[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Диалог Иосифа Бродского с польским писателем А. Михником
bersergДата: Суббота, 15 Дек 2012, 21:01 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1809
Награды: 78
Репутация: 125
Статус:
ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — ВУЛЬГАРНОСТЬ СЕРДЦА
Диалог Иосифа Бродского с польским писателем Адамом Михником
Эта беседа была напечатана в цветном иллюстрированном журнале «Газета Выборча» (Варшава, 1995)



А. Михник. Давай поговорим о России, о твоем трояком опыте русского интеллигента, русского поэта и русского еврея.
И. Бродский. Не считаю себя русским интеллигентом. Это понятие, которое возникло в XIX веке и умерло в начале XX. После 1917 года нельзя всерьез говорить о русских интеллигентах. Бородка, пенсне, любовь к народу? Долгие разговоры о судьбах России на пригородной даче? Ни я, ни мои коллеги никогда не считали себя интеллигентами хотя бы потому, что о России, о ее судьбах, о ее народе мы никогда не дискутировали. Нас больше интересовали Бекетт, Фолкнер.
Что будет с Россией? Как сложится ее судьба? Какова ее роль? Для меня все это кончилось на Чаадаеве и его определении России как провала в истории человечества.
А. Михник. Всегда ценил и ценю в тебе именно российского интеллигента. Интересно, что ты не любишь этого определения.
И. Бродский. Кто-то со стороны может меня так называть, но я о себе так не думаю. Я всегда старался определяться с помощью ясных понятий: храбр я или труслив, жаден или добр, честен с женщинами или нет.
А. Михник. В твоем творчестве не чувствуется бунта против власти. Ты никогда не был диссидентом.
И. Бродский. Адам, ты не прав. Это значит просто, что я ни разу не пал так низко, чтобы кричать: «Долой советскую власть!».
А. Михник. Был ли ты в этом смысле исключением среди друзей?
И. Бродский. Мои коллеги были точно такие же. В лучшем случае власть была темой анекдотов и шуток. Но трактовать ее всерьез... Было ясно, что это воплощение зла. Если у моего поколения и были какие-то иллюзии, то только до 1956 года. Тогда все стало ясно. Тогда мне было 16 лет.
XIX век не может нас поучать. В XIX веке существовала идея народа, идея справедливости, которой можно как-то достигнуть. В XX веке идея народа, некоего носителя правды, просто инфантильна. Россия имеет историю, которую никто понять не может. Когда мы говорим о злодеяниях режима, то не говорим всей правды. Речь не только о том, что убиты тысячи людей, но и о том, что жизнь нескольких поколений шла иначе, чем должна была идти. Целые поколения выросли в абсолютном бесправии. Мысль о том, что ты инициативен, полностью искоренена, исчез инстинкт деятельности, его кастрировали. Мне кажется, что с русским народом произошло то, что в предыдущем столетии с русской интеллигенцией: чувство полной импотенции.
А. Михник. Исайя Берлин однажды заметил, что в европейской культуре существует традиция Мопассана — литература как изложение занимательных историй занимательным способом, и традиция русская — литература, которая исполняет некую миссию. Когда я тебя слушаю, то вижу, что говоришь ты одно, а пишешь нечто совершенно другое.
И. Бродский. Главный враг человечества — не коммунизм, социализм или капитализм, а вульгарность человеческого сердца, человеческого воображения. Например, вульгарное плоское воображение Маркса. Вульгарное воображение его российских наследников.
А. Михник. Когда ты встретился с антисемитизмом?
И. Бродский. В школе. В классном журнале есть твоя фамилия, имя, год рождения, национальность. Я — еврей. Стопроцентный. Нельзя быть более евреем, чем я. Папа, мама, нет никакого сомнения. Без каких бы то ни было примесей. Но я думаю, что я еврей не только поэтому. Я знаю, что в моих взглядах присутствует истинный абсолютизм. А если говорить о религии, то, формируя для себя понятия Верховного существа, я бы сказал, что Бог есть насилие. Ведь именно таков Бог Ветхого завета.
А. Михник. А что значат слова Цветаевой, что все «поэты — жиды»?
И. Бродский. Что их ситуации не позавидуешь. Что они — изгои. Что они не нужны. Что они чужды окружающим.
А. Михник. Скажи, должны ли поляки бояться России?
И. Бродский. Я думаю, Россия кончилась как великая держава. И как государство, оказывающее давление на своих соседей, не имеет будущего. И еще долго не будет иметь. Пространство России будет сокращаться. Думаю, что вы можете встать из-за игорного стола. Все кончено.


marafonez
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов