[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Наставления Конфуция
NikolayДата: Воскресенье, 22 Май 2011, 15:43 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 - ок. 479 до н. э.)
- великий китайский мудрец, философ, мыслитель, основатель конфуцианства и государственной религии Китая.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
***

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
***

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
***

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
***

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
***

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех.
***

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
***

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
***

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
***

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
***

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
***

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
***

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
***

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.
***

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
***

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
***

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь.
***

Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
***

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
***

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
***

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный — в других.
***

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
***

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
***

Добавлено (22.05.2011, 15:43)
---------------------------------------------
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, - разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду - разве это не возвышенно!
* * *

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
* * *

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.
* * *

Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
* * *

Учитель сказал: "Благородный муж - не орудие".
* * *

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
* * *

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учится, окажется в затруднении.
* * *

Человек, лишенный человечности, не будет находится долго в стесненных обстоятельствах, он также не будет долго пребывать в праздности.
* * *

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
* * *

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут говорить!
* * *

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
* * *

Утром познав истину, вечером можно умереть.
* * *

Благородный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
* * *

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
* * *

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
* * *

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
* * *

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
* * *

Учитель сказал: "Мое дело кажется безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой".
* * *

Учитель сказал: "В любом селении из десяти домов найдется человек, который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению".
* * *

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
* * *

Если в человеке естество затмит воспитанность, получиться дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
* * *

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
* * *

Учитель сказал: "Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее".
* * *

Расширять познания, не хвастаясь перед другими; прилежно учиться, не чувствуя усталости; наставлять других, не зная разочарований, - все это дается мне без труда.
* * *

Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
* * *

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
* * *

Учитель сказал: "Есть грубую пищу и пить ключевую воду, спать, положив голову на собственный локоть, -во всем этом есть своя радость. А неправедно приобретенные богатство и знатность для меня - что плывущие облока!".
* * *

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучится. Достоинствам их я постараюсь подрожать, а на их недостатках сам буду учиться.
* * *

Учитель сказал: "Ученики мои! Думаете ли вы, что я что - то скрываю от вас? Нет, я ничего от вас не прячу. Я говорю лишь то, что вам самим должно быть ведомо".
* * *

Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать ее, и она тут же окажется рядом!
* * *

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должно превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
* * *

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долг. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?
* * *

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал занять высокий пост.
* * *

Учитель сказал: "Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель так, как любят женскую красоту".
* * *

Стоя на берегу реки, Учитель сказал: "Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь".
* * *

Воистину, на свете есть и травы, не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов!
* * *

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
* * *

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
* * *

Ученик Цзы-Лу спросили о том, как чтить духов. Учитель сказал: "Ты еще не умеешь служить людям, как же ты сможешь служить духам?" Тогда ученик спросил о том, что такое смерть. Учитель сказал: " Ты еще не знаешь, что такое жизнь, как же ты можешь знать, что такое смерть?"
* * *

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
* * *

Будучи вне дома, держите себя так, словно принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда не в государстве, ни в семье не будет недовольства.
* * *

Благородные муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
* * *

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны делать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
* * *

Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
* * *

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
* * *

Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.
* * *

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
* * *

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
* * *

Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром".
* * *

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за- ними те, которые смогли избежать злословия.
* * *

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
* * *

Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
* * *

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слова.
* * *

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
* * *

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
* * *

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
* * *

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
* * *

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
* * *

Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.
* * *

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
* * *

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
* * *

Учитель сказал: "Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду". Я слышал такие слова и видел таких людей. "Я живу в уединении, дабы претворить свою правду". Я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.
* * *

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
* * *

Любимец деревни - враг добродетели.
* * *

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пустится в разбой.
* * *

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязанными, если удалишь от себя - возненавидят.
* * *

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.
* * *

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
* * *

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить другой поступок.
* * *

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
* * *

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
* * *

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
* * *

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
* * *

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
* * *

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
* * *

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
* * *

Тот, кто, дожив сорока лет, вызывает лишь неприязнь, - конченый человек.
* * *

Достойный человек не идет по следам других людей.
* * *

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергать и не одобряет, а все меряет справедливостью.
* * *

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по - доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
* * *

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
* * *

Учитель сказал: "Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?"
* * *

Если у вас возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
* * *

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
* * *

Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле - и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоиться о праведном пути и не беспокоиться о бедности.
* * *

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
* * *

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
* * *

Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
* * *

Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
* * *

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они стану выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
* * *

В стране, где есть порядок, будь смел в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
* * *

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
* * *

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
* * *
(Источник - http://china.aforism.ru/html/confuci/00001.htm)

Прикрепления: 2606815.jpg (4.2 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
NikolayДата: Суббота, 10 Сен 2011, 09:14 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Беседы и суждения (Лунь-Ой)

Конфуций говорил: «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем».

Благородный муж испытывает три страха: перед небесной судьбой, перед великими людьми и перед словами мудреца. Мелкие люди не знают небесной судьбы и не боятся ее, неучтиво обращаются с великими людьми и презрительно относятся к словам мудреца.

Все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Бедность и богатство, награда и наказание, счастье и несчастье имеют свой корень, создать который сила человеческой мудрости не может.

Конфуций сказал: «Будет ли претворено в жизнь мое учение это зависит от судьбы. Если моему учению никогда не суждено будет осуществиться, то это также зависит от судьбы».

Учитель сказал: «Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга слугой, отец отцом, сын сыном».

Учитель сказал: «Простолюдинов можно заставлять следовать должным путем, но им не надо знать, почему это нужно делать».

Конфуций сказал: «Если наставлять людей с помощью законоположений, если ограничивать и сдерживать их с помощью наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступления, но в сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же наставить людей с помощью нравственных требований и установить правила поведения, сообразно «ли», то люди не только будут стыдиться плохих дел, но и искренне возвратятся на праведный путь».

Ай-гун, правитель царства Лу, спросил Конфуция: «Как можно заставить простолюдинов повиноваться?». Конфуций ответил: «Если приближать прямодушных людей и ставить их выше лукавых людей, то простолюдины будут послушны. Если же приближать лукавых людей и ставить их над прямодушными людьми, то простолюдины не будут послушны».

[Ученик] Цзы Гун спросил Конфуция о том, как следует вести государственные дела. Конфуций ответил: «Нужно, чтобы было в достатке продовольствие, чтобы было в достатке военное снаряжение и чтобы простолюдины доверяли своему правителю». Тогда Цзы Гун спросил: «Если в государстве будет неблагополучно, то чем, прежде всего можно пожертвовать, чтобы навести в стране порядок?». Конфуций ответил: «Можно отказаться от военного снаряжения». После этого Цзы Гун спросил: «Если же случится так, что придется еще чем-то пожертвовать, то от чего еще можно отказаться?». Конфуций задумался и сказал: «Можно отказаться от продовольствия. С древности до наших дней люди всегда умирали, но если в народе будет недостаток веры в правителя и его близких, то государство не может быть устойчивым».

[Ученик] Цзы Гун спросил учителя: «Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?». Учитель ответил: «Можно. Чего не желаешь себе, того не делай и другим».

Конфуций сказал: «Почтительным сыном можно назвать лишь того, кто при жизни отца [с почтением] наблюдает его поступки, а после смерти следует примеру его деяний и в течение трех лет не изменяет порядков, заведенных отцом».

Конфуций сказал: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде».

Конфуций сказал: «Высшее знание это врожденное знание. Ниже знания, приобретенные учением. Еще ниже знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительного урока из трудностей».

Если больше слушать, быть осторожным в отношении сомнительного и осмотрительно расширять и извлекать из него достоверное, то можно уменьшить количество ошибок в знаниях. Если больше наблюдать, быть осторожным в отношении ненадежных наблюдений и осмотрительно изучать и использовать оставшиеся достоверные наблюдения, то будет меньше раскаяний за совершенные ошибки.

Конфуций сказал: «Послушай, Ю, я хочу научить тебя правильно относиться к знаниям. О том, что ты знаешь, говори, что знаешь. А о том, чего не знаешь, говори, что не знаешь. Только такое отношение к знаниям мудро.

Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведет к возникновению сомнений и непостоянства».

Конфуций сказал: «Человеку, наделенному способностями сверх обычного, можно сообщить глубокие и высокие принципы. Но человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов».
(Культурология. ХХ век. М., 1995)
(Источник - ХРОНОС; http://www.hrono.ru/libris/lib_d/dik11hresto.php )
***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов