемые чудеса, хотя и были прежде всего уникальными врачевателями, но себя вознесли на жертвенный алтарь не по доброй воле. Тот же Симон Маг в поединке с ап. Петром, тоже не стеснявшимся взывать от имени Св. Духа, был не только обессилен в состоянии левитации и сброшен с высоты наземь, согласно легенде, но и побит камнями разочаровавшимися в кумире свидетелями. Однако, на одном из островов статую ему установили, как богу, ещё при жизни. В итоге всех перипетий начала прошлого тысячелетия тихой сапой победила слепая жажда вечности за пределами самой жизни - этакий трюизм невежества, охотно поддерживаемый в свое время и легендарным царем Соломоном. А там ещё нагло затаившийся культ "золотого тельца" в сочетании со стратегией отпущения любых грехов, увы, оказались весьма непреодолимыми поведенческими аргументами навсегда для многих народов мира, обеспечив торжество христианской церкви в сокрытом и фатальном мистическом противоречии со своими же прекраснодушными устремлениями. В тех же оковах на крутой скале критических обстоятельств находится сейчас и наш лидер. Так вознесем же искренне от сердца условную молитву Богу за настоящего российского Героя во имя жизни его и нашей. Проливая кровь свою ли, чужую, каждый истинно верующий так или иначе всё-таки отдает себе отчёт о возложении в очередную подготавливаемую могилу жертвенные венки из своего и греха, и души, и попрания веры, оставляя себя уже без права на последнюю молитву, в отличие от того котенка. Такая вот сомнительная диалектика отношения к жизни тлеет в наших генах вместе с мистикой её сопровождения.... © Copyright: Геннадий Корякин, 2025
Публицистика / 52 / papyg / Теги: мистика, история, убеждения, христианство / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2025. Художественная литература современных авторов